Мужественные герои В. Скотта




(По роману "Айвенго")

Роман "Айвенго" принадлежит перу английского романи­ста Вальтера Скотта. События происходят в XII веке. Тогда королем Англии был Ричард Львиное Сердце. В стране про­исходила острая борьба между саксами и норманнами, а так­же между феодалами и землевладельцами. Рыцарские замки стали притоном для разбойников, а бедные люди были безза­щитными и бесправными.

В тяжелое для страны время на родину возвращается на­следник старого Седрика — Айвенго. До этого юноша путеше­ствовал по Италии, Франции, Греции. Богатый феодал Седрик лишил наследства и выгнал из дома сына, потому что взгляды отца и сына на государственное устройство резко расходились. Айвенго за годы скитаний научился прятать свои настоящие чувства под маской равнодушия. Юноша переоделся в бедного богомольца и, оставшись неузнанным, пробрался в дом отца. Там он встретил воспитанницу Седрика — леди Ровену, к ко­торой хранил любовь на протяжении долгих лет изгнания. Айвенго понимает, что жизнь отца мало в чем изменилась: Седрик такой же суровый и бескомпромиссный.

Молодой рыцарь ценит в людях, прежде всего, порядоч­ность и искренность. Он не хочет отступать от своих принци­пов и считает, что власть феодалов должна быть ограничен­ной. Айвенго также верит в то, что все люди равны перед Богом, потому юноша спасает еврея Исака от ограбления.

Юноша не только справедливый, но еще и отважный воин. На рыцарском турнире он прекрасно выглядел в боевом сна­ряжении. На панцире было написано: "Рыцарь, лишенный наследства". Ловкость и юношеская грация просто очарова­ли зрителей. Айвенго получил в награду за победу золотой венок. Естественно, юноша подарил его своей любимой де­вушке — леди Ровене, но при этом остался неизвестным. Однако, когда с Айвенго сняли шлем, то все узнали сына могущественного Седрика.


Тяжелые раны рыцарям обычно лечат друзья и те, кто умеет ценить дружбу, искренность, отзывчивость. Айвенго по­могает Исак, его дочь Ребекка, свинопас Гурт и даже сам король Ричард Львиное Сердце. Эти люди сделали все воз­можное, чтобы юноша выздоровел. Народный герой Локси считает, что его вольные стрелки смогут в любой момент за­щитить товарища. Свинопас Гурт говорит, что никогда не предаст друга, несмотря на возможное наказание.

Айвенго хорошо понимает, что сила человека — в дружбе, а его счастье — в любви. Всех, кто его окружает, покоряют щедрость, доброта и простота молодого рыцаря. Едва выздо­ровев, Айвенго снова становится на защиту обездоленных, спа­сая Ребекку. Но на этот раз он рисковал своей жизнью.

Большую роль в романе играет легендарный король Анг­лии — Ричард Львиное Сердце. Именно он под маской Чер­ного Рыцаря выносит на руках из горящего замка раненого Айвенго, а потом совершает еще много хороших дел: спасает старого Седрика и леди Ровену, примиряет Айвенго с отцом и благословляет будущий брак юноши и Ровены.

Вальтер Скотт в своем романе рисует образы сме­лых, бесстрашных, мужественных людей, как рыцарей, так и простолюдинов. Даже грустно становится оттого, что в современном мире нет смелых странников, которые всег­да были бы готовы вступиться за честь. Но я понимаю, что там, где есть рыцарь, добро обязательно победит зло. Настоя­щему рыцарю не нужны похвалы и награда. Смысл его жиз­ни — приносить свободу и добро тем, кто в этом нуждается.

О. ГЕНРИ

Бесценный дар

(По рассказу О. Генри "Дары волхвов")

По евангельской легенде, когда родился младенец Иисус, на востоке вспыхнула звезда. Три мудреца-волхва, увидев ее, поняли, что родился спаситель мира и отправились покло-


ниться ему. Они принесли дары — драгоценные благовония. По преданию, отсюда пошел обычай в Рождество одарять близ­ких и знакомых.

О. Генри по-своему обыгрывает предание. Канун Рождества в'маленькой квартире, где царит "не то что вопиющая нищета, но красноречиво молчащая бедность". Юная супруга хочет вы­брать подарок для мужа. Они бесконечно любят друг друга, и никакие сокровища не кажутся Делле достойными мужа. Но на ладони блестят монетки — один доллар восемьдесят семь центов, собранные долгой жесточайшей экономией. Как быть?

Два подлинных сокровища есть у семьи: роскошные воло­сы Деллы и золотые часы, доставшиеся Джиму от отца. Правда, часы висят на ободранном кожаном ремешке...

Выход Делла находит быстро: она продает свои волосы, покупает цепочку для часов, молясь лишь об одном: только бы не разонравиться мужу. Но когда она вручает ему пода­рок, оказывается, что часов нет: Джим продал их, чтобы ку­пить жене черепаховый гребень.

Грустный финал: подарки оказались "слишком хоро­ши". Счастливый финал — муж и жена сделали друг другу бесценный подарок: любовь, преданность, бесхитростную готовность пожертвовать друг для друга самыми большими сокровищами.

О. Генри делает мудрый вывод: волхвы принесли дары, но среди них не было самого главного. Писатель не называет его, но нам понятно, что этот дар — любовь и верность. Их не купить, даже если в кармане у вас миллион долларов и восемьдесят семь тысяч.

ДЖЕК ЛОНДОН

В чем смысл жизни? (По рассказу Д. Лондона "Любовь к жизни")

Джек Лондон занимался литературным творчеством око­ло двадцати из сорока прожитых им лет, успехи писателя


поразительны. Современники следили за взлетом и судьбой Джека Лондона с радостью и неприкрытым интересом. Из писателя пытались сделать живую рекламу "общества рав­ных возможностей", то есть Америки. Мол, вот воплощение идей о настоящем обществе: пасынок фермера, мальчик-ра­ботяга, который не смог получить высшего образования, но все равно сумел достичь своей мечты: стал популярнейшим писателем. Но в действительности все было не так просто. Жизнь Джека Лондона была своеобразным самосожжением ради успеха. Такая борьба обессиливала. Писатель обречен был ради выгодной репортерской и писательской работы на невероятные нагрузки.

Джек Лондон писал: "Мне странно думать теперь о том, с каким самозабвением я работал, о том, каким бедным я был и как страстно мне хотелось достичь успеха, а еще — каким я был счастливым".

Первые, так называемые северные, рассказы Джека Лон- > дона удивили читателей новой постановкой проблемы и их художественным воплощением. Герои этих рассказов оста­вались наедине с суровой арктической природой, испытывав­шей их на прочность. Как писатель-реалист Джек Лондон шел в своем творчестве по следам жизни. На Север людей заставляло ехать желание заработать шальные деньги, этот период назывался "золотой лихорадкой". Среди настоящих, мужественных и сильных героев на Севере оказались и негодяи, которые привезли с собой зверские законы "обще­ства равных возможностей": крайний индивидуализм, жела­ние обогатиться любой ценой, ненасытное пристра­стие к "желтому дьяволу". Среди суровой белой тишины Аляски бред "золотой лихорадки" причудливо переплелся с высокой романтикой. Это накладывало очень своеобразный отпечаток на характер каждого обитателя американского Севера.

В рассказе "Любовь к жизни" Джек Лондон изобразил двух друзей-золотоискателей, которые возвращаются домой после удачных поисков желтого металла. Один из них вывихнул ногу и попросил своего спутника о помощи. Но тот бросил товарища в беде и пошел дальше, прихватив с


собой часть добычи. Его друг, оставшийся в одиночестве, отчаянно борется за жизнь. Он решает идти дальше, несмот­ря на боль, но сбивается с дороги. Идти с поврежденной ногой становится все тяжелее, и герой задумывается над тем, что делать со своей долей добычи. Он оказался перед выбором: избавиться от золота как от лишнего груза или от всех остальных вещей. Он не решился оставить золото в той земле, которой оно принадлежало раньше. Золото­искатель изнемогал от голода. Несколько раз он пытался поймать куропатку, но безуспешно. "Глядя, как куропатка отлетает прочь, он чувствовал к ней такую ненависть, слов­но она причинила ему страшное зло". Он впадал в беспа­мятство, бредил едой, но, придя в себя, чувствовал только боль от голода в животе. Когда мокрый снег погасил костер, путник дошел до крайней точки страдания и начинал ду­мать, что умереть не так больно, как жить. Но сквозь бессилие прорывалась бесконечная любовь к жизни и вы­нуждала его еще и еще раз подниматься и идти дальше. Герою удалось выйти к людям, но в конце пути произошло символическое событие: он увидел останки своего друга-предателя. Еще долгое время спасшегося преследовал страх голодной смерти.

Рассказ Джека Лондона заставляет читателя задумать­ся над такими понятиями, как жизнь и смерть, предательство и дружба, над относительностью материальных ценностей.

ЯРОСЛАВ ИВАШКЕВИЧ

"Гибель Икара"

(сочинение-отзыв)

Всем известен миф об Икаре — юноше, который хотел ле­тать, стремился к солнцу и погиб, приблизившись к нему на­столько близко, что воск, скреплявший перья, растаял.

Ярослав Ивашкевич не знал близко молодого человека,


о котором рассказал. Но маленький эпизод, свидетелем которого он стал, побудил его написать рассказ и назвать по ассоциации "Гибель Икара". Действие происходит во время второй мировой войны в Варшаве. По дороге идет юноша 15—16 лет и читает книгу. На него чуть не наехала машина гестапо. Из машины выскочили два гестаповца, отобрали у парня документы, затолкали его в машину и увезли в неизвестном направлении. Автор рассказа стал случайным свидетелем события. На трамвайной остановке были люди, безразличные пешеходы сновали по своим де­лам, и никому не было дела до гестапо, до исчезновения мальчика.

Я. Ивашкевич вспомнил картину Брейгеля "Падение Ика­ра", на которой крестьянин, пастух и рыболов занимаются своими делами. Все живут своей жизнью, своими заботами, своей работой. На втором плане виден умиротворенный го­род, в котором также течет своя жизнь. И только присмот­ревшись, можно увидеть торчащие из воды ноги и несколько падающих в море перьев. И опять-таки никто не заметил гибели человека.

Проходят годы, столетия, а человек все так же бывает без­различен, безучастно проходит мимо смерти других, живет сво­ей жизнью и довольствуется малым. От этого веет безысход­ностью, и жить в таком обществе страшно.

ДЖЕЙМС ОЛДРИДЖ

"Последний дюйм"

(сочинение-отзыв)

Сюжет произведения прост. Два человека — отец и сын — - попадают в экстремальную ситуацию.

Начинаются события буднично. Бен, в прошлом опыт­ный летчик, теперь подрабатывающий подводными киносъем­ками, летит со своим десятилетним сыном Дэви на бе­рег Акульей бухты снимать акул. Самолет - старенький,


места — безлюдные, сын — замкнутый, отец — весь в себе. Каждый живет своей жизнью, никаких общих чувств, инте­ресов, полное равнодушие. В рассказе отсутствует далее конфликт отцов и детей, так как близкие, казалось бы, люди являются посторонними друг для друга, они не знают друг о друге ничего и не пытаются сблизиться'.

Во время подводных съемок на Бена напала акула. И вот тут-то, на диком побережье, Бен осознает, что этот маленький человечек, его сын, от которого зависит их даль­нейшая жизнь, должен быть мужественным, сообразитель­ным, волевым. Впервые Бен начинает работать не физически, а внутренне. Он пытается понять чувства мальчика, пыта­ется заставить работать и думать самостоятельно. Им обоим страшно, но они ожесточенно сопротивляются обстоятельствам.

Дэви, оказавшись один на один со стихией и умираю­щим отцом, действует самостоятельно. Когда ему нужна помощь по управлению самолетом, он выводит отца из обморочного состояния. Мальчик неожиданно оказался мужественным, где-то даже жестким, сконцентрированным, ответственным, умеющим самостоятельно справляться со сложными ситуациями, — выше на ступеньку некоторых мужчин, теряющих самообладание в подобные моменты жизни.

Они спаслись. Бен-калека держится за тонкую ниточку понимания сына в надежде развить ее в тесную связь через взаимопонимание. А сын, неожиданно раскрывшийся в не­ординарной ситуации, опять скромен и тих. Развитие даль­нейших отношений зависит только от них. И впереди у них работа, самая тяжелая и изнурительная — познание друг Друга.

♦ ♦ ♦




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: