Романтика украинских сказок и легенд в творчестве Н. В. Гоголя




(По книге "Вечера на хуторе близ Диканьки")

"Поздравляю публику с истинно веселою книгою" - та­кими словами А. С. Пушкин встретил "Записки пасечника Рудого Панька", изданные Н. В. Гоголем. Книга очаровала читателей украинским плутоватым юмором, необыкновенной ■ поэтичностью и красотой народных преданий. Настоящий герой книги — народ, его характер, проявляющийся в сказ­ках и легендах.

Украинские сказки — страшные и завораживающие одно­временно, в них не всегда добро вознаграждается явно, но в


конце концов приходит воздаяние за все поступки — дурные и хорошие.

"Майская ночь, или Утопленница" основывается на мно­гих легендах о "неупокоенных душах", безвинно погибших. Прекрасная добрая панночка терпит издевательства ведьмы-мачехи. Не выдержав, она бросается в пруд и становится русалкой. Вместе с другими русалками она пытается нака­зать мачеху, утаскивает ее в воду, но та коварна и хитра. Мачеха обернулась русалкой. А бедная панночка "не может плавать вольно, как рыба, она тонет и падает на дно, как ключ".

Русалка обращается за помощью к Левку, сыну головы, у которого не складывается счастье. Левко любит красавицу Галю, но хитрый отец парубка сам имеет виды на девушку и "не слышит", когда сын просит позволения женить­ся. Левко и русалка встречаются во сне. Панночка рас­сказывает парню о своей мачехе и просит: "Помоги мне, найди ее!"

Просьба оказывается легко выполнимой: понаблюдав, как русалки играют "в коршуна", Левко сразу видит одну, которой нравится быть злым и хищным коршуном, которая не так прозрачна и чиста, "внутри у нее что-то чернеется". Благодар­ная панночка помогает Левку соединить свою жизнь с люби­мой девушкой.

История, рассказанная Гоголем, пронизана лиризмом, ук­раинскими песнями, окутана поэтической грустью. В ней много доброты и нет христианской непримиримости по отношению к самоубийцам. Они не прокляты, они несчастны;

Н. В. Гоголь вырос в атмосфере украинской песни и сказ­ки, прекрасно передал ее в своих книгах, сумел увлечь читате­лей поэзией народных малороссийских преданий.

О О-


СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИЗ БИБЛИИ

Трудно или легко делать добро?

(Притча о милосердном самарянине)

Библия является книгой книг. В ней можно найти ответы на многие вопросы. В виде притч в ней рассказы­вается о тех или иных поступках человека, о добре и зле, равнодушии и жестокости, о благополучных и несчастных людях, о чувствах, которые одолевают их в каверзных ситуациях.

Такой является и притча о милосердном самарянине в Новом завете. В притче говорится о человеке, который отправился в Иерихон из Иерусалима. По дороге его огра­били и избили разбойники и оставили на дороге умирать. Мимо него прошли три человека: священник, левит и са-марянин. У каждого из них были свои убеждения: у свя­щенника — что ему по иудейскому обычаю запрещено прикасаться к мертвому, у левита — что этот человек не является ему ни родственником, ни другом, ни знакомым, у самарянина — что по существующим правилам запрещено общаться с иудеями.

Священник, первый помощник страждущих, увидев изби­того человека, быстро прошел мимо. Левит подошел к че­ловеку, посмотрел на него и пошел дальше. Никто из них не оказал помощи, хотя оба являлись служителями рели­гиозного культа.

Самарянин же, человек другой веры, помог иудею: перевя­зал его раны, отвез в гостиницу и оплатил все расходы за лечение. Для самарянина избитый являлся не иноверцем, а прежде всего человеком, нуждающимся в помощи. На тот момент он не думал о себе, не думал о своем благополучии, а


думал о ближнем своем. Поэтому самарянину легко было сделать добро, а священник и левит не смогли переступить через ступеньку предвзятости и остались холодными и равно­душными к чужому горю.

ГОМЕР

Героя Эллады в поэме "Илиада"

История народа, как правило, начинается с фантастиче­ских пересказов мифов и красивых легенд. В этих творениях всегда спрятано зерно истории, окаймленное и приукрашен­ное фантазией.

Уже в первом тысячелетии до нашей эры древние греки слушали рифмованные истории о троянской войне и при­ключениях хитроумного Одиссея. Ученые долгое время счи­тали, что события, которые описаны в эпических поэмах "Илиада" и "Одиссея", больше мифологические, чем истори­ческие. Авторство этих поэм приписывалось древнегрече-скому странствующему певцу Гомеру. А в семидесятых годах XIX века археолог Шлиман в раскопках на побережье Эгейского моря нашел ту самую Трою, об осаде которой рассказывается в "Илиаде".

Если верить Гомеру, война между ахейцами и троянцами произошла в результате похищения троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Менелая — известной кра­савицы Елены. Это событие произошло не без помощи вер­ховного бога Зевса, который искал повод для втягивания на­родов в уничтожающие войны. В своей поэме Гомер не толь­ко рассказывает о дальнейших событиях, но и описывает бес­примерное мужество и отвагу героев Эллады.

Описывая боевые сражения, автор неоднократно подчерки­вает бесстрашие и самоотверженность любимцев народа — Ахилла и Гектора. Именно они являются воплощением идеала человека, мужчины, героя. Разгневанный Гектор, словно страшный ураган, заклинал троянцев скорее преодолеть ров.


Герою был дан знак свыше — он видел исцарапанную до крови змею, которая укусила орла. Но Гектор, не щадя себя, вместе с воинами громил башни, разбивал бойницы, выдирал из земли мощные бревна, подпирающие крепостной вал. И именно Гектор прорвался первым сквозь ахейский вал, за­воевав наивысшую славу.

Подчеркивая мощь Гектора, Гомер обращает внимание на то, что он был похож; на самого бога войны и всегда находился впереди. Тело героя прикрывал щит, обтянутый грубой шкурой и обитый медью. На голове Гектора поблес­кивал шлем с длинной черной гривой, развевающейся на ветру. Ему, конечно, известно чувство страха, но Гектор научился с ним бороться, так как война — это обязатель­ство перед родителями, сыном и всеми соотечественниками. Жена героя Андромаха умоляет его не рисковать жизнью, остаться в крепости, но он отказывается. Гектор не может оставить своих воинов, свой народ в такую минуту. Гомер мастерски рисует теплые отношения между героем Трои и Андромахой. Жена тревожится и просит мужа быть осто­рожным, на что Гектор неясно советует ей беречь сердце от тяжких' треволнений.

Один из эффектнейших эпизодов "Илиады" — бой между Ахиллом и Гектором. Выхватив из ножен тяжелый меч, Гектор бросился на Ахилла, как мощный горный орел сквозь тучи бросается на ягненка или зайца. Ахилл ждал его, могущественный и страшный в своем воинском совершен­стве: огромный щит закрывал его грудь, а на шлеме сияла пышная золотая грива, которую выковал бог Гефест. Во время поединка Гектор был смертельно ранен. Чувствуя приближение смерти, герой тревожится о родителях, малень­ком сыне и молодой жене.

Обоим участникам поединка присуще яростное жела­ние победить и прославиться, а также — воинская доблесть. К тому же Гомер показывает, какой благородный харак­тер у Ахилла. Он искренний, честный и верный това­рищ. Это человек пылкий, подверженный сильным страс­тям. Ему не чуждо сострадание. Именно непобедимый Ахилл воплощает в себе образ воина тех времен, образы Гек-


тора и Ахилла олицетворяют морально-этические идеалы народа.

Поэмы Гомера, слепого бездомного странника, стали гим­ном отваги и мужества, ума и честного труда.

ДЖОНАТАН СВИФТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: