СОЧИНЕНИЯ ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ




РОБЕРТ БЁРНС

Бедность не порок

(По стихотворению Р. Бёрнса "Честная бедность")

Роберт Берне — известный поэт не только у себя на роди­не, в Шотландии, но и во всем мире. Строки из его стихов стали для шотландцев лозунгами, многие стихи Берне заду­мал как песни, и теперь их поют не только на его родине.

Поэзия Бёрнса проста, но очень изящна и полна жизнен­ных сил и веселья, она близка к народным песням и балладам.

Сына крестьянина всю жизнь интересовали человеческая сущность, понятия о морали, богатая бедность или' наоборот, бедное богатство. Стихотворение "Честная бедность" - это один из ответов на множество вопросов: почему человек беден, что поможет ему вырваться из нищеты, как сохранить чистоту в душе, при этом имея возможность обогатиться и т. п.

Стихотворение "Честная бедность" написано на мотив народной песни, поэтому его серьезный текст сочетается с шотландской веселостью. Задорная легкость ритма служит своеобразным аккомпанементом глубокому смыслу стихо­творения.

Берне в стихотворении призывает не стесняться своей бедности. Человек, зависящий от денег, богатства, не может быть оценен как человек умный. Это стихотворение созвуч­но с русской поговоркой: "Встречают по одежке, провожают по уму". Вот самое первое и важное достоинство человека, которое невозможно купить. Это гордость и богатого, и бедного. Умом невозможно наградить, расплатиться, его невозможно купить. Ордена, ленты, дорогие одежды — это не показатель ума. Кто у Бёрнса "одет в шелка и вина пьет", — дурак и плут.


Берне оптимистичен в своих взглядах:

Настанет день, и час пробьет, Когда уму и чести На всей земле придет черед Стоять на первом месте.

Мне кажется, что время, о котором Берне мечтал, еще не наступило. Стремление людей жить лучше — естественно, но стремление жить лучше за счет окружающих — примета на­шего времени. Умные люди сегодня прозябают, а в чести тот, кто хитрее, сильнее физически, у которого крепче нервы. Бу­дем надеяться:

Что будет день,

Когда кругом

Все люди станут братья!

А человеческие качества тогда будут действительно оце­ниваться по достоинству.

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН

Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона

Джордж Байрон явился одним из родоначальников и яр­чайшим представителем литературного и философского ро­мантизма. Это течение впервые заявило о самоценности твор­ческой личности, противопоставив ее осторожному, консерва­тивному диктату посредственности. Трагический разрыв лич­ности и общества, непонятость и одиночество поэта, его право на самореализацию не только в литературе, но и в личной жизни — вот те ценности, которые составили основу творче­ства Байрона.

Стремление к свободе у Байрона не было поэтической де­кларацией, поэт не только сочувствовал борцам за свободу, он лично принял участие в освободительной войне греческого народа. Байрон видел героев и смерть своими глазами. В сти-


хотворении "Ты кончил жизни путь..." он обращается к ге­рою, самоотверженно сражавшемуся за свободу. Смерть за свой народ, родную землю — путь любого солдата, но никто из них не будет забыт.

Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах. Ты пал! Но кровь твоя течет Не по земле, а в наших жилах...

Героя не стоит оплакивать, его подвиг должен быть вос­пет, только тогда его имя сохранится в веках и не будет предано забвению:

Но слез не будет на очах:

Плач оскорбил бы славный прах.

Байрон умер в Греции. Народ оплакивал его как нацио­нального героя. Английский поэт никогда не причислял себя к героям, просто он боролся против порабощения плечом к плечу с простым народом, воспевал в стихах мужество и ра­зум человека, любил и ценил жизнь как единственный дар, который не повторить, но прославить его можно.

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТЕ

Человек и природа

(По балладе И. В. Гете "Лесной царь")

Все мы — дети природы. Творческие люди особен­но хорошо чувствуют и знают природу, ее тайную жизнь. Гете — один из поэтов, который умел "видеть", а для того, чтобы "видеть", нужна светлая и чистая душа ребенка. Именно дети способны воспринимать мир со всеми его потусторонними страхами, видеть то, что недоступно взрос­лому человеку.


"Лесной царь" — страшная сказка, построенная на виде­ниях, ощущениях, красоте и страхе ребенка.

Лесного царя заворожила красота мальчика. Властителю леса принадлежит все прекрасное: побережья с пестрыми цве­тами, жемчужные струи, золотые одежды, седые ветлы; его уязвляет красота мальчика, которая ему не принадлежит, по­этому лесной царь предлагает ребенку все соблазны, которые только может.

Баллада "Лесной царь" построена на репликах трех дей­ствующих лиц — отца, его сына и самого лесного царя.

Отец — уверенный, сильный, реальный, согревающий. Сын — сомневающийся, верящий отцу, надеющийся на его защиту. Лесной царь — таинственная сила, которая для отца выглядит туманом, для мальчика — "в темной короне с густой бородой", отец слышит только, как "ветер, проснув­шись, колыхнул листы", мальчик — шепот лесного царя, отец видит, как "ветлы седые стоят в стороне", мальчик — "лесной царь созвал дочерей". Ребенок не может себе пред­ставить, что отец ничего не видит и не слышит, он все время просит подтверждения, чтобы отец дал ему правильный и вразумительный ответ. Для ребенка все, что происходит, — жизнь. Для отца все, чего боится его сын, нереально. Лесной царь для отца - болезненная выдумка ребенка, для сы­на — видимое, ощутимое, тревожное и пугающее существо. В балладе лесной царь — это сила, которой не может противостоять человек. Он забирает себе мальчика, как бы быстро отец ни гнал своего коня. Страшный детский сон или бред обратился явью. Может быть, мальчик умер от страха перед выбором или от силы любви? Трудно сказать.

Видение Гете охватывает всю жизнь. Оно реальное и ирре­альное, красивое и завораживающее, манящее и пугающее. От него захватывает дух и исходит великая сила, которой про­низана баллада.

♦ ♦ -Ф-


ЭДГАР ПО

Отзыв о рассказе Э. По "Лягушонок"

Этот небольшой рассказ посвящен необычной истории. Маленьким королевством управлял жестокий и глупый ко­роль, который считал себя остроумным человеком.

Как-то королю подарили двух карликов: калеку по про­звищу Лягушонок и девушку-танцовщицу Трипетту. В ту пору были в моде придворные шуты, и Лягушонок из-за своего уродства стал им.

Маленький неполноценный человек со своей бедой, сво­ими чувствами и привязанностями, которыми никто не ин­тересуется, Лягушонок мечтает о другой жизни, но добросо­вестно выполняет свои обязанности. Его работа — веселить окружающих.

Как-то король, тешась в свое удовольствие под хохот ми­нистров, стал настаивать на том, что доставляло физические муки Карлику, — чтобы он выпил. Трипетта вступилась за Лягушонка: она унижалась, стоя на коленях, умоляла поща­дить ее друга. Король, взбешенный дерзостью девушки, оттол­кнул ее и выплеснул вино в лицо карлицы.

Король и его министры готовы были услышать очередную шутку Лягушонка, но предупреждением им был скрежет зу­бов шута.

В маленьком теле карлика жили огонь справедливости и чувство гордости. Он отомстил этим никчемным людям их же монетой: "весело" сжег их на маскараде.

После этого происшествия никто больше не видел Лягу­шонка и Трипетту. Но можно быть уверенным, что никому больше не придет в голову унизить, оскорбить Лягушонка, потому что гордость и жажда справедливости живут в его маленьком теле.

♦ ♦ <Ф-


ВАЛЬТЕР СКОТТ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: