Губительная власть денег




(По повестям О. Бальзака "Гобсек" и "Евгения Гранде")

Создавая "Человеческую комедию", Бальзак поставил пе­ред собой задачу, еще неизвестную тогда литературе. Он стре­мился к правдивости и беспощадному показу современной ему Франции, показу реальной, действительной жизни его со­временников.

Одной из многих тем, звучащих в его произведениях, явля­ется тема губительной власти денег над людьми, постепенной деградации души под влиянием золота.


Это особенно ярко отражено в двух известных произведе­ниях Бальзака — "Гобсек" и "Евгения Гранде".

Произведения Бальзака не утратили своей популярности и в наше время. Они популярны и среди молодых читате­лей, и среди людей старшего возраста, черпающих в его произведениях искусство понимания человеческой души, стре­мящихся разобраться в исторических событиях. И для этих людей книги Бальзака — настоящая кладовая жизненного опыта.

Ростовщик Гобсек является олицетворением власти де­нег. Любовь к золоту, жажда обогащения убивают в нем все человеческие чувства, заглушают все другие начала.

Единственное, к чему он стремится, это обладать все боль­шими и большими богатствами. Кажется абсурдом, что чело­век, владеющий миллионами, живет в бедности и, взыскивая по векселям, предпочитает ходить пешком, не нанимая извоз­чика. Но и эти поступки обусловлены лишь стремлением сэкономить хотя бы немного денег: живя в бедности, Гобсек при своих миллионах платит налога 7 франков. Ведя скром­ную, незаметную жизнь, казалось бы, никому не вредит и ни во что не вмешивается. Но с теми немногими людьми, кото­рые обращаются к нему за помощью, он настолько беспоща­ден, настолько глух ко всем их мольбам, что напоминает ско­рее какую-то бездушную машину, чем человека. Гобсек не пытается сблизиться ни с одним человеком, у него нет друзей, единственные люди, с которыми он встречается, это его парт­неры по профессии. Он знает, что у него есть наследница, внучатая племянница, но не стремится найти ее. Он ничего не хочет знать о ней, потому что она — его наследница, а Гобсеку тяжело думать о наследниках, потому что он не мо­жет смириться с тем, что он когда-нибудь умрет и расстанется со своим богатством. Гобсек стремится как можно меньше расходовать свою жизненную энергию, поэтому-то он не пере­живает, не сочувствует людям, всегда остается безразличным ко всему окружающему.

Гобсек убежден, что только золото правит миром. Однако автор наделяет его и некоторыми позитивными индивидуаль­ными качествами. Гобсек умный, наблюдательный, проница­тельный и волевой человек. Во многих суждениях Гобсека


мы видим позицию самого автора. Так, он считает, что арис­тократ ничем не лучше буржуа, но свои пороки он скрывает под личиной порядочности и добродетели. И он жестоко мстит им, наслаждаясь своей властью над ними, наблюдая, как они пресмыкаются перед ним, когда не могут заплатить по вексе­лям. Превратившись в олицетворение власти золота, Гобсек в конце жизни становится жалок и смешон: в кладовой гниют накопленные кушанья и дорогие предметы искусства, а он торгуется с купцами из-за каждой копейки, не уступая им в цене. Умирает Гобсек, устремив взгляд на огромную груду золота в камине.

Папаша Гранде - коренастый "добряк" с шевелящейся шишкой на носу, фигура не настолько таинственная и фанта­стическая, как Гобсек. Биография его вполне типична: ско­лотив себе состояние в смутные годы революции, Гранде ста­новится одним из самых именитых граждан Сомюра. Никто в городе не знает истинных размеров его состояния, и его богатство является предметом гордости для всех жителей городка. Однако богач Гранде отличается внешним доброду­шием, мягкостью. Для себя и своей семьи он жалеет лишний кусочек сахара, муки, дров, чтобы топить в доме, он не чинит лестницу, потому что ему жаль гвоздя.

Несмотря на все это, он по-своему любит жену и дочь, он не настолько одинок, как Гобсек, у него есть определен­ный круг знакомых, которые периодически его навещают, поддерживают добрые отношения. Но все же из-за своей непомерной скупости Гранде теряет всякое доверие к людям, в поступках окружающих он видит лишь попытки раз­житься за его счет. Он только делает вид, что любит своего брата и заботится о его чести, на самом же деле делает лишь то, что ему выгодно. Он любит Нанетту, но все же бессовестно пользуется ее добротой и преданностью ему, беспощадно эксплуатирует ее.

Страсть к деньгам делает его совершенно бесчеловеч­ным: смерти жены он боится из-за возможности раздела имущества. Пользуясь безграничным доверием дочери, за­ставляет ее отказаться от наследства. Жену и дочь он воспринимает как часть своей собственности, поэтому его потрясает то, что Евгения посмела сама распорядиться сво-


им золотом. Гранде не может жить без золота и по ночам часто пересчитывает свое богатство, спрятанное в кабинете. Ненасытная алчность Гранде особенно отвратительна в сцене его смерти: умирая, он вырывает из рук священника позо­лоченный крест.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: