Энциклопедия жизни индейцев




(По поэме Г. Лонгфелло "Песнь о Гайавате")

На Американском континенте тысячелетиями жили пле­мена индейцев. Эти краснокожие собиратели и охотники достигли в обыденной жизни существенных успехов. Нача­ло новой цивилизации должно было коренным образом изменить жизнь европейцев. Индейцев необходимо было сохранить, сберечь их гражданские устои, неповторимое ис­кусство и язык. Но европейцы выбрали путь тотального уничтожения коренного населения обеих Америк. Уже в начале новой истории человечества англичане и французы начали последовательно и упорно вытеснять индейцев с родных мест. Судьба краснокожих была решена раз и навсегда.

В середине XIX века американский поэт-романтик Генри Лонгфелло досконально изучил жизнь индейцев, их самобыт­ные традиции, обычаи, их мифологическое представление о построении мира. Постепенно у Лонгфелло зародилась идея сочинить поэму, которая: рассказала бы об исчезающем наро­де - индейцах. Поэма "Песнь о Гайавате" сделала имя ее автора бессмертным.

Центральное место в поэме занимает посланец богов, чем-то похожий на древнегреческого мифологического героя -Прометея. Он научил индейцев заниматься мирным тру­дом, помог расчистить реки и леса. Посланец богов помог им прекратить братоубийственные войны и разумно устро­ить свою жизнь. В разных племенах этот человек божественного происхождения был известен под разны­ми именами. Наиболее распространенным было имя Гайавата, что означает "учитель". Именно Гайавата научил индейцев рисованному письму, в котором каждая таин­ственная фигура имела выразительное содержание. Как и подобает посланцу богов, Гайавата совершил несколько подвигов, например, победил злого колдуна, который насы­лал на людей болезни, победил царя рыб - огромного


осетра. В действительности же цель подвигов просты: ин­дейцы научились искусству знахарства и стали великолеп­ными рыболовами. Слава о Гайавате быстро разлетелась среди племен индейцев.

Как-то Гайавате пришлось побывать в стране Дакотов. Там ему понравились очень острые наконечники для стрел. Еще ему понравилась нежная и стройная девушка Миннега-ла. И Гайавата нашел покой в труде, охоте и отдыхе возле домашнего очага. Но настала холодная снежная зима, кото­рая сковала льдом реки и озера. К индейским селениям незаметно подкрался голод. Даже Гайавата не смог ничего посоветовать землякам. Миннегала умерла от голода. Сидя возле ее остывшего тела, Гайавата вспоминал счастливые дни семейной жизни. Этот эпизод Лонгфелло построил на факти­ческом материале: индейские племена довольно часто стра­дали и погибали от голода.

Как-то Гайавата сообщил, что вдоль берега плывет огром­ная пирога с белыми бородатыми людьми. Это были одни из первых европейцев, которые посетили Американский конти­нент. Гайавата тепло встретил гостей, пригласил их в свое жилище, щедро угостил. После торжества и пиршества хозя­ин и гости выкурили так называемую Трубку мира и присяг­нули в вечной дружбе. Этот эпизод имеет грустный подтекст: европейцы неоднократно давали подобные обещания, но, как помнится, ни одного не сдержали.

Поняв, что объединение пяти племен является его за­ключительным земным делом, Гайавата обращается к ин­дейцам с речью. Он дает соплеменникам разнообразные мудрые советы, одновременно сообщая, что ему пора возвра­щаться в небо. Учитель индейцев вышел на берег, сел в свою пирогу, и потрясенный народ видел, как его пирога поднимается все выше и выше:

И народ с прибрежья долго Провожал его глазами, Видел, как его пирога Поднялась высоко к небу В море солнечного блеска — Исокрыласяв тумане...


Вот так завершился земной путь посланца небес учителя Гайаваты. Сегодня индейцы Северной Америки практически утратили свою самобытность, сделавшись игрушкой в руках дельцов туристического бизнеса. Поэма Генри Лонгфелло яв­ляется своеобразной сокровищницей памяти индейского на­рода. Заслуга поэта заключается еще и в скрупулезном сборе языковых, этнографических и других сокровищ культуры и быта многострадальных индейских племен.

ЭДГАР ПО

"Черный кот"

(сочинение-отзыв)

Эдгар Аллан По, замечательный американский поэт и про­заик, испытывал огромный интерес к мотивам и побудитель­ным причинам человеческих поступков, к тайным глубинам души, о которых многие люди даже не подозревают. Во мно­гих рассказах он исследует то, что называется духом проти­воречия, своеобразным раздвоением личности. Э. По волно­вал вопрос: почему человек часто поступает наперекор своим явным желаниям и даже выгоде, как получается, что пре­ступник хочет разоблачения или же порядочный и добрый человек совершает преступление.

В рассказе "Черный кот" причина перерождения героя, мягкого, чувствительного, любящего животных человека, в злодея названа прямо. Это алкоголь. К сожалению, писа­тель хорошо знал, какое разрушающее действие оказывает он на личность. Герой рассказа неуклонно деградирует, меняется его характер. Раньше он обожал животных, был предан своей жене, такой же мягкой и душевной женщине. Но по мере того, как он спивался, животные начали раздра­жать его. Он издевается над обезьянкой и собакой, и только черный кот Плутон еще вызывает у него подобие уважения и привязанности.

Однажды, придя домой пьяным, он совершает жестокий


поступок: вырезает у кота глаз. Поначалу его мучит совесть, он чувствует, как возвращается любовь к животному. Но од­новременно нарастает раздражение и ненависть, и однажды он вешает кота, вешает, обливаясь слезами, страдая от раздво­енности чувств.

Проходит время, и герой находит кота, похожего на.Плутона, с одним отличием белым пятном на груди. Он привязывается к коту, но демон снова берет верх. Ласка кота вызывает у него отвращение, а сам кот внушает ужас: пятно у него на груди имеет отчетливую форму виселицы. Герой не выдерживает, решает убить кота, но убивает жену, пытавшуюся защитить животное. Он расчетливо скрывает следы преступления, но возмездие настигает его. Полицей­ские слышат крики кота, замурованного вместе с трупом жены героя.

Рассказ "Черный кот" пронизан единой мыслью: в пре­ступлении уже таится возмездие, а в самом мягком человеке может таиться страшная жестокость. Никто не понимает людей, и меньше всего человек понимает сам себя. Чтобы сохранить душу, нужно "чистить" ее тайники, так как иногда там заводится редкая мерзость.

ГЕНРИК ИБСЕН

Проблема семейного счастья в драме Г. Ибсена "Кукольный дом"

Заканчивалось насыщенное важными событиями, но от­носительно спокойное XIX столетие. Словно в предчувствии предстоящих исторических ураганов, человечество пережи­вало социальные трагедии и морально-этические перево­роты. Уже ничто не могло спасти общество от неотвра­тимых изменений, но человек должен был устоять, не по­терять чувство собственного достоинства, не согнуться под житейскими неурядицами. Но вообще возможна ли защита от судьбы, которая стоит уже на пороге и стучит в двери?


Над этим и другими вопросами стал задумываться нор­вежский драматург Генрик Ибсен. Этому человеку суждено было стать последним представителем старой театральной системы. Зрители ибсеновских драм видели в них зарожде­ние новой, современной драмы, что принесло успех их автору. Например, в России, на рубеже уходящего и грядущего столе­тия, Ибсен был очень популярным драматургом. В Москов­ском Художественном театре труппа Веры Комиссаржевской поставила целый ряд его драм.

"Кукольный дом" поставил перед читателями и пуб­ликой непростые вопросы. Сам драматург был челове­ком сурового, но щедрого характера, и его всегда привлека­ли открытые, достойные любви люди, которые умеют жерт­вовать не только своим благополучием, но и собой. Ибсен первым поднял завесу над отношениями в отдельно взятой семье. Это пришлось сделать для того, чтобы разобраться в механизме супружеского и семейного счастья. По мнению Ибсена, именно от этого зависит судьба общества.

Главная героиня "Кукольного дома" Нора видит смысл жизни в любви к близким, а именно к мужу и детям. Она искренно верит, что в ее семье царят мир и любовь, так как они с мужем по-настоящему любят друг друга. Но есть у Норы глубокая тайна: восемь лет тому назад она подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять денег у местного дельца Крогстада. Нора сделала это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело боль­ного мужа. Она ничего не сказала в семье. Утром долг был отдан, и Нора была рада, что ее тайна является веским доказательством преданной любви. Но беда уже пришла. Крогстад — человек не очень высоких моральных каче­ств — начинает шантажировать Нору. Он мечтает путем шантажа занять высокий пост в банке Торвальда — мужа Норы. Письмо Крогстада Торвальду не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто. Узнав о Норином долге, муж начинает беспокоиться, ведь в то время любая добропорядочная семья могла стать предметом спле­тен, пересудов и скандалов. К тому же Торвальд борется за свое место в банке. Он уже говорит с женой как с насто­ящей преступницей. "О, какое страшное пробуждение! Все


эти восемь лет... она, моя радость, моя гордость... была лицемерная, лживая... О, какая бездонная пропасть грязи, притворства!" Торвальд страстно желает соблюсти внешнюю благопристойность. Жена как бы перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей. Ситуация разрешается довольно просто: поняв, что поступил совсем непорядочно, Крогстад отказы­вается от своих притязаний, говоря, что ничто не угрожает Норе и Торвальду. Торвальд счастлив, однако Нора уже не та. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на это преступление, а в результате утратила чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой. Дом, построенный на лжи и обмане, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первого наступления злой судьбы. Нора собирается уйти из дома. На вопрос обеспокоенного Тор-вальда, вернется ли она, звучит решительный ответ: "Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком". Торвальд пытается удержать Нору, напоминая ей о так называемой "обязанно­сти перед мужем и детьми". В ответ он слышит то, что совершенно не ожидал услышать: Нора отвечает, что она не только мать семейства, но "прежде всего человек, такой же, как и ты, — или, по крайней мере, должна стать человеком". Своей драмой "Кукольный дом" Генрик Ибсен вскрыл глубокое несоответствие между благопристойнбй види­мостью и внутренней порочностью изображаемой дейст­вительности, выразил протест против всей системы обще­ственных установлений, требуя максимальной эмансипации женщины.

О. ГЕНРИ





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!