С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той стороны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внутренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему народным поэтом. "Искусство для меня не затейливость узоров,
а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить", — писал Есенин.
Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Константинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
О Русь — малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, девичий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия богата одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество", — говорил Есенин.
О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная"..,
|
В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзительная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есенина много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России:
Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.
Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией, — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические перемены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом - Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического "града Инонии", поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: "Куда несет нас рок событий?" Но найти ответ на этот вопрос очень трудно, поэт стремится познать смысл происходящего:
О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.
Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в России. Он пишет стихотворения — впечатления об этих переменах, переживает за свой народ.
В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредельная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как "Заглушила засуха засев-ки...", "Край ты мой заброшенный" и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуляний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого крестьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровенные верования и чувства поэта. Деревенская изба, родные приокские просторы обретают почти сказочную красочность:
|
Полыхают ЗОрп, кипят с я туманы.. Над резным окошком занавес багряный.
Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны. Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пусты, избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдатская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, беззаботные, сейчас же "все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год". Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, "потому что горе "заглушает" их. Если раньше поэт восхвалял "полевую Русь", то теперь поэт хочет "стальной видеть бедную, нищую Русь".
Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен "на одной ноге", стерегущий "голубую Русь".
|
В стихах Есенина природа живет неповторимой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы плачут, тополя шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "заря окликает другую", "березы в белом плачут по лесам".
Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России ("только синь сосет глаза", "синь, упавшая в реку", "в летний вечер голубой"), выражают чувство любви и нежности ("парень синеглазый", "голубая кофта, синие глаза").
Еще одним излюбленным цветом Есенина является золотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказывания ("роща золотая отговорила милым языком'*). Есенинская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чув-
ство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:
Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.
Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаимосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есенину право сказать:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким "Русь".
А Русь — это русский народ, неповторимая природа, история страны, это все, что относится к этой части земли.
Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его стихи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произведения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы многолики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин — жизнелюб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что "оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле". Мне очень нравится поэзия Есенина.
"Страна березового ситца" в лирике С. А. Есенина
Сергей Есенин — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пах-
нет". Он как бы создан специально для поэзии. Размашистые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей.
Уже первые стихи Есенина отражают мир "многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, "метелица ковром шелковым стелется", и голодным воробушкам под вихри снежные снится весна.
Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт серебряному перу, заря у него ассоциируется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчетливо горят снежинки в золотом огне луны, роса превращается в синие хлопья на зеленых кустах лугов. Увядание природы Есенин уподобляет пожару, осень — поджигателю, отсюда образ: "горек запах черной гари, осень рощи подожгла". Казалось бы, противоестественный для осени запах леса находит оправдание, если представить голые деревья, "сожженные пожаром осени".
У Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: "звонкий мрамор белых лестниц", "стозвонные зеленя". Удивительно умение поэта находить новые оттенки для употребления. Если белый цвет черемухи Есенин сравнил со снегом ("сыплет черемуха снегом"), то дальше следует такой образ: "Как метель, черемуха машет рукавом". Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассоциаций. Ветви березки превращаются то в "шелковые косы", то в "зеленые сережки", а цвет ее ствола — то в "березовое молоко", льющееся по равнинам родной земли, то в "березовый ситец". При дуновении летнего ветра ветки березок колышутся и, "как сережки", звенят. Поэт очень удачно замечает сходство стройной березки с девушкой, а звон украшающих ее сережек и кос — с ветвями дерева.
Россия представляется поэту как бескрайние просторы родных полей, лугов, лесов, рек, озер, наполненных своими многоголосыми звуками, окрашенными в свои сезонные и суточные цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувственный мир, находящийся в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, подчас закованный в ледяные латы и разливающийся половодьем, то хмурый и пасмурный.
Нескольких строк поэту достаточно для создания законченной и яркой картины:
По лугу со скрипом Тянется обоз -Суховатой липой Тянет от колес.
Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запечатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Конечно, творчество Есенина очень противоречивое и неоднородное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жизнерадостное, бодрое и смеющееся. Но мне кажется, что именно в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества.
"Как прекрасна земля и на ней человек!"
(По лирике С. А. Есенина)
Земля... Теплое, зеленое слово, пахнущее свежескощенным сеном, парным молоком, медовым ароматом зацветающих вишен, ласковыми материнскими ладонями. Что может быть прекраснее для человека и дороже! Корни его уходят в землю, и сам он — сын земли, он — частичка ее сердца. Земля воспитывает в нем человека, учит жить, любить, бороться, мечтать, садить и выращивать, пускать корни и заботиться о ростках новой жизни. Земля воспитывает в нем чувство прекрасного. Ее невидимые нити привязывают человека к родному дому, к яблоне, склонившейся к раскрытому окну, к песне соловья, к алому закату, сиреневому вечеру.
Именно рязанская природа воспитала чуткого, отзывчивого, доброго, прекрасного в своей простоте поэта С. Есенина. Картины родного края запечатлены в его незабываемой пленительной поэзии.
Поэт не только восхищается красотой природы, но и видит в ней одушевленное существо. В его сознании мир наполняется новыми живыми, говорящими, двигающимися,' чувствующими образами: солома "нежно охает, свисая с губ кивающих коров", "по пруду лебедем красным плавает тихий закат", "весна — странница с посошком в лаптях берестяных".
Ничто не может сравниться с картинами природы родной стороны, запечатленными в душе каждого человека. Пребывая вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщине о чарующей красоте рязанских раздолий, когда-то наполнивших его жизнь яркими впечатлениями. Наверное, чувство тоски по дому и гордости за родной край звучит в строках стихотворения "Шаганэты моя, Шаганэ..."
Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских,раздолий.
В стихотворении "Не бродить, не мять в кустах багряных" перед нами предстает образ когда-то любимой девушки ("Ото-снилась ты мне навсегда).
С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была. На закат ты розовый похожа, И как снег, лучиста и светла.
Детали ее портрета подчеркиваются, подкрашиваются образами природы, придают ей особое очарование и прелесть.
Душевные переживания человека в стихотворениях поэта неразрывно связаны с изменениями в природе.
}9. 800 совр. соч. по рус. и мир. лит. 5_1t КЛ* 577
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком.
Осень — в природе, осень — в душе поэта. Невесело роняет осень золото листьев — грусть одолевает поэта, его душа переполняется воспоминаниями о прошлом: "Я полон дум о юности веселой". Детство кажется ему "страной березового ситца". Он пишет в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу":
Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Все же "утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств" не оставляет глубокой раны в душе поэта. Он понимает, что человек — частица природы, он чувствует себя таким, и поскольку все живое подчиняется природным законам, то и он — не исключение.
Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов\листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть.
Стихотворения С. Есенина произвели на меня глубокое впечатление. Его необычные сравнения, трогательные строчки изумляют своей завершенностью, пленяют, заставляют восхищаться. То, что, казалось, никогда не привлекло бы внимания своей будничностью, в поэзии С. Есенина приобретает новые, свежие формы.