Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина




С. Есенин — выдающийся русский поэт, неповторимый талант которого признан всеми. Поэт знал Россию с той сто­роны, с какой видел ее народ, создал красочный и многоликий образ природы, воспел высокое чувство любви. Глубокая внут­ренняя сила его поэзии, совпадение пути с жизнью народа, с жизнью страны позволили Есенину стать по-настоящему на­родным поэтом. "Искусство для меня не затейливость узоров,


а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить", — писал Есенин.

Большая часть произведений Есенина посвящена России. Сергей Есенин родился в старинном приокском селе Кон­стантинове, что около Рязани. Здесь, на рязанской земле, от­шумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи. И костер зари, и плеск волны, и серебри­стая луна, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, пол­ные любви к русской земле:

О Русьмалиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала Россия, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль, сельская тишина, деви­чий смех, горе матерей, потерявших на войне сыновей. Все это — в стихах Есенина, каждая строчка которых согрета чувством безграничной любви к родине. "Моя поэзия бога­та одной любовью — любовью к Родине. Это — ведущая ее тема, которая питает все мое творчество", — говорил Есенин.

О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества светлый образ родины согревал его душу. Как настоящий поэт Есенин заявил о себе с самых первых стихов, но оригинальным предстает в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная"..,

В нем уже отчетливо проглядывает чисто есенинское: размашистость, неуемное озорство, нежная и пронзитель­ная любовь к родине. Ранние стихи Есенина полны зву­ков, запахов, красок, поэт воспевает родину, которую очень сильно любит. Вместе с тем уже в ранних стихах Есени­на много тоски и печали, предчувствия предстоящих бед России:

Но более всего любовь к родному краю Меня томила, мучила и жгла.


Время Есенина — время крупных поворотов в истории России. От Руси, втянутой царизмом в пучину мировой войны, — к Руси, преображенной революцией, — таков путь, пройденный поэтом вместе со своей Русью, своим народом. Поэт переживает вместе со страной все исторические пере­мены. После революции 1917 г. его поэзия наполнилась новым светом - Есенин видит будущее России в виде утопических картин рая на земле, романтического "града Инонии", поэт осознает ту силу и свободу, которую ему и народу принесли октябрьские события. Но потом поэт понимает, что утопический рай — это не реальность, ему хочется понять происходящее, его мучает вопрос: "Ку­да несет нас рок событий?" Но найти ответ на этот воп­рос очень трудно, поэт стремится познать смысл происхо­дящего:

О, если б прорасти глазами, Как эти листья, в глубину.

Путешествуя и живя за границей, поэт не забывает свою родину, следит за всеми событиями, происходящими в Рос­сии. Он пишет стихотворения — впечатления об этих пере­менах, переживает за свой народ.

В стихах Есенина о деревне нас привлекает тревога за ее судьбу, верно показанная деревенская жизнь, беспредель­ная любовь поэта к деревне — неотъемлемой и важной частичке родины. Он знал и нищету деревенской жизни, и непосильные тяготы сельского труда. О том, что Есенин видел кричащие социальные противоречия деревни, что он болел этой вековой болью русской крестьянской жизни, свидетельствуют такие стихи, как "Заглушила засуха засев-ки...", "Край ты мой заброшенный" и другие. Но в его стихах несравненно больше деревенских праздников и гуля­ний, картин сельского приволья, чем картин тяжелого кре­стьянского труда. Сельская жизнь предстает в светлом и радостном ореоле, с ней связываются самые сокровен­ные верования и чувства поэта. Деревенская изба, род­ные приокские просторы обретают почти сказочную кра­сочность:


Полыхают ЗОрп, кипят с я туманы.. Над резным окошком занавес багряный.

Но совсем иной предстает перед нами деревня в суровые годы войны. Как проникновенно, с какой болью описал поэт деревенскую тишину, пустоту, страх перед войной. Поля пус­ты, избы заперты, лишь изредка достигнет деревни солдат­ская весточка. Раньше пели крестьяне веселые песни, безза­ботные, сейчас же "все поют про горе, про тяжелый гнет, про нужду лихую и голодный год". Уже нет тех веселых песен, не льется радостная мелодия из окон деревенской избенки, "по­тому что горе "заглушает" их. Если раньше поэт восхвалял "полевую Русь", то теперь поэт хочет "стальной видеть бед­ную, нищую Русь".

Все творчество Есенина проникнуто лиризмом: его разду­мья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о животных. Любимые образы поэта связаны с природой: белая березка, его старый клен "на одной ноге", стерегущий "голубую Русь".

В стихах Есенина природа живет неповторимой поэти­ческой жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку она поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин исполь­зует образы народной поэзии, часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы плачут, тополя шепчут, "пригорюнились девушки-ели", "заря окликает другую", "березы в белом плачут по лесам".

Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна. Любимые его цвета — синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России ("только синь сосет глаза", "синь, упавшая в реку", "в летний вечер голубой"), выражают чувство любви и нежности ("парень си­неглазый", "голубая кофта, синие глаза").

Еще одним излюбленным цветом Есенина является зо­лотой, которым поэт подчеркивает силу или высоту высказы­вания ("роща золотая отговорила милым языком'*). Есенин­ская природа оказывается как бы выражением человеческих чувств, что позволяет поэту особенно глубоко передать чув-


ство любви к жизни. Он сопоставляет явления природы с событиями человеческой жизни:

Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова.

Темы родины и природы в есенинской поэзии тесно взаи­мосвязаны, потому что, воспевая родину, поэт не может быть равнодушным к ее полям, лугам, рекам, описывая же природу, поэт тем самым описывает и родину, так как природа — часть родины. Огромная любовь к России дала Сергею Есени­ну право сказать:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким "Русь".

А Русь — это русский народ, неповторимая природа, исто­рия страны, это все, что относится к этой части земли.

Поэзия Есенина близка и дорога многим народам, его сти­хи звучат на разных языках. Заслуга поэта велика. Произве­дения его затрагивают наиболее важные аспекты жизни, темы, близкие народу, актуальные. Язык Есенина прост и доступен, сравнения подобраны с поэтической точностью, образы много­лики и красочны. Поэзия волнует сердце, притягивает своей оригинальностью и поэтической красотой. Есенин — жизне­люб. И это качество он воплощает в своих стихах, читая которые, невольно начинаешь смотреть на жизнь с другой стороны, относишься ко всему проще, учишься любить свой край, понимаешь, как Есенин, что "оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле". Мне очень нравится поэзия Есенина.

"Страна березового ситца" в лирике С. А. Есенина

Сергей Есенин — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного и нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пах-


нет". Он как бы создан специально для поэзии. Размаши­стые, удивительно мелодичные стихи поэта полны сердечной теплоты, искренности, страстной любви к беспредельным про­сторам родных полей.

Уже первые стихи Есенина отражают мир "многоцветный и радостный. Все в нем живет и дышит, развивается. Поэт замечает росу на крапиве, слышит песню соловья и за рекою — колотушку сонного сторожа. Есенинская зима поет и аукает над чащобой мохнатого леса, "метелица ковром шелковым стелется", и голодным воробушкам под вихри снежные снит­ся весна.

Есенинская зарница не просто светит в темной ночи, сноп ее лучей рассыпается в нежных струях облаков. А лунный луч уподобляет поэт серебряному перу, заря у него ассоцииру­ется с маковым цветом, в сонной тишине зимнего леса отчет­ливо горят снежинки в золотом огне луны, роса превращает­ся в синие хлопья на зеленых кустах лугов. Увядание приро­ды Есенин уподобляет пожару, осень — поджигателю, отсюда образ: "горек запах черной гари, осень рощи подожгла". Ка­залось бы, противоестественный для осени запах леса нахо­дит оправдание, если представить голые деревья, "сожженные пожаром осени".

У Есенина цвет и звук соединяются в одном образе: "звонкий мрамор белых лестниц", "стозвонные зеленя". Уди­вительно умение поэта находить новые оттенки для упот­ребления. Если белый цвет черемухи Есенин сравнил со снегом ("сыплет черемуха снегом"), то дальше следует такой образ: "Как метель, черемуха машет рукавом". Березка привлекает внимание поэта своей стройностью, белизной ствола, густым убранством кроны. Ее неяркий, но изящный наряд вызывает в сознании поэта ряд неожиданных ассо­циаций. Ветви березки превращаются то в "шелковые косы", то в "зеленые сережки", а цвет ее ствола — то в "березовое молоко", льющееся по равнинам родной земли, то в "березовый ситец". При дуновении летнего ветра вет­ки березок колышутся и, "как сережки", звенят. Поэт очень удачно замечает сходство стройной березки с девуш­кой, а звон украшающих ее сережек и кос — с ветвями дерева.


Россия представляется поэту как бескрайние просторы род­ных полей, лугов, лесов, рек, озер, наполненных своими много­голосыми звуками, окрашенными в свои сезонные и суточные цвета, со своими запахами и всем, что составляет чувствен­ный мир, находящийся в постоянном движении, с визгом и свистом метели, то ярко-зеленый, то багряный и рыжий, под­час закованный в ледяные латы и разливающийся половодь­ем, то хмурый и пасмурный.

Нескольких строк поэту достаточно для создания закон­ченной и яркой картины:

По лугу со скрипом Тянется обоз -Суховатой липой Тянет от колес.

Всего лишь несколько слов, но ими сказано многое, запе­чатлено и место действия, и его образ в звуках и запахах. Конечно, творчество Есенина очень противоречивое и неодно­родное, порой беспросветно грустное и безысходное, порой жиз­нерадостное, бодрое и смеющееся. Но мне кажется, что имен­но в лирике выражено все, что составляет душу есенинского творчества.

"Как прекрасна земля и на ней человек!"

(По лирике С. А. Есенина)

Земля... Теплое, зеленое слово, пахнущее свежескощенным сеном, парным молоком, медовым ароматом зацветающих ви­шен, ласковыми материнскими ладонями. Что может быть прекраснее для человека и дороже! Корни его уходят в землю, и сам он — сын земли, он — частичка ее сердца. Земля воспитывает в нем человека, учит жить, любить, бороться, мечтать, садить и выращивать, пускать корни и заботиться о ростках новой жизни. Земля воспитывает в нем чувство пре­красного. Ее невидимые нити привязывают человека к род­ному дому, к яблоне, склонившейся к раскрытому окну, к пес­не соловья, к алому закату, сиреневому вечеру.


Именно рязанская природа воспитала чуткого, отзывчиво­го, доброго, прекрасного в своей простоте поэта С. Есенина. Картины родного края запечатлены в его незабываемой пле­нительной поэзии.

Поэт не только восхищается красотой природы, но и видит в ней одушевленное существо. В его сознании мир наполняется новыми живыми, говорящими, двигающимися,' чувствующими образами: солома "нежно охает, свисая с губ кивающих коров", "по пруду лебедем красным плавает тихий закат", "весна — странница с посошком в лаптях берестяных".

Ничто не может сравниться с картинами природы родной стороны, запечатленными в душе каждого человека. Пребы­вая вдали от родины, поэт хочет рассказать любимой женщи­не о чарующей красоте рязанских раздолий, когда-то напол­нивших его жизнь яркими впечатлениями. Наверное, чувство тоски по дому и гордости за родной край звучит в строках стихотворения "Шаганэты моя, Шаганэ..."

Я готов рассказать тебе поле, Про волнистую рожь при луне. Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских,раздолий.

В стихотворении "Не бродить, не мять в кустах багряных" перед нами предстает образ когда-то любимой девушки ("Ото-снилась ты мне навсегда).

С алым соком ягоды на коже, Нежная, красивая была. На закат ты розовый похожа, И как снег, лучиста и светла.

Детали ее портрета подчеркиваются, подкрашиваются образами природы, придают ей особое очарование и пре­лесть.

Душевные переживания человека в стихотворениях поэта неразрывно связаны с изменениями в природе.

}9. 800 совр. соч. по рус. и мир. лит. 5_1t КЛ* 577


Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком.

Осень — в природе, осень — в душе поэта. Невесело роня­ет осень золото листьев — грусть одолевает поэта, его душа переполняется воспоминаниями о прошлом: "Я полон дум о юности веселой". Детство кажется ему "страной березового ситца". Он пишет в стихотворении "Не жалею, не зову, не плачу":

Жизнь моя! Иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

Все же "утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств" не оставляет глубокой раны в душе поэта. Он пони­мает, что человек — частица природы, он чувствует себя та­ким, и поскольку все живое подчиняется природным законам, то и он — не исключение.

Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов\листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвестъ и умереть.

Стихотворения С. Есенина произвели на меня глубокое впечатление. Его необычные сравнения, трогательные строч­ки изумляют своей завершенностью, пленяют, заставляют вос­хищаться. То, что, казалось, никогда не привлекло бы внима­ния своей будничностью, в поэзии С. Есенина приобретает новые, свежие формы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: