Своеобразие любовной лирики А. А. Блока




Есть поэты, чье творчество входит в наши сердца как бесценный дар, с которым мы ни­когда не разлучаемся. Среди них — Александр Блок.,.

М. Рыльский

Поэзия А. А. Блока покоряет сердца читателей зачаровы­вающей музыкой стиха, красотой выраженного чувства. Она учит понимать и ценить подлинное искусство и получать от него истинное наслаждение.

Как поэт Блок формировался под влиянием русской классической литературы. В начале творческого пути наи­более близким ему оказался романтизм В. А. Жуковского. Певец природы, как называл его В. Г. Белинский, учил юного поэта чистоте и возвышенности чувств, постижению красоты окружающего мира, соприкосновению с тайной Бога, вере в возможность проникновения за предел земного. Уроки Жуковского не прошли для Блока бесследно: взращенные ими "острые мистические и романтические переживания" обратили Блока в 1901 году к творчеству поэта и фило­софа-мистика Вл. Соловьева, который был признан "духов­ным отцом" младшего поколения русских символистов (А. Блок, А. Белый, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Эллис и др.). Идейным стержнем его учения была мечта о царстве тео­кратии, которое возникает из современного мира, погрязшего во зле и пороке, но спасенного в дальнейшем Мировой Душой, Вечной Женой, которая предстает своеобразным синтезом гармонии и красоты, добра, духовным началом всего живого. Эта соловьевская тема стала центральной в ранних стихотворениях Блока, составивших первую его книгу "Стихи о Прекрасной Даме" (1904 г.)

"Стихи о Прекрасной Даме" - это произведения, в ос­нове которых лежит подлинное чувство любви к невесте, позже - жене поэта Л. Д. Менделеевой. Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Веч­ной Женственностью. Последовательно и систематически


Блок переводит в "Стихах о Прекрасной Даме" свои земные чувства в высший, идеально-мистический план. В этих стихах возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Владычица Вселенной, Лучезар­ная Царица, Заря, Купина. Лирический герой - отрок, раб, инок, рыцарь, готовый всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окру­женная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, не­определенности образа усиливается и оттого, что поэт избе­гает конкретных, описательных эпитетов. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие: ароматные слезы, ла­зурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный. Архаическая, церков­ная, "молитвенная" лексика (лампада, паникадила, ризы и др.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируется со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира.

Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: "Стихи о Прекрасной Даме" - это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, пред­чувствие всемирной зари". Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюблен­ной, стремление видеть в ней самое прекрасное, возвышенное, "неземное". Эти чувства нашли очень точное, психологичес­ки правдивое выражение в удивительно нежных, мелодич­ных стихах Блока. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:

Будет день — и свершится великое, Чую в будущем подвиг души.

Пусть представление Блока о подвиге было смутным, не­определенным, туманным, для нас важно отметить у поэта постоянное желание, волю к подвигу. В любовных стихах о


Прекрасной Даме звучит какое-то тревожное ожидание не­обычных, потрясающих событий.

В 1906 году поэт проникается новой идеей "мистицизма в повседневности". Изображая неприглядные стороны совре­менного города, Блок создает образы на пересечении двух планов — реального и фантастического. Ярким выражени­ем таких взглядов является баллада "Незнакомка", напи­санная в 1906 году. Блок специально отбирает только такие детали повседневности, сочетание которых должно наиболее убедительно раскрыть пошлость мещанской "жиз­ненной прозы" и воссоздать удушливую, тлетворную атмос­феру буржуазного общества. Описываются детали неприг­лядной, будничной жизни: ресторан, пьяные окрики, тлет­ворный дух, пыль, канава, детский плач, женский визг, скрип уключин, сонные лакеи, пьяницы с глазами кроликов и т. п. Из нескольких возможных синонимов поэт выбирает именно те, которые передают вполне определенную авторс­кую оценку. Символом мечты поэта об идеальном, гармо­ничном мире выступает прекрасная женщина — таинствен­ная Незнакомка. Ее образ возникает на пересечении реаль­ности и фантастики (сам Блок назвал это "фантастическим реализмом"). В стихотворении названы вполне конкретные, земные черты Незнакомки: девичий стан, упругие шелка, шляпа с траурными перьями, в кольцах узкая рука, темная вуаль.

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне...

..Дыша духами и туманами,

Она садится у окна

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука...

Нельзя не заметить при этом, что все эти детали внешно­сти не создают индивидуального портрета женщины. Они вы­зывают у читателя лишь общее представление о внешней красоте таинственной Незнакомки.


Она окружена чем-то загадочным и непостижимым, как будто сама возникла из туманных грез или сновидений. С ее обликом поэт связывает и древние поверья, и глухие тайны, и чье-то солнце, и несметные сокровища. У каждого из читате­лей они вызывают свои личные ассоциации, воскрешают ка­кие-то чувства, пробуждают воспоминания.

Поэтический дебют Блока пришелся на годы кануна первой русской революции 1905—1907 годов. Мотивы со­мнения, неверия проникли уже в "золотолазурные" "Стихи о Прекрасной Даме". А в последующих произведениях все меньше восторгов, ощутимее привкус горечи узнавания жизни. Новое восприятие земного бытия, новые настроения и чув­ства поэта заметно проявляются в первом стихотворении цикла "Заклятие огнем и мраком" "О, весна без конца и без краю..."(1907 г.). Это стихотворение было написано тогда, когда певец Прекрасной Дамы уже разочаровался в своих прежних идеалах. Он не ожидал больше пришествия Владычицы Вселенной. Молитвенное отношение к Небесной Деве сменилось у него естественным чувством земной любви со всеми ее радостями и муками. Поэт провозглаша­ет иное отношение к земному бытию: "Приявший мир, как звонкий дар, как злата горсть, я стал богат". Его целиком захватывает жизнь во всех ее проявлениях, в постоянной упорной борьбе. "Принимаю!" — главная мысль, главный пафос стихотворения "О, весна без конца и без краю..." Поэт принимает удачу и неудачу, плач и смех, пустынные веси и тесные города, "осветленный простор поднебесный и томле­ния рабьих трудов". Эти контрастные картины показывают противоречия жизни, различные ее проявления. И ког­да поэт говорит о своем приятии мира, мы понимаем, что он не собирается уходить от жизни в неизвестные "иные миры".

Теперь в восприятии поэта непрерывная борьба, "вечный бой" являются смыслом жизни, приносят подлинную радость человеку. Эта мысль пройдет через многие стихотворения Блока последующих лет. Размышляя об исторических судь­бах России, о борьбе русских с иноземными поработителями, поэт восклицает: "И вечный бой! Покой нам только снит­ся.." ("На поле Куликовом"). Постоянное беспокойство, жаж-


да творчества, несмотря на ' жизни сон тяжелый", составляют главный "сокрытый двигатель" всей деятельности Блока. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." насыщено риторическими обращениями и восклицаниями восторженно­го поэта. Весна и мечта связываются, соединяются в созна­нии поэта в единое целое. С началом весны открывается перспектива новой, зарождающейся, неизведанной жизни. Пробуждаются в душе новые чувства, новые мечты — безгра­ничные, беспредельные.

Любовь занимает главное место и в цикле стихотворений "Страшный мир". Любовь и страсть соседствуют с муками, пытками, смертью. Для поэта становится невыносимой посто­янная унизительная ложь ("молчаливая ложь", "лживая улыбка", "лжи и коварству меры нет" и др.). Да и сам он оказывается жертвой "страшного мира" и с беспощадной правдивостью рассказывает об этом ("На островах", "Уни­жение"). Неверие в возможность обретения подлинного человеческого счастья рождает у Блока равнодушие, скуку, безысходную тоску (стихотворение "Ночь, улица, фонарь, аптека...").

Наряду с мотивами губительной страсти и разочарования в жизни и человеческих чувствах в цикле "Страшный мир" встречаются мечты и воспоминания об ушедшей любви. Тос­кой о возможных, но не сбывшихся надеждах проникнуто стихотворение "В ресторане":

..Ло была ты со мной всем презрениемюным,

Чуть заметным дрожанъемруки...

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,

Ты прошла, словно сон мой, легка...

И дохнули духи, задремали ресницы,

Зашептались тревожно шелка.

Встреча с незнакомкой пробуждает у героя стихотворе­ния чувство любви, надежду на возможность счастья. Вос­приятие разъедающей душу тоски о несбывшемся счастье усиливают и музыка ("исступленно запели смычки"), и природа.

К. Паустовский писал: "Стихи Блока о любви — это


колдовство. Как всякое колдовство, они необъяснимы и мучительны... В этих стихах, особенно в "Незнакомке", "В ресторане", мастерство доходит до предела... Это не столько стихи о вечно женственном, сколько порыв огромной поэти­ческой силы, берущей в плен и искушенные, и неискушен­ные сердца".

С. А. ЕСЕНИН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: