Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна




/ вариант

И сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может.

А, С. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писа­тель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого по­иска Куприна выражено в следующей фразе: "Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торже­стве человека, о силе и власти его".

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно раз­нообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прика­сается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опош­ляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писа­тель называет три проявления любви: овеянной "нежным целомудренным благоуханием", "могучий призыв тела" и "рос­кошные сады, где растут таинственные, наглые грибы". Куп­рин не отрицает возможность существования ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность "всех уси­лий опутать ее (любовь) цепями условности". Однако худож­ник не прекращает поиска гармоничного чувства. На этом пути и была создана повесть "Суламифь".

Писатель блистательно воспевает духовное единение влюб­ленных, которое так велико, что каждый готов на само-


пожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все по­знавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково ве­лики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.

Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жиз­ни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, "крепкой, яко смерть". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека "доброго, но только слабого".

От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает ис­тинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: "Любовь долж­на быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Для писателя она - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести "Гранатовый браслет". Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъ­ема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое "преклонение", но и уверенность, что "семь лет безнадежной вежливой любви дают право" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини.

Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна "поняла, что та любовь, о кото-


рой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Ответное чувство состоялось, пусть "одно мгновение, но навеки".

Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда при­влекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожден­ного дара. Такая трагедия показана в повести "Яма". Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее ду­ше ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жи­ва, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.

У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении — своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь — это под­линное, прекрасное чувство.

Александр Иванович Куприн всегда и всюду благословлял любовь. Он посылал благословение всему сущему: земле, во­дам, деревьям, цветам, небесам, людям, зверям и вечной красо­те, заключенной в женщине.

// вариант

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, оправдывает любые лише­ния и тяготы, какие только могут встретиться на пути судь­бы. Так в "Олесе". Так в "Гранатовом браслете". Так в "Су-ламифи". Так в "Поединке". Писатель до конца жизни со­хранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах пове­сти "Поединок". Но эмоциональной кульминацией повести стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, прове- ' денная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой предду-


эльнои ночью, столь велико и впечатляюще, что именно оно-то и передается читателю.

Повесть "Гранатовый браслет" позволяет нам подумать о великой силе неразделенной любви. И скромный непримет­ный телеграфист вдруг предстает перед нами сильным, вели­ким! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, по­клонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, сло­ва: "Да святится имя Твое!"

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно инте­ресно он раскрывает в повести о полесской девушке-колду­нье. Главные герои повести — Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется бо­гатством внутреннего мира. Редко можно встретить лич­ность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая незави­симость, трогательная смелость, деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тре­вожный период зарождения любви и счастливые минуты "чистого, полного, всепоглощающего восторга". Мир ликую­щей природы сливается в повести с прекрасным разливом человеческих чувств.

Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересу­ды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, "легко и радостно".

Тема любви в произведениях А. И. Куприна раскрывается своеобразно, но везде это вдохновенный гимн высокому чув­ству взаимной или неразделенной любви.

III вариант

А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные обра­зы женщин и их идеальной любви в повестях "Гранато­вый браслет", "Олеся" и "Суламифь". В своем окружении А. И. Куприн видел печальное расточение красоты и силы,


измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и "любви, верной до смерти". Для А. И. Куприна любовь — самая состоятельная форма утверждения и выявления личностно­го начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть "Суламифь". Она была напи­сана по мотивам библейской "Песни песней" царя Соломо­на. Он полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за рев­ности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: "Благо­дарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источни­ку... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня". Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современ­ное общество. В повести "Суламифь" писатель показал чистое и нежное чувство: "Любовь бедной девушки из виноградни­ка и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!"

Новое возвращение к теме большой, всепоглощаю­щей любви состоялось в повести "Гранатовый брас­лет". Герой этого повествования, бедный чиновник Желт­ков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полю­бил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного. Желтков убивает себя, что­бы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью". Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмерт­ном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире",


не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечат­лительная, способная понять и оценить прекрасное, почув­ствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чинов­ника Желткова чужда той глубокой затаенности, в кото­рой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.

"Молчать и гибнуть"... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него "волшебные оковы" оказались милей жизни. "Маленький" человек оказался выше и благороднее предрта-вителей высшей ступени социальной лестницы.:

В повести "Олеся" развивается тема купринского творче­ства — любовь как спасительная сила, оберегающая "чистое золото" человеческой натуры от "оподления", от разруши­тельного влияния буржуазной цивилизации.' Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, муже­ственного характера и благородного, доброго сердца, способ­ный радоваться всему разнообразию мира. Повесть "Олеся" построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны — образованный интелли­гент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой — Олеея — "дитя природы", человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, "ленивого" сердца, Олеся возвышается благород­ством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Сво­бодно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полес­ской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттен­ков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого.

"Олеся" - художественное открытие Куприна. "В начале повесть заставляет нас пережить тревожный период зарож­дения любви. Почти целый месяц продолжается наивная очаровательная сказка. Даже яосле трагической развязки не меркнет светлая, сказочная атмосфера повести. Куприн открыл нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн по-

\1. GUO совр. соч. по рус. и мнр. лит. 5- 11 кл-


казывает человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх перед неизвестным, неизведанным. Чудом возникшая возвы­шенная душа вынуждена скрываться от жестоких людей, страдать от равнодушия своих близких. Но над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус -последняя дань щедрого сердца Олеси, память "об ее нежной, великодушной любви".

Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему по-своему освоить реалистическое наследие. Ценность его твор­чества — в художественно убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глу­бокое нравственно-психологическое чувство. Повести А. Куп­рина поднимают извечные проблемы человечества — пробле­мы любви.

И. А. БУНИН

Поэтическое слово И. А. Бунина

Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является приме­ром движения русской лирики к освоению новых художе­ственных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и творил с любовью к ней. Детство и юность Бунина прошли на природе, что сказалось на формировании в буду­щем поэте и прозаике творческих качеств.

Первой публикацией Бунина было стихотворение "Над могилой Надсона", которое проникнуто сочувствием к поэту-демократу. Юношеское творчество Ивана Алексеевича вопло­тилось в книге стихов, вышедшей в 1897 году в Орле. Хотя в этом сборнике еще проявляется неопытность двадцатилетне­го поэта, однако уже видно, как чутко он раскрыл тему рус­ской природы.

■514


Отчего ты печально, вечернее небо? Оттого ли, что жаль мне земли, Что туманно синеет безбрежное море И скрывается солнце вдали?

В сборниках И. А. Бунина "Под открытым небом" (1898), "Стихи и рассказы" (1900), "Полевые цветы", "Листопад" (1901) виден постепенный переход поэта к зрелому творчеству. Не­обычайно чуткий к красоте природы, Бунин умел видеть дета­ли русского пейзажа, искал целостного ощущения красоты земли:

Вверху идет холодный шум, Внизу молчанье увяданья... Вся молодость мояскитанья Да радость одиноких дум.

Печальное душевное настроение лирического героя прида­ет образам природы в стихотворениях ощущение неуютно­сти, опустошенности: "молодой озябший чернозем", "нагая степь пустыней веет".

Примерно с середины 90-х годов в творчестве Бунина на­растает "звездная тема". Для поэта звезды - это воплоще­ние "предвечной красоты и правды неземной", они противопо­ставляются "заблудшей земле".

Одно только звездное небо, Один небосвод недвижим, Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним,

Поэт сумел связать воедино образ природы и родины. И в отдельных стихотворениях он резко и мужественно говорит о родной стране - нищей, голодной, но любимой. Если на рубе­же века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзаж­ная лирика, то после первой русской революции Бунин все больше обращается к лирике философской:

Я человек; как Бог, я обречен

Познать тоску всех стран и всех времен.

("Собака", 1909)


Жизнь для Бунина — путешествие в воспоминаниях. Он стремится прочесть и разгадать сокровенные законы нации, которые, по его мнению, вечны. Легенды, предания, притчи, частушки — народная мудрость — заполняют страницы рас­сказов и повестей, становятся стихами. Земная жизнь, суще­ствование природы и человека воспринимаются поэтом как часть действия, разворачивающегося в просторах Вселенной:

И меркнет тень, и двинуласьлуна,

В свой бледный свет, как в дым, погружена,

И кажется, вот-вот и я пойму

Незримое — идущее в дыму

От тех земель, от тех предвечных стран,

Где гробовой чернеет океан.

Привлекает внимание и любовная лирика И. А. Бунина. В ней автор избегает нарочито красивых фраз:

Я к ней вошел в полночный час. Она спала,луна сияла В ее окно, — и одеяла Светился спущенный атлас. Она лежала на спине, Нагие раздвоивши груди,— И тихо, как вода в сосуде, Стояла жизнь ее во сне.

Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира.

Поэзия И. А. Бунина является прекрасной энциклопеди­ей русской природы, интимной и философской жизни. В но­вых условиях XX века он не только продолжает темы "золо­того века" русской поэзии (Фет, Тютчев), но и активно разви­вает их. Поэтому, я думаю, поэзия И. А. Бунина будет жить до тех пор, пока жива Россия с красотой ее природы.

♦ «О- <0>


Незабываемое" в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"

Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина — судь­ба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых - где шумно-восторженных, а где безо­говорочно осуждающих — оценок, как символисты. В лите­ратурных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером.

Вторая мировая война застала Бунина в Париже. Бед­ность, равнодушие издательств тягостно переносились Ива­ном Алексеевичем. Вот как он сам говорит об этом: "Живу, конечно, очень и очень плохо — одиночество, голод, холод и страшная бедность..." Единственное, что спасает, — это рабо­та. Да, создание цикла рассказов "Темные аллеи" было для Бунина в военные годы родником душевного подъема. Сам автор считал произведения сборника, написанные в 1937— 1944 гг., своим высшим достижением.

Цикл рассказов "Темные аллеи" критика определила как "энциклопедию любви" или, еще точнее, — энциклопедию любовных драм. Любовь здесь изображается как самое пре­красное, самое высокое чувство. В каждом из рассказов ("Темные аллеи", "Руся", "Антигона", "Таня", "В Париже", "Галя Ганская", "Натали", "Чистый понедельник"; сюда же можно отнести написанный до "Темных аллей" рассказ "Солнечный удар") показан момент высочайшего торжества любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоми­наний о молодости и родине. Все они вымышлены, что не раз подчеркивал сам автор. Однако они все, в том числе ретроспективная их форма, вызваны состоянием души ав­тора. "Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить ее лишь тогда, когда все осталось позади", — утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному пережи­ванию и воспроизведены в цикле.

Бунин пишет о незабвенном, что оставило глубокий след в человеческой душе. Нередко запечатлен самый момент воспоминания, грустного прикосновения к давно отшумев-


шей радости. Ее дает любовь, а сохраняет на всю жизнь особенная, чувственная память, заставляющая с годами по-иному воспринимать многое из того, что "осталось позади". Однако убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здо­ровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал "зем­ной", чувственный характер, но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Толь­ко в таком своем качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. "Любовь — высший судья в человеческих отношениях", — утверждает Бунин.

О книге "Темные аллеи" автор написал в апреле 1947 г.: "Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрас­ном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни".

У Бунина надо учиться, как проникновенно, на самой вы­сокой эмоциональной волне выражать самое необыкновенное и прекрасное чувство человека. Бунин не интригует слож­ным сюжетом, он пробуждает чувства лирическим моноло­гом, исповедью. То, о чем он тоскует, давно стало историей, а то, как он умеет выразить чувство, — это наше нетленное духовное богатство. Эта грань духовного - незыблемость и вечность России.

Открытие любви

(По рассказам И. А. Бунина)

И, А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого чувства, в них рас­крылось чудесное дарование писателя, его способность прони­кать в интимные глубины сердца, с их неизведанными и не­познанными законами. Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасно только такое чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Для него любовь и существование без нее — две враждебные жизни, и если погибает любовь, то та, другая жизнь, уже не нужна.


Возвышая любовь, Бунин не скрывает, что она приносит не только радость, счастье, но и очень часто таит в себе муки, горе, разочарование, смерть. "Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, — я был близок к самоубийству".

Историю трагичной любви поведал Бунин в рассказе "Солнечный удар". Случайное знакомство на пароходе. Обычное "дорожное приключение", "мимолетная встреча". Но чем же закончилось для героев все это случайное и мимолетное? "На меня точно затмение нашло... Или, скорее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара", — призна­ется спутница поручика. Проводив ее домой и вернувшись в гостиницу, герой вдруг почувствовал, как сердце его "сжа­лось непонятной нежностью" при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навеки, "он почувствовал такую боль и такую ненужность своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаянье". И снова бунинский мотив усиливает трагедию человека: любовь и смерть всегда рядом.

Сборник рассказов "Темные аллеи" можно назвать энци­клопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы вто­рой мировой войны. Когда книга увидела свет, читатели были потрясены "вечной драмой любви". Сам Бунин писал о ней: "Она говорит о трагичном и многом нежном и прекрасном, — думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни". И хотя во многих рассказах любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, страданием. К такому выводу приходят многие бу-нинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разру­шившие свою любовь. Но это прозрение, просветление прихо­дит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа "Натали". Бунин поведал исто­рию любви студента Мещерского к юной красавице Натали Станкевич. Трагедия этой любви кроется в характере Мещер­ского, который испытывает к одной девушке искреннее и воз­вышенное чувство, а к другой — "страстное телесное упое­ние", и то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу


двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро прохо­дит, а остается настоящая любовь к Натали на всю жизнь. Но автор завершил союз Мещерского и Натали безвременной гибелью героини.

В рассказах о любви И. А. Бунин утверждает истинные духовные ценности, красоту и величие человека, способного на большое, самоотверженное чувство, рисует любовь как чув­ство высокое, идеальное, прекрасное, несмотря на то, что она несет не только радость и счастье, но иногда — горе, страда­ние, даже гибель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: