Свет России в лирике С. А. Есенина




Сергей Есенин! В этом именисвет Россииголубые ее глаза,.. В этом именипесня России — соловьев ее голоса...

В. Кузнецов

Сергей Александрович Есенин родился в с. Константинове Рязанской губернии. "Фамилия Есенин — редкая, коренная, в ней звучат языческие корни — тайсень, овсень, ясень, — свя­занные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздника­ми", — писал А. Толстой.

Выросший в глуши мещерских лесов под шум сосен и берез, под тихий шелест трав и всплески "лонных вод", Есе­нин не был знаком с музыкой революции, не испытывал тя­желого бремени деревенской жизни, но хорошо знал психоло­гию земледельцев и воспринял их неиссякаемую любовь к родине, к неувядаемой красоте ее природы, к "преданьям ста­рины глубокой".

Творчество Есенина опиралось на традиции русской клас­сической литературы и народной поэзии, отражало существен­ные стороны русской жизни и национального духа и поэтому приобрело художественную неповторимость и своеобразие» Глубинная связь поэта с фольклором не прерывалась на про­тяжении всей его жизни. Песенная атмосфера, окружавшая поэта в детские годы, оставила в его душе глубокий след. Мать считалась лучшей песенницей в селе, хорошо пел отец; дед Титов, воспитывавший Есенина, знал наизусть великое множество песен. Есенин был знаком с творчеством многих русских поэтов: Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Языкова, Никитина и т. д.

Из всех жанров устного народного творчества лирические народные песни наиболее соответствовали особенностям та­ланта поэта. На основе использования стилистических воз-


можностей лирической народной песни были созданы "Под-ражанье песне", "Выткался на озере...", "Хороша была Таню-ша..."

В стихотворении "Выткался на озере..," поэт под влияни­ем народной лирической песни идет от изображения общей картины природы к ступенчатому сужению образа:

Выткался на озере алый свет зари. На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясьв дупло. Толъкомне не плачется, на душе светло...

Во многих стихотворениях Есенина заметна ассоциатив­ная связь с содержанием популярных народных песен, кото­рая способствует раскрытию идейного замысла, углубляет со­держание образов. В стихотворении "Ямщик" наблюдается форма лирического монолога:

Пой, ямщик, вперекор этой ночи, — Хочешь, сам я тебе подпою Про лукавые девичьи очи, Про веселую юность мою.

В этих строках легко угадывается песня "Вот мчится тройка удалая".

Связь с народной песней реализуется в перефразировке стро­ки или введении образа-сигнала:

Плачет и смеется песня лиховая,

Где ты, моя липа? Липа вековая?

Эти строки восходят к народной песне:

Липа вековая над рекой шумит. Песня удалая вдалеке звучит.

Корни есенинской поэтики глубоко и прочно вросли в национальную почву и на протяжении всех творческих лет питали его поэзию соками родной земли. Элементы фоль-


клорной поэтики Есенин использует при раскрытии харак­тера героя, при изображении различных настроений, вне­шних деталей портрета, при описании природы и для пере­дачи колорита.

Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него "спит в белой накидке", вербы — плачут, тополя — шепчут, "приго­рюнились девушки-ели", "словно белой косынкой повязалась сосна", "плачет метель, как цыганская скрипка" и т. д. Но, в отличие от устного народного творчества, Есенин настолько очеловечивает мир природы, что иногда параллельно идут два описания:

Зеленая прическа, Девическая грудь, О тонкая березка, Что загляделась в пруд?

Здесь показана молодая стройная березка, которая настоль­ко уподоблена девушке, что невольно оказываешься в плену чувств, вызванных расставанием влюбленных. Такое очело­вечивание не свойственно фольклору. -

Есенин часто использует символику образов. Некоторые образы настолько любимы автором, что проходят через всю его лирику (береза, клен, черемуха). Любимые цвета поэта — синий и голубой. Эти цвета усиливают ощущение необъятно­сти голубых просторов России, создают атмосферу светлой радости бытия ("синь, упавшая в реку", "вечером синим, вече­ром лунным").

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, метафоры. Они используются как средство жи­вописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей").

Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народ­ных песнях, играют повторы. Они используются для пока­за душевного состояния человека, для создания ритми-


ческого рисунка. Есенин употребляет повторы с перестанов­кой слов:

С моей душой стрясласъбеда, С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обра­щения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Народно-песенные тра­диции преломляются через сугубо есенинское и приобретают оттенок индивидуальности, органически входят в ткань про­изведения Есенина и выступают как элемент его поэтическо­го творчества. Песни родной земли, как и ее народ, ее обычаи, природа не только навсегда остались в поэзии Есенина пред­метом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности, но и стали своеобразным эстетическим критерием. Лирика Есенина — это лирика, раскрывающая сложный и'многооб­разный мир души человека.

Для С. Есенина фольклор был источником углубленного понимания быта, национального характера, обычаев и пси­хологии русского народа, а также шкалой поэтического мастерства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: