Единство человека и природы




(По сказке-были М. М, Пришвина "Кладовая солнца")

Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю.

М. М. Пришвин

М. М. Пришвин - один из своеобразнейших писателей, который подарил нам множество рассказов, повестей, "геогра­фических очерков" о природе. В них все объединено челове­ком - неспокойным, думающим, человеком с открытой и смелой душой. Великая любовь писателя к природе родилась из его любви к человеку. Эта тема прослеживается в сказке-были М, М. Пришвина "Кладовая солнца".

"В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Пе­редел авль-Залесского, осиротели двое детей", — так начина­ется замечательное произведение. Это начало напоминает сказ­ку, где читатель входит в чудесный мир, где все живое взаимо­связано. На этом фоне появляются два образа — Настя и Митраша. "Настя была как золотая курочка на высоких нож­ках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки". Митраша был маленький, но плотный, "мужичок в мешочке", улыбаясь, называли его меж­ду собой учителя в школе.

После смерти родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, золотой петух Петя и поросенок Хрен. Дети забо­тились обо всех живых существах. Настя занималась жен­скими домашними делами, "с хворостинкой в руке выгоняла


она свое любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи". На Митраше лежало все мужское хозяйство и общественное дело. "Он бывает на всех собраниях, старается понять об­щественные заботы". Так дети жили дружно, не зная горе­стей и бед.

Однажды решили они пойти в лес за клюквой. "Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах летом, а собирают ее поздней осенью". Вспомнив о том, что есть такое место, называемое палестинкой, "вся красная, как кровь, от одной только клюквы", Настя и Митраша отправляются в лес. Взяли они с собой самое необходимое. Настя положила в корзинку хлеба, картошки, бутылку молока. Митраша взял топор, двуствольную "тул­ку", сумку с компасом. Зачем же он берет компас? Ведь в лесу можно ориентироваться по солнцу, как это делали деревенские старожилы. "Мужичок в мешочке" хорошо помнит отцовские слова: "В лесу эта стрелка тебе добрей матери:...небо закроется тучами и по солнцу в лесу ты ориентироваться не сможешь, пойдешь наугад - ошибешь-ся, заблудишься...".

Кто знал, что дети столкнутся с природной стихией и воочию увидят Блудово болото? Пройдя полпути, Настя и Митраша сели отдохнуть. "Было совсем тихо в природе, и дети до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания", О Блудовом болоте ходила леген­да, что "лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.,." С тех пор ель и сосна растут вместе. И ветер иногда качает эти деревья. И тогда ель и сосна стонут на все Блудово болото, словно живые существа.

После отдыха дети решили идти дальше. Но не тут-то было, "довольно широкая болотная тропа расходилась вил­кой". Что же делать? Проявив свой упрямый характер, Мит­раша идет по слабенькой тропе, а Настенька - по плотной. Вдруг рванул ветер, и сосна и ель, нажимая друг на друга, по очереди застонали, как бы поддерживая спор брата и сестры. "Среди звуков стона, рычанья, ворчанья, воя в это утро у дере-


вьев иногда выходило так, будто где-то горько плакал в лесу потерянный или покинутый ребенок". Даже волк в это время вылез из своего логова. "Он стал над завалом, поднял голову, поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хво­ста и завыл".

Как и всякая сказка, сказка-быль М. М. Пришвина имеет счастливый конец. Митраша из-за своего упрямства оказал­ся на Блудовом болоте. И в борьбе за жизнь ему помогла собака Травка, А что же Настя? Она, увлеченная сбором ягод, на некоторое время забыла о брате, "еле передвигает за собой корзину, вся мокрая и грязная, прежняя золотая курочка на высоких ножках".

Под вечер голодный Митраша и уставшая Настя встрети­лись. Им суждено было встретиться вновь в лесу и продол­жить свой путь вместе, как уже двести лет "живут" на Влудо­вом болоте ель и сосна.

Б. Л. ПАСТЕРНАК

"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."

Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех.

Б. Пастернак

Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который соби­рался стать музыкантом. Находясь под влиянием музыки А. Н. Скрябина, Борис Пастернак шесть лет серьезно зани­мался композицией. Но все же поэт в его душе одержал победу над музыкантом. Вот таким образом появился один из лучших поэтов России XX века, представитель поэзии "серебряного века", член футуристической группы "Центри­фуга".

В начале нашего столетия, особенно в послереволюцион-


ныя период, дежурными темами были строительство новой жизни, энтузиазм, любовь к партии, а Пастернак писал о лесе, о траве, о петухах, о любви, о поэзии, о чуде человеческого существования.

Эстетика и поэтика Пастернака в наибольшей степени ос­новывались на представлении о слитности чувственного, ок­ружающего поэта мира, где невозможно отделить человека от природы, а поэзию от жизни.

Поэт стремился не просто воспроизвести жизнь в ее узна­ваемости и конкретности, — он хотел донести свои впечатле­ния о ней до читателей будущих времен, стремился отразить не только внешнюю сторону событий, но и их глубинную сущность:

Во всем мне хочется дойти До самой сути, В работе,

В поиске пути,

В сердечной смуте.

Это были "строчки с кровью" не только потому, что поэту пришлось дорого за них расплачиваться, но и потому, что каж­дая из них рождалась в напряженном труде. Для поэта рабо­та, поиски жизненных основ, попытки разобраться в себе и в людях — смысл жизни. Именно поэтому следующая строфа этого стихотворения углубляет образ: хочется понять сущность всего, добраться "до оснований, до корней, до сердцевины".

Дальше речь идет о сущности поэзии, о назначении ее, как понимал это поэт: схватывать "нить событий", открывать новое в жизни. Мне кажется, что все это поэт видит в "свойствах страсти, лишь она способна толкать человека на поиски пре­красного, неповторимого".

Те, кто общался с поэтом, отмечали его удивительную спо­собность одухотворять окружающий мир. У него все взаимо­связано, нерасторжимо, звук и зрительный образ приобретают невероятную объемность.

Ты в ветре, веткой пробующем, Не время ль птицам петь,


Намокшая воробышком Сиреневая ветвь!

Это другое стихотворение, но как точно оно передает тай­ну поэзии Пастернака. Вы спросите, в чем заключается этот секрет? По-моему, поэзия Пастернака, как и окружающий мир, живет своей жизнью. Именно об этом поэт говорит в конце стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути", сравнивая поэзию с музыкой Шопена:

Так некогда Шопен вложил Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил В свои этюды.

За этой строфой мне слышится музыка Шопена, блиста­тельная, легкая, взволнованная. Поэт, одаренный талантом и страстью к работе, и нас заставляет задуматься о многом, И прежде всего вот о чем: неужели и эти прозрачные и легкие строки, в которых нет, по-моему, никакой муки, — тоже "строч­ки с кровью"? А кажется, что написаны они на одном дыха­нии. Но все же финал стихотворения весьма напряжен, и этим Пастернак, как мне кажется, пытается выразить не­определенность будущего, судьбы:

Достигнутого торжества Игра и мукаНатянутая тетива Тугого лука.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: