1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. – М., 1999. – 213 с.
2. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003. – 88 с.
3. Аметова Л. А. Формирование арттерапевтической культуры младших школьников “Сам себе арттерапевт”. М.: Московский государственный открытый педагогический университет, 2003а. – 115 с.
4. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2007. – № 4. – С. 30-37.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1998. – 327 с.
6. Боронска Т. Оборотень и ринг. Изучение бессознательных процессов с помощью метафор // Практикум по арт-терапии (под ред. А. И. Копытина). СПб.: Питер, 2000. – 589 с.
7. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. – 703 с.
8. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Вопросы психологии. – 1990. – № 4. – С. 32-38.
9. Возрастная психология: личность от молодости до старости/ Под ред. Гамезо. М. В. – М., 1999. – 492 с.
10. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / Сост. Л. В. Ковинько. – 4-е изд. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 288с.
11. Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – СПб., 1997. – 285с.
12. Выготский Л. Н. Вопросы детской психологии. – М., 1997. – 326 с.
13. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с.
14. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М., 1998. – 573 с.
15. Гришина А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Волгоград: Волгоградский государственный педагогический университет, 2004. – 149 с.
|
16. Дружинин В. Н. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. – М., 2006. – 656 с.
17. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб, 1999. – 537 с.
18. Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста “Нарисуй историю” // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2005. – Том 7. – №3. – С.51-64.
19. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. – 429 с.
20. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. – 376 с.
21. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека // Вопросы психологии. – 1990. – № 3. – С.67-87.
22. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 1988. – 224с.
23. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. – 313 с.
24. Лук А. Н. Психология творчества. – М, 1978. – 347 с.
25. МакНифф Ш. Целостное восприятие арт-терапии // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2005. –Том 8. – №1. – С.10-23.
26. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А. Г. Хрипновой; отв. ред. В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1981. – 400 с.
27. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1998. – 297 с.
28. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1996. – 312 с.
29. Обухова Л. Ф. Детская психология. – М., 1995. – 284 с.
30. Обухова Л. Ф.Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М., 1998. – 236 с.
31. Писталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1987. – 489 с.
|
32. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика, 1998. – 398 с.
33. Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 1990. – 316 с.
34. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 127-158.
35. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997. – 299с.
36. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 10. – С. 24-37.
37. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1998. – №4. – С. 21-48.
38. Холт Э. и Кейзер Д. Признаки семейного алкоголизма при выполнении детьми Кинетического рисунка семьи // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. – 2004. – Том 7. – №2. – С. 20-34.
39. Шардаков М. Н. Очерки психологии школьника. – М., 2005. – С. 126-139.
40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М., 1995. – 793 с.
41. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. – 1994. – № 5. – С. 15-28.
42. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 12-43.
43. Http: // www.vtk.interro.ru
Приложения
Таблица № 1. Средние значения показателей креативности у учащихся разных классов.
Классы | Беглость | Гибкость | Оригинальность | Разработанность |
1 - 2 | 9,0 (1,2) | 7,5 (1,7) | 10,3 (2,9) | 22,4 (8,8) |
3 - 4 | 8,9 (1,6) | 7,6 (1,6) | 9,7 (3,6) | 31,7 (15,2) |
5 - 6 | 9,0 (2,1) | 6,8 (2,2) | 9,2 (4,1) | 30,4 (16,5) |
7 – 8 | 9,1 (1,8) | 7,4 (1,9) | 9,6 (3,6) | 31,8 (17,4) |
9 – 11 | 9,7 (0,7) | 8,1 (1,2) | 10,7 (3,3) | 40,4 (13,6) |
1 - 11 | 9,2 (1,4) | 7,6 (1,6) | 10,0 (3,4) | 31,3 (15,3) |
|
Таблица № 2. Средне-арифметические значения (М) и стандартные отклонения (-) показателей образной креативности (Российская выборка).
Возраст | Объем выборки | Беглость | Оригинальность | Разработанность названий | Сопротивление замыканию | ||||
М | σ | М | σ | М | σ | М | σ | ||
6 – 7 лет | 21,0 | 7,3 | 15,9 | 11,0 | 9,2 | 5,3 | 5,6 | 3,5 | |
8 – 9 лет | 20,3 | 6,6 | 12,6 | 7,6 | 4,7 | 1,9 | 7,7 | 3,6 | |
10 лет | 22,6 | 6,5 | 17,8 | 9,0 | 9,4 | 3,6 | 7,8 | 4,1 | |
11 – 12 лет | 21,5 | 8,2 | 14,6 | 9,5 | 7,6 | 3,3 | 8,6 | 3,8 | |
13 – 15 лет | 22,0 | 8,8 | 13,9 | 7,1 | 7,7 | 3,0 | 9,4 | 3,7 |
Средние показатели дивергентного мышления.
Методика “Круги”.
Параметр | Возраст, лет | |||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | |
гибкость | З,6 | 3,6 | 4,3 | 4,6 |
беглость | 14,6 | 15,5 | 11,7 | 14,3 |
Средние значения дивергентной продуктивности.
Методика “Предложения”.
Возраст | ||
8 лет | 10 лет | |
Мальчики | 3,3 | 4,2 |
девочки | 4,0 | 5,2 |
Сводная таблица результатов изучения образной креативности в экспериментальной группе.
№ | Показатели креативности в Т - баллах | ||||
беглость | гибкость | оригинальность | разработанность | Сопротивление замыканию | |
1. | 52/52 | 34/52 | 34/48 | 38/42 | |
2. | 65/65 | 48/52 | 48/48 | 38/48 | |
3. | 65/65 | 48/52 | 48/48 | 42/52 | |
4. | 46/46 | 48/52 | 48/48 | 42/52 | |
5. | 65/75 | 68/68 | 68/70 | 42/42 | |
6. | 65/75 | 48/52 | 48/52 | 45/52 | |
7. | 46//52 | 70/70 | 70/80 | 57/57 | |
8. | 52/52 | 65/70 | 65/70 | 58/75 | |
9. | 52/52 | 65/70 | 65/70 | 64/70 | |
10. | 65/65 | 48/48 | 48/52 | 50/52 | |
11. | 65/65 | 70/80 | 70/70 | 64/75 | |
12. | 65/65 | 70/70 | 70/75 | 58/58 | |
13. | 52/52 | 34/52 | 34/52 | 58/65 | |
14. | 27/46 | 68/68 | 68/70 | 36/45 | |
15. | 50/65 | 48/48 | 48/52 | 60/60 | |
16. | 27/45 | 48/52 | 48/52 | 48/52 | |
17. | 52/52 | 45/45 | 45/50 | 62/60 | |
18. | 65/65 | 36/52 | 36/36 | 35/45 | |
19. | 65/65 | 48/52 | 48/52 | 62/70 | |
20. | 52/52 | 48/48 | 48/48 | 32/45 |
Сводная таблица результатов изучения образной креативности в контрольной группе.
№ | Показатели креативности в Т - баллах | ||||
беглость | гибкость | оригинальность | разработанность | Сопротивление замыканию | |
1. | 52/60 | 48/50 | 32/42 | 42/42 | |
2. | 65/65 | 48/50 | 33/38 | 29/38 | |
3. | 52/60 | 70/70 | 68/68 | 50/50 | |
4. | 52/60 | 68/68 | 41/52 | 35/52 | |
5. | 46/46 | 70/75 | 68/68 | 41/41 | |
6. | 65/65 | 48/48 | 61/61 | 45/45 | |
7. | 52/60 | 70/70 | 56/56 | 33/38 | |
8. | 27/27 | 27/38 | 36/48 | 45/45 | |
9. | 65/65 | 70/70 | 70/70 | 70/70 | |
10. | 65/65 | 70/70 | 38/38 | 59/59 | |
11. | 52/52 | 48/48 | 38/38 | 57/57 | |
12. | 65/65 | 48/48 | 38/38 | 33/48 | |
13. | 52/52 | 65/65 | 33/42 | 57/57 | |
14. | 52/52 | 48/48 | 32/32 | 57/57 | |
15. | 65/65 | 48/52 | 68/68 | 56/56 | |
16. | 65/65 | 48/48 | 33/33 | 58/58 | |
17. | 65/65 | 48/48 | 38/38 | 58/58 | |
18. | 65/65 | 35/48 | 46/46 | 53/53 | |
19. | 65/65 | 48/48 | 33/33 | 46/46 | |
20. | 65/70 | 70/70 | 33/38 | 35/45 |
Сводная таблица результатов изучения показателей дивергентного мышления по методике “Круги”.
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||||
беглость | гибкость | оригинальность | беглость | гибкость | оригинальность | ||
1. | 1. | ||||||
2. | 2. | ||||||
3. | 3. | ||||||
4. | 4. | ||||||
5. | 5. | ||||||
6. | 6. | ||||||
7. | 7. | ||||||
8. | 8. | ||||||
9. | 9. | ||||||
10. | 10. | ||||||
11. | 11. | ||||||
12. | 12. | ||||||
13. | 13. | ||||||
14. | 14. | ||||||
15. | 15. | ||||||
16. | 16. | ||||||
17. | 17. | ||||||
18. | 18. | ||||||
19. | 19. | ||||||
20. | 20. |
Сводная таблица результатов изучения продуктивной дивергентности.
№ | Экспериментальная | № | Контрольная |
1. | 3/3 | 1. | 4/4 |
2. | 3/5 | 2. | 3/3 |
3. | 4/5 | 3. | 3/3 |
4. | 1/4 | 4. | 3/3 |
5. | 3/5 | 5. | 1/2 |
6. | 4/6 | 6. | 4/4 |
7. | 4/5 | 7. | 2/2 |
8. | 3/6 | 8. | 1/1 |
9. | 1/2 | 9. | 3/2 |
10. | 3/3 | 10. | 2/2 |
11. | 2/2 | 11. | 1/1 |
12. | 3/3 | 12. | 1/3 |
13. | 2/2 | 13. | 2/3 |
14. | 3/5 | 14. | 4/5 |
15. | 3/5 | 15. | 4/4 |
16. | 3/4 | 16. | 3/4 |
17. | 3/5 | 17. | 2/2 |
18. | 2/5 | 18. | 2/2 |
19. | 2/4 | 19. | 1/1 |
20. | 4/6 | 20. | 1/1 |