ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии

Выполнил:

студент 4 курса специальности

031000 - Педагогика и психология

очно-заочной формы обучения

группы № 12 Неупокоева Т.В.

 

Проверил:

К.псих.н., доцент кафедры

педагогики и психологии

Шабышева Ю.В.

Омск-2008

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии...........................................................................6

1.1. Теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.............................................................6

1.2. Психологическая сущность творческих способностей..............................12

1.3. Арт-терапия как средство развития творческих способностей.................19

1.4. Особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте...................................................................................................................26

1.5. Выводы по первой главе................................................................................33

ГЛАВА II.Экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте..............................35

2.1. Организация и методы исследования...........................................................35

2.2. Результаты экспериментального исследования творческих способностей младших школьников в условиях развивающей работы...................................38

2.3. Выводы по второй главе................................................................................51

ВЫВОДЫ...............................................................................................................51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТАРЕТУРЫ..................53

ПРИЛОЖЕНИЯ.....................................................................................................57

 

ВВЕДЕНИЕ

Потребность понять природу процесса творчества возникла, как следствие необходимости воздействовать на творческую деятельность, чтобы повысить ее эффективность. Еще древнегреческие философы стремились в своих системах обучения применять методы, которые развивали бы в учениках творческое мышление.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайшие из даров природы. Даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидна мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше.

Актуальность исследования объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в младшем школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности.

В трудах отечественных психологов творчество выступает как наиболее характерная, специфическая черта творческого мышления, отличающая его от других психических процессов, и в то же время рассматривается противоречивая связь её с репродукцией.

Анализу психолого-педагогической литературы по изучению творческих способностей младших школьников посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна, Дж. Гилфорда, П.Е. Торренса и др.

Исследователи подчеркивают возможность психолого-педагогического руководства познавательной деятельностью младшего школьника в целях развития креативности. Для этой цели в психолого-педагогической литературе предложен ценный инструмент в деятельности образовательного учреждения – арт-терапия. Данный метод способствует удовлетворению потребности личности в самовыражении, самопознании и саморазвитии.

Целью исследования является исследование развития творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии.

Объектом исследования выступаюттворческие способности младших школьников.

Предметом исследования является развитие творческих способностей у младших школьников.

Гипотеза: Предполагаем, что после проведения развивающей программы, направленной на развитие творческих способностей младших школьников средствами арт-терапии, уровень творческих способностей младших школьников повысится.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, на основании которого выявить теоретические и экспериментальные подходы к проблеме творчества в зарубежной и отечественной психологии.

2. Раскрыть психологическую сущность творческих способностей.

3. Рассмотреть арт-терапию как средство развития творческих способностей.

4. Проанализировать особенности развития творческих способностей в младшем школьном возрасте.

5. Провести экспериментальное исследование творческих способностей средствами арт-терапии в младшем школьником возрасте

6. Разработать программу, направленную на развитие творческих способностей младших школьников

В качестве методов исследования нами были использованы теоретический анализ, тестирование, наблюдение, методы математической статистики для обработки и анализа полученных результатов.

Практическая значимость. Нами была разработана программа, направленная на развитие творческих способностей младших школьников арт-терапии в развитии творческих способностей младших школьников. Также предложить рекомендации и развивающую программу. Все это можно будет использовать в педагогической и психологической деятельности.

Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 40 учащихся начальной школы: 20 человек в экспериментальной группе и 20 человек в контрольной. Возраст школьников 8-9 лет, учащиеся 2 класса МОУ “лицей № 29” г. Омска.

 

 

ГЛАВА I. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: