Особенности развития отрасли информационно-коммуникационных технологий в России




 

К отрасли информационно-коммуникационных технологий относят: услуги по передаче данных, телефонии, разработку, производство, реализацию программного обеспечения, производство оборудования, ИТ-услуги. «Уровень развития и динамизм инновационной сферы – науки, новых технологий, наукоемких отраслей и компаний – создают основу устойчивого экономического роста, определяют границы между богатыми и бедными странами».[42] Современные глобальные процессы неразрывно связаны с информационными технологиями. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) быстро и повсеместно проникают во все отрасли экономики, а также являются самостоятельной мощной отраслью мировой экономики, ежегодный темп роста которой в среднем составляет 15 – 20%.[43] Совершенствование системы коммуникаций стирает географические границы, развитие ИКТ является ключевым фактором экономического роста.

Благодаря высокой скорости распространения информационных, создаются реальные возможности для вхождения развивающихся стран и стран с переходной экономикой в мировое экономическое пространство в качественно новой роли.[44]

«Создание и развитие такой индустрии как индустрия ИКТ немыслимо без определяющей роли государства в этом процессе. Вырабатывая и реализуя определенную экономическую, правовую и налоговую политику, расставляя приоритеты, государство оказывает влияние на развитие отраслей экономики своих стран. Как отмечает P.B.Evans, государство может играть три роли в развитии отраслей экономики – роль «регулятора», роль «опекуна» и роль собственника (производителя)».[45]

На сегодняшний день отрасль информационно-коммуникационных технологий является одной из самых быстро растущих и развивающихся отраслей в Российской Федерации. На 2006 год в отрасли работает около 500 крупных и средних компаний, объем рынка 3 млрд. долларов США (1%-1,2% от мирового рынка). «По данным Министерства информационных технологий и связи РФ, доля отрасли ИКТ в ВВП страны в 2007 году достигла 4,8 % (в 2006 году – 4,5 %, а в 2000 году она составляла 3,2 %). Сейчас наблюдается рост темпов экспорта российских ИТ-услуг (с 60-65 % до 85-90 % – в среднем за три года). Объем российского экспорта в сфере информационных технологий в конце 2010 года может достичь 10 млрд. долл. ежегодно против 2 млрд. долл. в 2008 году»[46]. Средний рост российского рынка составляет 15% в год.[47] На рисунке 9 представлено сравнение роста российского рынка информационно-коммуникационных технологий и роста рынков в мире.

 

Рис. 9.Рост рынка ИКТ в России 2006-2007 гг. в %

 

 

Источник: URL:

https://www.eufn.ru/download/analytics/ict/it_09_2008_part_1.pdf

 

К основным игрокам относятся следующие компании: Мобильные телесистемы, Вымпелком, Мегафон, Ростелеком, Уралсвязьинформ, Центртелеком, Сибирьтелеком, Национальная компьютерная корпорация, Лаборатория Касперского, Яндекс, РБК, Rambler, Mail.ru, Google, Auto.ru, Одноклассники.ру, Газета.ру, Коммерсант, Эксперт, Google, Newsru.com и др..[48]

Стоит отметить, что в отрасли наблюдается «довольно высокий уровень концентрации, почти половина всех доходов в 2007 году пришлась на долю 10 крупнейших компаний, и процесс укрупнения продолжает увеличивать темпы»[49].

В качестве основных мер государственной поддержки информационно-коммуникационных технологий в России можно выделить следующие программы: ««Глобальная навигационная система», «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», «Развитие российских космодромов на 2006-2015 гг.», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.», «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства РФ (2007- 2010 гг.)» и «Национальная технологическая база» на 2007-2011 гг. Предусмотрены также ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 гг., а также «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 гг.»»[50].

Динамика развития отрасли ИКТ в России и за рубежом требует постоянного поддерживания конкурентоспособности организаций, что возможно лишь при непрерывном внедрении инноваций. Поэтому скорость создания инноваций выступает решающим фактором, определяющим конкурентоспособность той или иной организации. В рамках открытых инноваций устанавливаются партнерские связи в области научных исследований и разработок, усиливаются контакты между компанией и ее клиентами, партнерами, поставщиками, которые могут выступать в качестве дополнительных источников инноваций, ускоряя тем самым темпы внедрения инноваций. Таким образом, сегодня использование открытых инноваций может стать ключевым фактором усиления конкурентоспособности российской отрасли ИКТ. На данный момент наиболее ярким примером открытых инноваций, который используется в России, выступает программное обеспечение с открытым исходным кодом. Однако распространение открытых инноваций в России пока еще слишком невелико. Далее будет произведена оценка возможности более широкого распространения открытых инноваций в России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: