Хозяйственные системы
Взаимоотношения людей по поводу размещения ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления не хаотичны, а подчиняются определенным правилам, особым образом упорядочены и организованы в ту или иную хозяйственную систему.
Хозяйственная система ― это определенный порядок взаимодействия производителей и потребителей, система согласования или координации поведения людей в сфере хозяйственной деятельности.
Решая в процессе этих взаимоотношений основные производственные вопросы общества, экономические агенты ― юридические и физические лица опираются на информацию, которая также определенным образом организована в систему. От достоверности и полноты этой информации зависит правильность решения ― выбора оптимального способа действия из множества вариантов и его результат.
Выбор решения зависит от типа хозяйственной системы, что можно проиллюстрировать следующей моделью:
«Хозяйственная система → Информационная система → Выбор».
Рассмотрим два крайних случая, или два способа, координации решений и действий экономических агентов.
• Спонтанный порядок ― это децентрализованный способ координации, при котором информация передается посредством ценового сигнала. Рассредоточенная информация о спросе и предложении на всех рынках обрабатывается и зашифровывается в свободно изменяющейся цене, на основе которой экономические агенты рассчитывают свои издержки и выгоды, решая вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.
Таким образом, в условиях спонтанного порядка цена, или ценовой сигнал, является координатором экономических агентов: именно свободный ценовой сигнал направляет и упорядочивает их действия наиболее рациональным образом.
|
• Иерархия ― система вертикального подчинения, когда центральная власть (правящий центр) спускает приказы сверху вниз. Как следствие, в условиях иерархии действия экономических агентов ― потребителей и производителей ― координируются приказами и командами из единого центра.
Такая организация была характерна для командно-административной (советской) экономики. Роль центрального координатора выполняли Госплан и Госснаб. Для этого в едином центре со всей страны собиралась и перерабатывалась информация, на ее основе составлялся жесткий план, который в директивном порядке предписывал каждой производственной единице, что, сколько и для кого производить, фиксируя цены, объем и технологии производства. Как в такой системе можно было учитывать текущие изменения в спросе и предложении, если «замороженный» ценовой сигнал не отражал хозяйственной информации?! Конечно же, в системе централизованного планирования очень высоки издержки координации: расходы на сбор и переработку информации (одному только председателю Госплана в приемную приходило более тысячи писем в день!), тотальные проверки, на контролирующие органы, которые, в свою очередь, тоже должны контролироваться.
Агент ― 1) субъект экономических отношений, участвующий в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ; 2) юридическое или физическое лицо, выполняющее в экономике определенную функцию от собственного имени или по поручению других лиц (группы лиц). В этом контексте все субъекты экономических отношений ― домашнее хозяйство, фирма и государство являются экономическими агентами. |
Издержки координации входят в понятие «трансакционные издержки» ― особой экономической категории затрат.
|
Трансакционные издержки ― это расходы, связанные с координацией, согласованием поведения экономических агентов.
Понятие трансакционных издержек ввел Рональд Коуз в работе «Природа фирмы» (1937). Трансакционные издержки возникают в сфере координации, организации и контроля взаимодействий экономических агентов. Следовательно, трансакционные издержки ― это издержки, обслуживающие организацию производства, и связаны они прежде всего с контрактными отношениями.
К трансакционным относятся издержки:
1) поиска информации;
2) заключения контракта (поиск контрагентов, переговоры и оплата агента, который от вашего имени и в ваших интересах будет вести переговоры);
3) контроля над исполнением контракта;
4) измерения (выявления свойств и качеств блага);
5) спецификации (определении, установлении) и защиты прав собственности;
6) оппортунистического поведения (обман, сокрытие информации, нарушение обязательств, условий договора и др., то есть нарушение «правил игры»).
•
Трансакционные издержки, которые можно заранее просчитать, выражаются в денежных расходах и временных затратах (а это ― тоже деньги, но упущенные). Их величина во многом определяет, стоит ли вообще начинать производство или заняться другим видом деятельности. Если, например, трансакционные издержки в сфере производства товаров и услуг очень велики, то экономические агенты устремляются в другие сферы приложения сил ― в непроизводственный сектор (в банковскую систему, на биржи и др.) При изучении вопроса 6.4. Темы 6. «Экономика производителя» мы вернемся к сказанному здесь с позиций деления производственных издержек на «постоянные» и «переменные».
|
•
Существует более широкое понятие трансакционных издержек, которое ввел Кеннет Эрроу ― представитель неоинституциональной школы: трансакционные издержки ― это издержки эксплуатации экономической системы (или издержки ее функционирования). Другими словами, в расширенном толковании трансакционные издержки могут показать:
· во что обходится производство, ведение бизнеса при данном устройстве социально-экономической системы;
· насколько экономически целесообразно или нецелесообразно соблюдать установленные правила, законы, традиции и способ ценообразования;
· насколько информационная система эффективно координирует действия экономических агентов.
Соответственно, величина трансакционных издержек такого рода может определяться расходами на преодоление административных барьеров, степенью политических рисков, характером распределения прав собственности и др.
•
Стремясь к снижению трансакционных издержек, индивиды стараются действовать по определенным правилам, соблюдать условия взаимодействия друг с другом (прежде всего по поводу распределения, обмена, потребления). Существование устоявшихся правил, норм поведения облегчает поиск информации, делает предсказуемым поведение контрагентов и снижает риски неопределенности. Эти функции выполняют институты-нормы и институты-организации.
«Институты ― это рамки, в пределах которых люди взаимодействуют друг с другом» (то есть «правила игры», основанные на традициях, привычках, нормах поведения). Так считают неоинституционалисты, а данное высказывание принадлежит Дугласу Норту, одному из основателей неоинституциональной школы.
Более ранние представители институционального направления ― институционалисты ― считали институтами организации, которые закрепляют эти «правила игры» в виде законов, инструкций, предписаний и следят за их выполнением.
Институты организуются особым образом для сбора и переработки информации, выработки рекомендаций, инструкций, правил, координации деятельности и др. Эти функции выполняют институты-организации: министерства, ведомства, кредитные учреждения, различные формы предпринимательства.
Таким образом, институты создаются для снижения трансакционных издержек.
•
С точки зрения институционализма фирма ― это институт, она подобна островку иерархии (административного контроля) в море хаотических, бессистемных сделок в условиях «спонтанного порядка» рыночной координации внутри фирмы. Таким образом, организационно фирма является иерархической структурой, так какв рамках фирмы, как и в командной системе, отношения строятся по вертикали: команды передаются сверху вниз, а отчетность (информация) поступает снизу вверх.
Согласно Р. Коузу, фирма создается для экономии трансакционных издержек, так как в пределах фирмы сокращаются издержки поиска информации и беспрерывного заключения контрактов, а экономические (рыночные, товарно-денежные) отношения приобретают динамично-устойчивый характер.
Представив фирму как иерархическую структуру в условиях рыночной координации, мы подошли к вопросу об оптимальном (наилучшем) размере фирмы, то есть к вопросу о соотношении рыночного и иерархического порядка, насколько они могут уживаться в одной экономике.
Анализ соотношения рыночного (спонтанного) и иерархического порядка прежде всего помогает ответить на вопрос: какого размера должна быть фирма?
NB!Фирма оправдана в той мере, в какой иерархические отношения экономят, снижают трансакционные издержки, издержки рыночной координации. Из сказанного вытекает, что эффективность работы наемных профессиональных управляющих-менеджеров необходимо оценивать по рыночным результатам. |
Издержки эксплуатации фирмы ― это внутрифирменные издержкикоординации в иерархии. Речь идет о таких видах издержек, как издержки на осуществление процессов контроля, стимулирования, поддержания трудовой дисциплины, распределения обязанностей.
Чем больше фирма, тем сложнее эти иерархические отношения поддерживать и регулировать: по мере роста масштабов фирмы будут расти внутрифирменные издержки. Отсюда правило: хорошая фирма должна быть правильных размеров.
Оптимальные размеры фирмы (их можно исчислять количеством внутрифирменных трансакций, то есть сделок) ― это такой ее масштаб, при котором общие, или суммарные, издержки от рыночных и внутрифирменных сделок минимальны.
NB! Государство, государственный аппарат ― тоже иерархия, имеющая свои издержки эксплуатации. Поэтому пределы государственного вмешательства, то есть мераприсутствия государства в рыночном хозяйстве, определяются по принципу поиска оптимальных размеров фирмы. |
Вывод. Нет абсолютных преимуществ у чисто спонтанного и у чисто иерархического порядка: два типа координации взаимно дополняют друг друга, решая те вопросы, которые лучше получаются. Нужно искать оптимальную комбинацию, наиболее продуктивное сочетание двух типов координации. В этом смысле и говорят о смешанной экономике, в которой присутствуют в определенном сочетании и рынок, и государство (см. Приложение 2. «Характерные черты различных хозяйственных систем»).
•
NB! К критериям, на основе которых проводится различие типа экономических систем ― особым способом организованной хозяйственной деятельности, ― относятся:
1. Тип собственности на средства производства.
2. Степень экономической свободы, необходимой для принятия самостоятельных решений.
3. Система побуждающих к экономической деятельности мотивов.
Именно с позиций данных критериев ниже будет рассмотрена эволюция традиционной экономической системы в рыночную систему хозяйствования, с одной стороны, и представлен анализ командной (директивно-плановой) экономической системы, с другой.
I. Традиционная экономическая система, или натуральное хозяйство занимало господствующее положение в первобытном обществе, при рабовладении и феодализме до периода возникновения феодальной денежной ренты.
Оно представляло собой закрытое хозяйство, в котором продукт труда производился для личного потребления, существовали простые связи; труд носил универсальный характер, так как человек должен был и мог делать все; от производства до потребления была минимальная цепочка: производство → распределение → потребление.
Условием превращения натурального замкнутого хозяйства общин в товарное является производство прибавочного продукта (именно это условие позволило, с одной стороны, выделению класса управленцев, и не убивать врагов племени или полиса, а превращать их в рабов, с другой стороны) и общественное разделение труда.
Причиной явилась обособленность производителей в начале рамками общин, затем развивающейся частной собственностью в самой общине.
II. Современная рыночная экономика выросла из рынков простого и всеобщего товарного производства.
Рынок простого товарного производства зародился после первого разделения труда (отделения скотоводства от земледелия), ширился в связи со вторым общественным разделением труда (отделение ремесла от земледелия и скотоводства, образование городов) и развивался после третьего разделения труда (выделения торговли в самостоятельную сферу деятельности), заняв господствующее положение вплоть до XVI века. Его характерные особенности: а) обмениваются не все продукты производства; б) средства производства занимают незначительное место в обмене; в) возникает рынок услуг (писцы, коробейники, знахари, бродячие артисты и др.); г) долговая расписка ― вексель ― знаменовала собой начало функционирования рынка ценных бумаг.
Рынок всеобщего товарного производства называется всеобщим потому, что в нем все продукты производства и услуги поступают в обмен и являются товарами. Его характерные особенности: а) товарный рынок четко делится на рынок средств производства и рынок предметов потребления; б) способность человека к труду становится товаром (то есть экономическое принуждение к труду вытесняет неэкономическое); владельцы рабочей силы образуют предложение этого товара, а предприниматели, владельцы капитала, образуют спрос на рабочую силу; в) обращение отдельных форм ценностей образовало специализированные рынки: рынок товаров, услуг; капиталов, валютный рынок, рынок золота, ценных бумаг, рабочей силы, патентов и лицензий, информационный рынок, интеллектуальный рынок и др.; г) важной частью рынка товаров является рынок сырья, где обращаются топливно-энергетические, сельскохозяйственные, лесные сырьевые ресурсы; д) широкое развитие получает рынок ссудных капиталов, который охватывает обращение ссудного и банковского капиталов, коммерческого и банковского кредитов; е) по мере формирования национальных валют складывается мировой валютный рынок; ж) широкое развитие приобретает рынок ценных бумаг (акции, облигации, варранты, векселя, аккредитивы, банкноты, сертификаты, закладные и др.).
Современная рыночная экономическая система представляет собой открытое общество, которое характеризуется преобладающим господством частной собственности, разделением труда, сложными как горизонтальными и вертикальными, так и обратными социально-экономическими связями, а также полным набором стадий воспроизводственного цикла: производство → распределение → обмен → потребление.
III. Командная (директивно-плановая) экономическая система основана на жесткой иерархии вертикали сверху вниз и абсолютным преобладанием государственной собственности; она производит столько, сколько может, независимо от спроса (нужности и полезности) на произведенную продукцию со стороны граждан.
Так, для централизованно-управляемой экономической системы СССР было характерно: а) преобладающая роль государственной собственности; б) жесткая система централизованного управления (регулируемая система цен, повсеместное планирование); в) низкая эффективность экономики; г) устойчивое явление дефицитности; д) структура экономики с гипертрофированным развитием ВПК и крайне низким уровнем развития сферы услуг.
•
К особенностям современной российской модели экономики следует отнести:
1) недостаточную развитость частной собственности, прежде всего на землю;
2) правовую и политическую нестабильность, проявляющуюся в периодически повторяющемся перераспределении прав собственности на законодательном уровне;
3) отсутствие автономного от государства гражданского общества;
4) слабое развитие института профсоюзов;
5) тесную связь политической власти и собственности;
6) слабость личной инициативы граждан при довольно сильных коллективистических настроениях;
7) сравнительно низкую долю мелкого и среднего предпринимательства;
8) преобладание финансового капитала над промышленным капиталом;
9) неравномерность перехода к рыночным отношениям в разных отраслях и в различных территориях;
10) сравнительно высокую криминализацию экономической жизни;
11) атмосферу неуважения к закону, то есть правовой нигилизм, ставящий справедливость над законом, и недоверия к власти;
12) склонность немалой части населения к государственному патернализму.