Любая экономическая деятельность направлена, в конечном счете, на удовлетворение потребностей человека. В связи с этим характер, формы проявления, целевые ориентиры хозяйственного механизма во многом предопределяются системой человеческих потребностей. В широком смысле слова в человеческом обществе складывается своего рода баланс между двумя системами: потребностями и производством.
Обе системы динамичны, находятся в постоянном состоянии эволюции. Вместе с тем скорость их перемен различна. Если в первобытном обществе и позднее ― в Средние века ― возможности создания благ, как правило, отставали от динамики потребностей (обусловленных в первую очередь ростом населения), то в последующем положение изменилось. Формирование индустриальной (капиталистической) сферы производства изначально предполагало проявление более динамичных ее показателей, чем у сферы потребления. Это обстоятельство предопределено психологическими факторами. Человеческое общество, как известно, не является однотипным по стилю своего поведения. В самом широком смысле оно делится на два слоя: лидеров и ведомых. Слой предпринимателей, осуществляющих процесс создания благ, выступает как наиболее динамичный социальный слой. Предприниматели ― лидеры. Помимо этого психологического фактора на темпы развития производства оказывают влияние и сами условия, закономерности рынка, непрерывно подталкивающие производителей к постоянной экспансии, росту и развитию.
Перемены в системе потребления происходят также достаточно быстро. Уместно сравнить, например, характер потребления продуктов питания, закупаемых на российском потребительском рынке в 1970―1980 гг., с современными возможностями. Существенные сдвиги в характере потребления произошли за последние десятилетия во всем мире. Волны сравнительно быстро меняющихся потребительских увлечений, охватившие многомиллионные массы, вызваны, однако, не первозданными потребностями. Они обусловлены в значительной степени экспансионистской стратегией корпораций (то есть стороной производства и сбыта). Рядовому потребителю, как отмечает социальная психология, изначально свойственен консерватизм. Он в свою очередь предопределен глубинными физиологическими основами: консерватизм сохраняет энергию, оберегает основную массу живой материи от излишнего риска. Вопрос о том, в какой степени общественное производство должно удовлетворять потребности человека, имеет широкий философский и проблемный характер: так, например, исследование, проведенное в 2005 г. в Германии, показало, что экспансия потребительского стиля жизни у молодежи ведет к снижению ее интеллектуального уровня.
|
Выводы:
1) первой среди равных проблемой экономического развития является разрешение противоречия между безграничными и полностью неутолимыми потребностями и ограниченностью, редкостью ресурсов общества, необходимых для производства благ.
Редкость ресурсов ― ограниченность некоторых видов ресурсов, несоответствие их имеющегося количества требуемому и необходимому объему для удовлетворения производственных потребностей общества. В целях преодоления ограниченности ресурсов используются принципы ресурсосбережения, применяются ресурсосберегающие технологии, минимизируются расходы, производится замещение и др.
|
2) история цивилизаций представляет собой процесс формирования и реализации потребностей. В процессе удовлетворения одних потребностей «здесь и сейчас» формируются новые в количественном и качественном отношении потребности. Непрерывное возрастание или возвышение потребностей, будучи всеобщим экономическим законом, обеспечивает экономическую эволюцию человечества, которое прошло 3 этапа от примитивного потребления ресурсов природы до радикального освоения и использования их.
I этап. На заре цивилизации (в дотоварном производстве в условиях натурального хозяйства, где производитель и потребитель были в одном лице, а целью производства было потребление) основным способом получения человеком благ ― средств удовлетворения определенной потребности ― являлся их поиск в окружающей природной среде. Хозяйственная деятельность, осуществляемая на этой основе, называлась добывающей (или собирающей) экономикой. II этап. С течением времени блага, которые не могли быть дарованы природой человеку, стали в массовом порядке создаваться на многочисленных мануфактурах, фабриках и заводах, поэтому целесообразную деятельность человека по созданию необходимых ему благ именуют производством, а хозяйство данного типа ― производящей экономикой. III этап. Современное хозяйство принято называть воспроизводящей экономикой, поскольку непрерывно воспроизводится логическая цепочка связей «потребность → благо → производство», с одной стороны, и цикл «производство → распределение → обмен → потребление», с другой. Воспроизводство― 1) непрерывно повторяющийся процесс производства, который может быть а) простым, б) убывающим, или суженым и в) расширенным; 2) воссоздание израсходованных факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей) посредством их последующего производства. Производство(в узком смысле) ― одна из стадий воспроизводственного цикла, в процессе которой непосредственно создаются разных видов экономические продукты. Распределение как одна из стадий воспроизводственного цикла предполагает не только распределение результатов производства, но и ресурсов, точнее ― факторов производства. В этом смысле распределение зависит от института собственности, так как факторы производства принадлежат их собственникам. Обмен― одна из стадий воспроизводственного цикла, состоящая в том, что одно лицо передает другому лицу вещь, товар, получая взамен деньги либо другую вещь. Потребление― одна из стадий воспроизводственного цикла, заключающаяся в использовании, употреблении, применении продукции, вещей, благ, товаров, услуг в целях удовлетворения потребностей. Различают производственное потребление ― расходование, использование ресурсов в процессе производства и непроизводственное, конечноепотребление благ людьми, населением для удовлетворения жизненных потребностей. Пропорции процесса потребления подчиняются закону убывающей полезности и регулируются с его учетом. Данный закон гласит: потребление каждой последующей единицы (порции) одного и того же продукта приводит все к меньшему росту (приросту) общей полезности, получаемой потребителем (потребителями), или, иначе, к уменьшению его предельной полезности, то есть к уменьшению полезности для потребителя каждой последующей потребляемой единицы товара. Это связано с насыщением индивидуальной или общественной потребности в данном продукте ― достижению чувства удовлетворенности. |
Потребность ― 1) нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудительный фактор активности. Потребность регулирует поведение, определяет направленность ума, чувств и желаний человека. Определение/осознание потребностей ― это мотив или желание соответственно;
|
2) в психологии ― состояние индивида, вызванное нуждой в объектах, необходимых для существования и развития, и выступающее источником его активности.
Эволюция потребностей в зависимости от факта их удовлетворения (психологическая классификация) впервые была проанализирована и представлена в виде «Треугольника (пирамиды) потребностей» А. Маслоу.
1. В основании «Треугольника потребностей» лежат физиологические и витальные, то есть жизненные потребности (воспроизводство людей, пища, дыхание, физические движения, одежда, кров, отдых).
2. На втором уровне находятся потребности в безопасности существования. Они подразделяются на: 2.1. физические и 2.2. экономические. 2.1. Физическая безопасность ― это потребность в сохранении здоровья, отсутствии насилия над личностью и жизнью человека. 2.2. Экономическая безопасность удовлетворяется в сфере труда. Это ― потребности в гарантированности занятости, страховании, стремление и желание иметь постоянные средства для существования (заработок).
3. Третий уровень представляют социальные потребности (любовь, принадлежность к семье, уважение).
4. Четвертый уровень составляют потребности в самооценке (статусу).
5. Венчают «Треугольник потребностей» потребности в саморазвитии и самореализации.
Современная «пирамида потребностей» включает в себя: 1-й уровень ― физиологические (необходимые для выживания потребности в пище, одежде, отдыхе и сексуальные потребности в контексте воспроизводства рода на уровне семьи и трудоспособного населения, или рабочей силы на уровне общества); 2-й уровень ― потребности в безопасности и защищенности, включающие в себя: защиту от физической и психологической опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Необходимой гарантией данной потребности служат покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию; 3-й уровень ― социальные потребности (потребности в общении), которые включают в себя: чувство принадлежности к чему-либо или к кому-либо; чувство, что тебя принимают другие, чувства социального взаимодействия, привязанности, поддержки); 4-й уровень ― уважения (включает личные достижения, самоуважение, уважение со стороны окружающих, признание); 5-й уровень ― познавательные (когнитивные); 6-й уровень ― эстетические (не следует забывать, что эстетика – наука о Прекрасном, а синтез вещи с эстетическим позволяет называть ее «эргономичной»); 7-й уровень ― самовыражения, самоактуализации (потребность в реализации своих потенциальных возможностей, в росте как личности, теория «Быть, а не казаться»). |
·
В экономической теории сложилось несколько классификаций видов потребностей.
1. По степени неотложности потребностей различают: 1.1. первичные, необходимые для существования и продолжения человеческого рода (первичные условия жизни ― Пища, Одежда, Жилье, Семья); 1.2. вторичные, необходимые для духовного развития и получения удовольствия (образование, культура в широком смысле слова, искусство, туризм и спорт и др.).
2. По степени охвата различают: 2.1. индивидуальные, которые возникают у каждого отдельного человека и удовлетворяются на основе индивидуально принятого решения (например, предметы личного санитарно-гигиенического ухода, бытовая техника, личный транспорт, отчасти ― врачебная помощь); 2.2. коллективные, которые могут быть удовлетворены лишь в рамках определенного коллектива, социальной группы или всей нации (например, общественная безопасность, социальное обеспечение, все другие объекты рыночной и социальной инфраструктуры).
3. По степени осознанного понимания потребностей различают: 3.1. осознанные (явные) потребности, по отношению к которым у человека уже сложилось ясное понимание, позиция; 3.2. неосознанные (скрытые) потребности, зарождающиеся в процессе экономического развития общества и которые человек еще реально не осознал. Эти потребности стремятся «разбудить» представители сферы производства и услуг.
4. По возможности приобретения благ различают: 4.1. платежеспособные потребности; 4.2. неплатежеспособные потребности.
Блага и их классификация Блага можно классифицировать по разным основаниям. Отметим важнейшие из них с точки зрения различных критериев классификации. 1. Экономические и неэкономические, или свободные блага: с точки зрения ограниченности благ по отношению к нашим потребностям говорят об экономических благах.В случае, когда блага по сравнению с нашими потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воздух), говорят о свободных, или неэкономических благах. 2. Материальные и нематериальные блага. Материальные блага включают в себя полезные материальные вещи и все права на владение, использование и извлечение из них выгоды в настоящем или в будущем. В эту категорию благ входят: естественные дары природы, земля и вода, воздух и климат; продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности, рыболовства и обрабатывающей промышленности; здания, машины и инструменты; закладные и другие долговые обязательства; паи в государственных и частных компаниях; все виды монополий, в том числе патентные и авторские права; права допуска к секретной документации, прохода и проезда и др. Нематериальные блага делятся на две группы. К первой группе относятся собственные качества и способности человека, например, деловые способности, профессиональное мастерство. Все эти блага заключаются в самом человеке и называются внутренними. Во вторую группу входят блага, называемые внешними, так как они охватывают отношения, благотворные одновременно и для субъекта деятельности (личности), и для других людей, например, домашние услуги и «субботники» по уборке общих территорий проживания. 3. Передаваемые и непередаваемые блага.К передаваемым благам, относятся, например, оформленные Генеральными доверенностями право представлять интересы истца или ответчика в суде, или право представлять интересы собственника недвижимости при совершении сделок риелтору и т.п. и т.д. К непередаваемым благам относятся: личные качества и способности человека к действию (то есть его внутренние блага), а также деловые связи, которые не могут быть переданы другим; благоприятные климатические условия, воздух; возможность использования общественной собственности. Кроме того, блага подразделяются: · по своим натуральным характеристикам, или конкретности на вещественные (продукты) и информационные объекты, частные и коллективные действия (услуги), а также права; · по степени удаленности от конечного потребления ― на потребительские, или прямые блага и производственные, или косвенные (ресурсы/факторы производства, используемые для производства потребительских благ); · по степени неотложности экономические блага делятся на (а) существенные; (б) культурные; (в) роскоши; · по длительности использования ― на долговременные, используемые многократно (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и кратковременные, исчезающие в процессе разового использования (хлеб, молоко, спички); · по взаимоотношению между собой выделяют а) взаимозаменяемые блага, или товары-субституты(все напитки: от воды и чая до растворимого или натурального кофе; рыба и мясо, основные лекарства и их, как говорят медики, аналоги; билеты на различные виды транспорта, покупаемые до одного и того же пункта назначения в зависимости от финансовых возможностей покупателя: на электричку, автобус, самолет и др.) и б) взаимодополняемые блага, или товары-комплементы/комплекты(ягоды и сахар как компоненты приготовления варенья; фотоаппарат и фотопленка; автомобиль и бензин, компьютер и дискеты и др.). Четкое знание содержания экономических категорий «товары-субституты» и «товары-комплементы» будет востребовано нами при изучении таких вопросов/тем, как: «Эффект дохода» и «Эффект замещения» и «Перекрестная эластичность» (см. вопросы: «4.6. Основы теории спроса и предложения» и «4.7. Концепция эластичности» Темы 4 «Рыночный механизм» ― соответственно), в Теме 5 «Экономика потребителя, или теория потребительского выбора»» и др.); · по субъекту использования, или характеру потребления различают три вида благ: частные,общественные, или коллективные блага, а также смешанные блага. Частные блага ― это блага делимые, они предоставляются только тем, кто за них заплатил. Производство и реализация таких благ обеспечивают их производителям определенную прибыль и не требуют привлечения бюджетных средств ни в форме прямых ассигнований, ни в виде налоговых льгот. В этом смысле все производители частных благ ничем друг от друга не отличаются и никому из них государство не должно создавать преимущества. К общественным, или коллективным благамотносятся такие блага, которые обладают двумя свойствами: 1) неконкурентность в потреблении и 2) неделимость, а потому неисключаемость из потребления. Другими словами, к общественным (социальным) благам, относятся блага, потребление которых невозможно дозировать при помощи механизма цен: например, национальная оборона, вакцинация обучающихся, дорожная разметка и знаки, маяки, уличное освещение и др. К общественным (социальным) благам рынок не выявляет интереса вовсе, а спрос на них предъявляет только государство. Потребности в смешанных благахуже не сводятся к потребности отдельных индивидуумов, а совокупный денежный спрос на такие блага складывается из двух составляющих: платежеспособного спроса индивидуумов и спроса, который предъявляет государство, выделяя производителям указанных благ бюджетные средства в форме прямых ассигнований и/или в виде налоговых льгот (например, театральные услуги следует относить к смешанным благам). Ценность благ зависит от их полезности, то есть от интенсивности потребности на тот или иной вид блага, и их наличного количества. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое благо может быть использовано для удовлетворения нескольких потребностей. |
·
Производство невозможно без определенного набора ресурсов, или факторов производства.
Ресурсы ― средства, которые могут быть используемыми для производства экономических благ.
Основными видами ресурсов выступают:
трудовые ресурсы ― население в трудоспособном возрасте (оно может иметь разную социально–демографическую, профессионально–квалификационную и культурно– образовательную структуру);
труд ― целесообразная человеческая деятельность, направленная на создание экономических благ;
капитал ― созданные прошлым трудом (рукотворные) блага, используемые для производства товаров и услуг;
земля, естественные ресурсы ― данные природой вещества и силы, условия, пригодные и необходимые для производства товаров и услуг (они могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми, возобновляемыми и невозобновляемыми);
предпринимательство, предпринимательские способности ― управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;
управленческие способности ― способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;
интеллектуальный продукт ― результат духовной, интеллектуальной деятельности. В состав интеллектуального продукта входят: изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описание технологий; литературные, музыкальные, художественные произведения; творения искусства;
финансовые ресурсы ― денежные средства, которые общество может выделить на нужды производства;
информация ― сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, которые уменьшают степень незнания.
Факторы производства ― это действительно вовлеченные, взаимодействующие между собой в процессе производства ресурсы.
Современная экономическая теория анализирует 4 фактора производства.
«Труд» как фактор производства (L) ― комбинация физических и умственных способностей человека, которые могут быть применены для производства благ (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно – предпринимательской способности). Собственники фактора «труд» зарабатывают доход, называемый «заработная плата» ( w).
«Земля» как фактор производства (N) ― все естественные ресурсы, или «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе (пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, других полезных ископаемых, водные ресурсы). Собственник фактора «земля» получает доход в виде ренты ( R).
«Капитал» (инвестиционные ресурсы) как фактор производства (K) ― охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды зданий, сооружений, инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств называется инвестированием. В этом смысле термин «капитал» не подразумевает деньги: деньги как таковые ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом.
Физический капитал ― то, с помощью чего можно увеличить продуктивность земли и труда.
С 1960-х годов первым среди равных объектом инвестирования стал фактор, получивший в экономической теории название «человеческий капитал», под которым понимается часть продуктивного капитала, которая может быть увеличена благодаря следствию образованности, квалификации и поддержанию физического и психологического здоровья работника.
Собственник фактора «капитал» получает доход (плату за капитал), называемый процентом ( r).
«Предпринимательские способности» как фактор производства (H) ― специальные способности людей, позволяющие собрать другие факторы производства в эффективную комбинацию. Принципиально то, что предприниматель берет на себя всю сумму риска: не только риск производить что-то, но и риск, связанный с обязанностью заплатить владельцу земли ― ренту, владельцу рабочей силы ― заработную плату, владельцу капитала ― процент. В то же время никто не гарантирует предпринимателю, что сам он не сработает в убыток, а тоже получит доход.
Доход предпринимателя называется «нормальная, или предпринимательская прибыль» (см. Тему 6).
•
Результатом использования ресурсов/факторов производства является вновь созданная продукция, что в самом общем виде описывается производственной функцией: Y = f (L, N, K, H), где Y ― результат производства, а f ― функциональная зависимость объема производства от количества использованный ресурсов (подробнее место и роль производственной функции в изучении зависимости между количеством используемых ресурсов и объемами выпускаемой продукции будет рассмотрена нами при изучении вопроса 6.2. «Теория производства» в Теме 6 «Предпринимательство. Экономика производителя»).
·
Таким образом, с ресурсной точки зрения производство ― процесс взаимодействия факторов производства, завершающийся выпуском необходимых человеку благ.
Производство ― это реальный сектор экономики, сердцевина современной экономики.
И если рассматривать структуру всей национальной экономики через призму производства, то в ней можно выделить:
1. Сферу материального производства. Она включает в себя производство материальных благ и производство материальных услуг. Материальные блага производятся соответствующими отраслями производства, к которым относят промышленность, сельское хозяйство, строительство и др. Материальные услуги ― результат производственного функционирования инфраструктурных отраслей.
Рыночная инфраструктура ―система хозяйственных организаций и некоммерческих учреждений, оказывающих услуги фирмам и населению, необходимые для нормального функционирования производства и обращения товаров и услуг, а также жизнедеятельности людей. В инфраструктуре выделяют 5 блоков:
1) коммерческий, включающий в себя банки и биржи; брокерские фирмы и фонды, финансовые институты и налоговую и арбитражную системы; оптовые предприятия; аукционы и ярмарки; страховые общества, консультативные, аудиторские, рекламно-маркетинговые и посреднические фирмы и др.;
2) производственный, элементами которого являются дороги и связь, транспорт и логистика, складское хозяйство, водоснабжение и внешнее энергоснабжение и др.;
3) научно-технический ― наука, информационные сети, лизинговые, инжиниринговые фирмы, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
4) социальный ― образование; здравоохранение; институты культуры и искусства, туризма и досуга; спортивные сооружения; предприятия сферы обслуживания; жилищно-коммунальное хозяйство; Центры занятости;
5) институциональный. В данном контексте под институтом понимаются ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие институты-организации и механизмы контроля за соблюдением данных правил;
Функции рыночной инфраструктуры: 1) организация заключения контрактов на поставку продукции; 2) продвижение товарных потоков по отраслям и регионам; 3) регулирование сбыта продукции; 4) обслуживание потребителей.
2. Сферу нематериального производства, которая делится на отрасли производства нематериальных услуг (образование, здравоохранение, наука) и отрасли производства нематериальных благ (культура и искусство).
Существует также и другой подход к характеристике национальной экономики, в котором за основу структурирования принимаются стадии движения продукта. На их основе экономика представляется как совокупность производственных отношений между людьми, возникающих в процессе стадий воспроизводственного цикла ― «производство → распределение → обмен → потребление».
·
При анализе рыночного механизма в целом, и его элементов в частности, принципиально характеризовать период времени, в котором они рассматриваются. Речь идет о краткосрочном и долгосрочном периодах. Краткосрочный период, или период фиксированных мощностей, ― 1) время, в течение которого производители и потребители не успевают полностью приспособиться к изменившимся рыночным условиям; 2) промежуток времени, слишком короткий, чтобы предприятие смогло изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей. Долгосрочный период, или период изменяющихся производственных мощностей, ― 1) время, достаточно длительное, чтобы производители и потребители (продавцы и покупатели) успели полностью приспособиться к новым рыночным условиям;
2) период времени, в процессе которого все факторы производства (ресурсы, издержки) становятся (являются) переменными.
·
При любом подходе к определению структуры национальной экономики ее функционирование и развитие в целом связано с деятельностью трех ее субъектов: домашнего хозяйства, фирмы (предприятия) и государства (см. Таблицу 2.1.).
Таблица 2.1.