Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет
Имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Специализированный учебно-научный центр
В. П. Лимушин
Экономическая сфера общества
Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам. В 2-х частях.
Часть 1. Микроэкономика
Екатеринбург
Лимушин В. П. Экономическая сфера общества. Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам. В 2-х частях. Часть 1. Микроэкономика (учебные материалы к темам 1―8). ― Екатеринбург: СУНЦ УрФУ, 2013. 194с.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «Экономическая сфера общества. Учебное пособие: материалы к лекциям и практикумам» Часть 1. Микроэкономика (учебные материалы к темам 1―8). В. П. Лимушина, доцента СУНЦ УрФУ УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ КАФЕДРЫГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУНЦ УрФУ ОТ 18 мая 2012 Г. ПРОТОКОЛ № 9
Рецензент: И.С. Огановская, канд. ист. наук, доцент кафедры педагогики и социологии воспитания ИСПН УрФУ
В учебном пособии представлены тексты апробированных в течение 2009 ― 2011 учебных годах в СУНЦ УрФУ лекций по Учебной программе раздела «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание», разработанной автором с учетом требований ГОС по области «Экономика».
Учебное пособие имеет практико-ориентированный характер: тексты лекций и предлагаемые после каждой из них образцы тестовых и табличных материалов, предполагающие при их осмыслении синтез теории и практики, а также темы «Круглых столов», нацеливающие обучающихся на установление взаимосвязей и взаимозависимостей между социальной, экономической, правовой, политической и духовной сферами общества, можно рассматривать и как необходимый учебно-справочный материал для подготовки к ЕГЭ, и как теоретическую основу для написания эссе по социально-экономической тематике предмета «Обществознание» в целом. Особенностью данного пособия является следование диалектике исторического и логического, с одной стороны, и требованиям системного и SWOT-анализа социально-экономических процессов и явлений ― с другой стороны.
|
Пособие предназначено в помощь обучающимся и педагогам ― преподавателям предмета «Обществознание» и курса «Экономика» в профильных классах ОУ.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема лекции | Стр. |
Введение в раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание» | |
Лекция 1. Предмет и метод экономической теории 1.1. Предмет экономической теории 1.2. Методы исследования в экономической теории | |
Лекция 2. Основные закономерности экономической организации общества 2.1. Объективные условия и противоречия экономического развития 2.2. Концепция кривой (границы) производственных возможностей | |
Лекция 3. Координация выбора в различных хозяйственных системах 3.1. Хозяйственные системы 3.2. Права собственности в хозяйственных системах | |
Лекция 4. Общая характеристика рыночной экономики 4.1. Товар и его важнейшие свойства 4.2. Деньги и их функции 4.3. Условия зарождения, функционирования и развития рыночных отношений 4.4. Рыночный механизм: структура и содержание понятия 4.5. Основные типы рыночных структур и условия функционирования рынков совершенной и несовершенной конкуренции 4.6. Основы теории спроса и предложения 4.7. Концепция эластичности | |
Лекция 5. Экономика потребителя, или теория потребительского выбора 5.1. Основы теории полезности 5.2. Кривые безразличия и бюджетная линия как инструменты анализа желаний и возможностей потребителя 5.3. Поведенческие модели человека рынка 5.4.Концепция потребительского использования доходов потребителя 5.5. Доходы в обществе: социальная обеспеченность и социальная дифференциация 5.5.1. Доходы и принципы распределения 5.5.2. Потребление и сбережение доходов 5.5.3. Справедливость распределения благ | |
Лекция 6. Предпринимательство. Экономика производителя. Основы теорий менеджмента и маркетинга 6.1. Предпринимательство 6.2. Теория производства 6.3. Концепция фирмы 6.4. Экономика производителя 6.4.1. Издержки производства и их структура 6.4.2. «Экономические» и «бухгалтерские» издержки и прибыль 6.5. Основы теории менеджмента 6.6. Основы теории маркетинга | |
Лекция 7. Рынки факторов производства: общее и особенное 7.1. Общая характеристика факторов производства 7.2. Особенности рынка (услуг) труда. Безработица как форма макроэкономической нестабильности 7.2.1. Особенности рынка (услуг) труда 7.2.2. Безработица как форма макроэкономической нестабильности 7.3. Особенности рынка (услуг) земли. Агропромышленный комплекс (АПК) 7.3.1. Особенности рынка (услуг) земли 7.3.2. Агропромышленный комплекс 7.4. Рынок (услуг) капитала | |
Лекция 8. Предпринимательство как фактор производства 8.1. Концепция предпринимательства 8.2. Концепция прибыли 8.3. Место и роль малого и среднего предпринимательства в развитии рыночных отношений: теория и практика России 8.4. Бизнес-план как инструмент менеджмента бизнеса | |
Рекомендуемая литература | |
Приложение 1. Рисунки Рис. 2.1. Границы производственных возможностей Рис. 4.1. Кривая спроса Рис. 4.2. Смещение кривойспроса под воздействием неценовых факторов Рис. 4.3. Кривая предложения Рис. 4.4. Смещение кривой предложения под воздействием неценовых факторов Рис. 4.5. Формирование равновесной цены на товарном рынке Рис. 4.5. а) «Потолок» цен и образование дефицита Рис.4.5. б) «Полцены» и образование избытка (перепроизводства) Рис. 5.1. Кривая безразличия Рис. 5.2. Карта кривых безразличия Рис. 5.3. Бюджетная линия и ее свойства Рис. 5.4. Потребительское равновесие Рис. 7.1. Индивидуальное предложение на рынке услуг труда | |
Приложение 2. Характерные черты различных хозяйственных систем |
|
|
Введение в раздел «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание»
Философия характеризует общество как целостную и динамическую саморазвивающуюся систему, то есть как систему, которая способна изменяться и в то же время сохранять свою сущность и качественную определенность. При этом данная система определяется как комплекс взаимодействующих частей или общественных сфер, которые по-другому могут быть названы подсистемами: экономическая, социальная, правовая, политическая и духовная. Взятые по отдельности, они также образуют особые системы. В контексте сказанного сферой общества называется некоторый устойчивый компонент общественной системы, принимающий непосредственное участие в ее создании, функционировании и развитии.
Такое понимание общества строится на системном методе. Это значит, что комплексно изучается общая система общества, внутри которой определяются значащие внутренние структуры, каждая из которых выполняет свои специфические функции по поддержанию системы в целом.
Системообразующими компонентами экономической сферы являются Человек, Естественная природа и Искусственная природа, или артефакты.
Содержательный анализ каждого из данных элементов невозможен без обращения к соответствующим системообразующим компонентам других сфер общества:
― в социальной сфере это социальная стратификация, воспитание и социализация личности, социальная структура, этнические общности, социальные конфликты. Представляется, что социализация ― процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта ― в современных социально-экономических условиях без формирования, в том числе «рыночного» мышления не может быть признана системной, то есть целостной. Кроме того, не следует забывать, что отношения между собственником рабочей силы (наемным работником) и собственником средств производства (работодателем) априори носят не только экономический, но и социально-политический характер;
― в политической сфере это политическая система, власть, режим, государство, право, партии, движения. Именно законодательная и исполнительная ветви власти в любом государстве принуждены вырабатывать «правила игры», то есть нормативно-законодательную базу отношений между субъектами экономики. От типа хозяйственной системы и формы правления, господствующей в том или ином государстве, зависят как ответы на «Три вопроса экономики»: «Что, Как и Для кого производить?», так и господствующие формы собственности;
― в духовной сфере это культура, искусство, образование и воспитание, религия, мораль, наука. В странах с развитой рыночной экономикой уже нормой является этический маркетинг, отражающий принципы «рынка покупателя». Не следует забывать, что первые системные взгляды на экономику были элементами философских трудов великих граждан Древней Греции. А значение роли протестантской этики в становлении и утверждении рыночных (капиталистических) отношений исторически и логически трудно переоценить. Примером «обратной связи» может служить тот факт, что эволюцию институтов денежно-кредитных отношений ― ценных бумаг ― в России и зарождение финансового и промышленного капитала в США ― лучше всего изучать по (соответственно) пьесам А. Островского (от «Свои люди ― сочтемся» до «Бесприданницы») и «Трилогии желаний» Т. Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»).
Суммируя сказанное, можно констатировать, что, учитывая взаимосвязь содержательных линий экономической сферы общества с проблематикой социальной, политической, правовой и духовной сферами общества, любое общество вынуждено решать четыре важные проблемы с помощью функций, выполняемых различными общественными подсистемами:
1) обеспечение процесса получения ресурсов из окружающей среды и их распределение внутри общества. Нетрудно заметить, что это является функцией экономической и политической сфер общества;
2) определение целей развития общества и установление приоритета между ними с последующей мобилизацией ресурсов для их достижения. В этом заключается основная функция политической сферы общества. Именно поэтому командно-административная хозяйственная система, построенная в Советском Союзе, в том числе имеет в политологии название «мобилизационная экономика».
3) координацию и регуляцию внутри общества комплексно выполняют определенные элементы основных сфер общества, в частности, «правила игры» задает правовая сфера, а поведение экономических субъектов есть производное от эффективности деятельности экономических институтов (экономическая сфера), государственных институтов (политическая сфера), идеологии, воспитания, религии, господствующей морали (духовная сфера );
4) обеспечение поддержки членами общества его стратегических целей и ценностей также невозможно без согласованной деятельности основных сфер общества. Так, если предлагаемые индивидам ценности (духовная сфера) и цели (политическая сфера) расходятся с результатами деятельности экономической сферы (рост цен, снижение жизненного уровня и т. п.), они могут отказать обществу в поддержке. В этом случае возможен раскол общества и дезинтеграция общественной системы (примером тому в истории России, например, могут служить «соляные» и «медные» бунты)
Сказанное позволяет определить цели, содержание, структуру, средства изучения образовательной области «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание».
Экономическая теория изучает основные принципы и модели поведения человека/индивида/личности и общества в целом в различных условиях и сферах хозяйственной деятельности. Это основа для освоения множества направлений, которыми занимается экономическая наука в целом, база для постижения прикладных экономических дисциплин. Информация превращается в инструмент познания, если она передается в теоретической форме: теория дает ключ к пониманию происходящего и открывает путь к лучшему решению.
Но ни одна теория не падает с неба, а является отражением накопленного опыта предыдущей деятельности людей. Переработанный с помощью научного анализа и синтеза практический опыт приобретает форму, удобную для применения. Вооружившись инструментарием экономической модели при условии, что она применяется именно к тем обстоятельствам, на которые рассчитана, можно понять, что является причиной, а что ― следствием, разобраться в проблемах сегодняшнего дня и делать прогнозы.
УП состоит из двух разделов ― микроэкономики (темы 1 ― 8) и макроэкономики (темы 9 ― 14). В микроэкономике предметом нашего познания будут основы рационального рыночного поведения отдельного человека как потребителя и отдельной фирмы как производителя, а также условия и правила, при которых наилучшим образом работает рынок отдельного товара или отрасли. В макроэкономике предметом нашего познания будут проблемы экономической политики государства в целом, а также проблемы мировой экономики в контексте интеграции России в процессы глобализации.
В данной УП представлены следующие педагогические функции образования в образовательной области «Экономика»:
― познавательно-развивающая функция, смысл которой в расширении диапазона представлений обучающихся о роли и месте истории экономической мысли в становлении современных смыслов экономических концепций и понятий;
― познавательно-обучающая функция, предусматривающая углубление и расширение экономических знаний и умений, формирование экономического мышления и способов поведения, направленных на повышение всех видов деятельности обучающегося;
― функция систематизации экономического обучения, направленная на поэтапное раскрытие и развитие способности обучающихся к экономическому мышлению;
― социально-защитная функция, обеспечивающая через сформированное экономическое мышление обучающегося его жизнестойкость и конкурентоспособность;
― воспитательная функция, предусматривающая сочетание взаимосвязи и взаимообусловленности экономического, исторического, правого, социокультурологического, трудового и нравственного воспитания, формирования деловитости, ответственности и других значимых качеств личности, приоритетных в условиях рыночной экономики;
― познавательно-деятельностная, предполагающая мотивирование обучающихся использовать экономические знания и умения в реальных социально-экономических ситуациях.
Цель учебной программы (УП) раздела «Экономическая сфера общества» предмета «Обществознание» ―ознакомить обучающихся с теоретическими и практическими основами современной экономики и сформировать у них основы культуры экономического мышления как компонента целостного, системного восприятия общества как социально-экономического института.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ:
― изучение основ современной экономической теории;
― развитие практических навыков и умений в принятии решений, предопределяемыми социально-экономическими условиями выбора;
― овладение основами системного анализа социально-экономических процессов и явлений, позволяющего выявлять/устанавливать взаимосвязи и взаимообусловленности между социальной, политической, духовной, правовой и экономической сферами общества;
― расширение возможностей обучающихся анализировать литературные, исторические и публицистические тексты с позиций социально-экономического контекста эпохи.
Решение поставленных цели и задач предполагает сочетание лекционной формы обучения с практикумами, анализом конкретных социально-экономических ситуаций, сопровождающих обучающихся как дома, так и в социуме в целом. Для реализации данной задачи обучающиеся должны в течение учебного года выполнить четыре домашних задания:
1) реферативный обзор статей 17―18, 23―28, 48―123 Гражданского Кодекса РФ, Часть первая, в которых речь идет об организационно-правовых формах предпринимательства, разрешенных на территории России (Тема 3);
2) практикум на перевод теоретических знаний о SWOT-анализе и выработке миссии организации (например, своего ОУ) в практические умения (Тема 6);
3) практикум на перевод теоретических знаний о бизнес-планировании в умения по его составлению (Тема 8);
4) реферативный обзор статей 19―45, 45, п.1. Ст. 48, Ст. 52, Главы 13. Налогового кодекса РФ, часть первая, связанных с правами и обязанностями налогоплательщика (Тема 13).
Формами контроля динамики формирования культуры экономического мышления у обучающихся УП предусматривает проведение в аудиторных условиях следующих контрольных мероприятий: а) понятийного диктанта (по первым трем тема), б) тестов, заданий с открытым ответом (Темы 4 ― 14) и в) написание эссе ― сочинения по социально-экономической тематике, в котором обучающиеся, оперируя научными терминами и понятиями, призваны излагать личные соображения на заданную тему.