1) спрос (D) ― вынесенная на рынок платежеспособная потребность;
2) предложение (S) ― совокупность находящихся на рынке товаров или способных быть доставленным на него;
3) децентрализованный ценовой сигнал;
4) рыночное равновесие и рыночная цена ― состояние рынка и уровень цен, отражающие равенство спроса и предложения. Точка равновесия Е находится в пункте пересечения кривой спроса и кривой предложения. Соответствующая точке равновесия цена PE получает название равновесной цены, ибо именно при этом ее уровне уравновешиваются объемы спроса и предложения: QE = QD = QS.
Однако точка равновесия и равновесная цена модифицируются под воздействием ряда других (неценовых) факторов, таких как изменение уровней доходов семей, наличие товаров-заменителей (субститутов) и др., цены которых могут успешно конкурировать.
Рыночное равновесие бывает мгновенным (при неизменном предложении), кратковременным (при изменении объема производства, но при том же числе фирм и предприятий) и длительным (в случае, когда фирмы и предприятия, а также экономическая конъюнктура адаптировались к новому уровню спроса).
5) Конкуренция ― поиск хозяйствующим субъектом наиболее оптимальных условий осуществления своей хозяйственной деятельности и достижении максимально возможного положительного результата, выгоды.
Роль конкуренции в функционировании рыночной системы лучше всего раскрываетсяв еефункциях, среди которых мы выделяем следующие функции:
а) стимулирующая повышение производительности труда и эффективность использования ресурсов (факторов производства);
б) согласования частных и общественных интересов, которое поддерживается антимонопольным законодательством государства (см. ниже);
|
в) санирования ― ликвидация неэффективных предприятий;
г) регулирования распределения ресурсов по отраслям и сферам экономики и многие другие.
К положительным последствиям конкуренции относят: а) снижение издержек производства; б) гибкое реагирование на изменение спроса; в) повышение технического уровня производства; г) обновление ассортимента и улучшение качества продукции. К отрицательным последствиям конкуренции относят разорение небольших фирм и рост безработицы.
·
Источником оптимизации поиска в заявленном контексте является знание субъектами рыночных отношений рыночной конъюнктуры и конъюнктуры рынка, а условием здоровой, то есть добросовестной конкуренции является развитость и общедоступность для всех экономических агентов рыночной инфраструктуры (см. тему 2).
Рыночная конъюнктура ― ситуация, складывающаяся на рынке определенного товара, то есть информация о: а) наличии продавцов и покупателей данного товара (услуги), б) качественных и количественных показателях рынка (цены, объемах спроса и предложения данного товара), в) тенденциях развития рынка конкретного товара (услуги) (о его движении либо к дефициту, либо к перепроизводству). В наиболее сжатом виде сведения о рыночной конъюнктуре содержатся в информации, характеризующей уровень цен на товар (услугу).
Конъюнктура экономическая ― временная экономическая ситуация, характеризующая совокупность признаков, выражающих текущее состояние мировой экономики или экономики страны, региона или рынка товаров в определенный период времени. Этими признаками являются следующие: а) динамика производства и строительства; б) движение внутренней и внешней торговли; в) движение товарных запасов; г) динамика цен; д) динамика процента; е) динамика курсов ценных бумаг; ж) динамика прибылей; з) динамика издержек производства; и) численность занятых и безработных; к) динамика денежных доходов населения и др.
|
Сопоставление цены и издержек на производство товара позволяет предприятию определить, а) каким образом оно будет производить товар, б) то, насколько доход от реализации возместит затраты на производство, в) величину прибыли от деятельности.
·
В связи с последующим скрупулезным рассмотрением содержания и структуры понятий «спрос», «предложение» и «конкуренция» «здесь и сейчас» раскроем содержание и структуру понятий «цена» и ее функции, а также функции рынка, позволяющих представить рынок в целом и рыночный механизм в частности как системные понятие.
Купля-продажа результатов производства (товаров и услуг) ― факт признания обществом их ценности (см. фрагмент «Ценовые и неценовые факторы спроса» в разделе 4.6. данной лекции). Данный процесс обмена реализуется посредством цены ― стоимости товаров и услуг, выраженной в определенном количестве денежных знаков.
Общественная ценность каждого товара или услуги непостоянна: она меняется в зависимости от большого числа объективных и субъективных причин. Как следствие, и цена товара должна находиться в постоянном движении. По сути, рыночная экономика ― это постоянное движение, колебание товарных цен. (Сравни: в условиях командно-административной системы хозяйствования допускается управление не только ценами, но и ассортиментом предлагаемого в государственных магазинах товаров, так как основу ценообразования в ней составляет метод директивного ценообразования).
|
В условиях рыночной экономики цены выполняют несколько функций. К ним относятся:
1. Измерительная. Именно цена является инструментом, при помощи которого многие важнейшие микро― и макроэкономические параметры находят стоимостное выражение (например, индекс потребительских цен (ИПЦ) ― относительный показатель динамики стоимости корзины потребительских товаров и услуг, в состав которой входят стоимостные показатели продовольственных товаров, жилья, промышленных товаров массового потребления, топлива и др., которые мы рассмотрим в Теме 9).
2. Информационная. Именно цены информируют продавцов и покупателей о рыночной конъюнктуре.
3. Стимулирующая. Тенденция к повышению цен на какой-либо товар стимулирует производителей к наращиванию производства именно такого товара.
4. Перераспределительная. Вытекает из третьей: капитал и иные ресурсы перемещаются в те отрасли, где наиболее высокие цены на продукцию и, следовательно, более высокие доходы производителей (реализуется только до момента насыщения рынка товаром на уровне, близком к перепроизводству!).
5. Регулирующая. Используя косвенный механизм регулирования цен, государство посредством налогообложения, дотаций и субсидий имеет возможность влиять на процессы, протекающие в национальной экономике.
·
Система цен ― это различные виды цен, существующие в рыночной экономике.
Элементами такой системы являются:
― Договорные цены. Это свободные рыночные цены. Договорными они называются потому, что они ― результат соглашения между покупателями и продавцами.
― Государственные цены. К ним относят цены, устанавливаемые государством на: а) продукцию предприятий-монополистов; б) базовые ресурсы для экономики данной страны; в) социально-значимые товары. Часть государственных цен могут быть жестко фиксируемы (их меньшинство) и регулируемыми с учетом изменения рыночной конъюнктуры (их большинство).
― Мировые цены. Это цены мирового рынка.
·
Цена ― многофакторное явление экономической жизни. К факторам, которые определяют уровень рыночной цены, следует относить: 1) издержки производства; 2) потребительский спрос; 3) цены конкурентов; 4) целевую (стратегическую и тактическую) установку фирмы; 5) уровень мировых цен; 6) систему государственного регулирования цен; 7) систему продвижения товаров по торговой сети (логистика, маркетинг фирмы).
Ценообразование ― процесс установления и динамики цен на рыночные товары и услуги.
Процесс ценообразования проходит в соответствии с основными принципами: 1) цена товара должна быть выше его себестоимости; 2) цена определяется возможностями рынка; 3) реализация товара по данной цене должна принести за определенный период времени (а не за единицу продукции!) максимальную прибыль.
Существует три метода ценообразования, основанных на: а) издержках; б) изучении спроса; в) конкуренции.
Из названных ведущим является метод, основанный на издержках. В соответствии с ним цена определяется на основе подсчета (калькуляции):
· издержек производства товара (себестоимости), к которым добавляется
· (+) норматив прибыли данного предприятия: цена, установленная по этому методу должна возместить фирме валовые (общие) издержки производства и обеспечить прибыль.
· Часть издержек фирмы не связана напрямую с процессом производства товара. Это затраты на упаковку, сортировку, транспортировку и хранения товаров. Такие издержки называются издержками обращения. Они входят в конечную стоимость товара, увеличивают ее.
· На основе подсчета издержек производства и обращения с добавлением величины планируемой прибыли определяется оптовая цена фирмы (предприятия).
· За пределами фирмы товар (услуга), совершая дальнейшее продвижение к потребителю через сеть торговых учреждений, постепенно растет в цене: каждое звено посредников в торговле добавляет к оптовой цене предприятия свою ценовую накидку.
· Кроме посредников, уровень розничных цен вырастает и за счет системы налогообложения, в частности ― за счет акцизных сборов.
Таков в общих чертах «путь» от себестоимости и оптовой цены предприятия до розничной цены ― цены, по которой товар продается или покупается в небольшом количестве, или поштучно.
На практике сказанное выглядит следующим образом. Например, тариф на проезд автобусом по городу Верхней Пышмы имеет 8 составляющих (в % от стоимости одной поездки): 1) оплата труда работников ― 44,5%; 2) отчисления на заработную плату (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) ― 13,4%; 3) горюче-смазочные материалы ― 12,0%; 4) накладные (общепроизводственные) расходы (отопление, электроэнергия, ремонт зданий и сооружений, земельный налог и др.) ― 20,2%; 5) ремонт машин ― 3,5%; 6) амортизация ― 2,2%; 7) шины 0,75; 8) прочие ― 3,5%. (Источник: Областная газета 7 августа 2012 г., С. 2).
Функции рынка:
1) информационная, или источник ценового импульса (сигнала) о достоверной рыночной конъюнктуре;
2) посредническая. Выступая в качестве посредника между производством и потреблением, товаропроизводителем и потребителем, продавцом и покупателем, рынок связывает воедино сферу производства и потребления;
3) ценообразующая. Эта функция связана с образованием на рынке товаров и услуг цен равновесия (РЕ);
4) регулирование экономических процессов на основе спроса и предложения. Рыночная экономика основана на принципе эквивалентного обмена товарами и услугами. Процесс такого обмена регулируется отношениями между спросом и предложением.
5) признание общественной полезности товаров и услуг. Данная функция проявляется, прежде всего, в таких категориях экономической теории как «стоимость» и «полезность».
6) стимулирующее воздействие в плане снижения затрат и обновления техники и технологии. Механизм рыночных цен трансформирует индивидуальные затраты (издержки) в общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ), разоряя и принуждая покинуть рынок (отрасль) фирмы с неэффективным производством, то есть те, у которых средние издержки (затраты) производства продукции выше, чем уровень рыночной цены. Напротив, в этих условиях выживают и процветают фирмы с высоким уровнем производительности труда, ресурсосберегающей технологией, эффективным и рациональным ведением хозяйств (см. концепцию кривой производственных возможностей (КПВ), или границ технологических возможностей);
7) санирование производства и дифференциация товаропроизводителей. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве ― объективный результат действия механизма цен, результат признания/непризнания общественной полезности продукта труда конкретного товаропроизводителя на рынке. Как следствие, жаловаться на несправедливость рынка, согласно Хайеку, это то же самое, что жаловаться на несправедливость солнечной системы.