Капиталистическое товарное производство основывается на найме работников и сохранении в собственности нанимателя средств производства и продукта труда.
Вместе с тем эти два вида товарного производства однотипны ― они функционируют на основе частной собственности на средства производства и результатов труда, созданный продукт подлежит реализации (купле-продаже, обмену) на рынке.
Но от этого рынка, как особой сферы «экономики», до возникновения «рыночной экономики» ― еще длинный путь, потому что в рамках второй («экономической») ступени рынок еще продолжал подчиняться производству, это был еще «рынок продавца», диктующего свои цены покупателю (потребителю);
― «рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической истории человечества. Ведь это ― «рынок покупателя», в котором производитель утрачивает диктаторский статус над ценой, что можно подтвердить возникновением именно на этой ступени развития производства и обмена такой науки как маркетинг (вопрос «Основы теории маркетинга» см. в Теме 6).
Таким образом, сам по себе производитель (продавец) ― это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.
Диалог (синтез свободы и ограничений) взамен монолога – вот что такое «рыночная экономика».
4.4. Рыночный механизм: структура и содержание понятия
Рынок:
1) как экономическая категория, обозначает и характеризует центральное звено рыночной системы хозяйствования ― совокупность отношений между людьми в процессе производства и обмена товаров или услуг при помощи денег, на основе конкуренции;
|
2) форма взаимоотношений между обособленными, самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ при помощи денег, на основе конкуренции;
3) определенный способ координации общественных и личных экономических интересов, определенная система удовлетворения потребностей производителей и потребителей товаров и услуг;
4) специфический механизм, регулирующий все процессы в общественном производстве, определяющий сферы наиболее выгодного приложения труда и капитала;
5) институты и механизмы (юридические, организационные и др.), которые обеспечивают обмен товарами;
6) форма контактов между продавцом и покупателем товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг, валюты;
7) способ взаимодействия, координации производителей и потребителей, основанный на информации, которая передается через децентрализованный, безличностный ценовой сигнал.
Субъекты рынка: 1) физические лица ― в гражданском праве отдельные граждане (иностранный гражданин, лицо без гражданства) как субъекты гражданского права, в отличие от юридического лица, являющегося коллективным образованием; 2) юридические лица ― по гражданскому законодательству ― организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Они работают в целях получения прибыли и поставляют на рынок товары и услуги для домашних хозяйств, то есть потребителей; 3) государство ― управляющая обществом система, обладающая внутренней структурой и имеющая специальные органы для реализации своих полномочий ― государственный аппарат и механизм его функционирования. Именно его аппарат ― Правительство ― является непосредственным субъектом экономических отношений (с правами кредитораспорядителя бюджетных средств). Правительство представляет некоммерческий сектор в экономике. С одной стороны, правительство, как и домашние хозяйства, ― крупный покупатель продукции частного бизнеса. С другой стороны, правительство регулирует деловую активность экономических агентов, взаимодействие производителей и потребителей. Объекты рынка ― это все, по поводу чего возникают отношения купли-продажи. · Классификация рынков: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак) ― 1.1 рынки благ (1.1.1. потребительские товары, включая услуги; 1.1.2. инвестиционные товары (сырье, оборудование); 1.2. рынок факторов производства: 1.2.1. рынок услуг труда; 1.2.2. рынок услуг капитала: займы, ссуды, ипотека, ценные бумаги, валюта; 1.2.3. рынок услуг земли: участки земли, природные ресурсы, производственные здания, офисные помещения, жилье; 1.3. финансовый (денежный) рынок; 1.4. рынок интеллектуальной собственности: 1.4.1. рынок патентов, лицензий, ноу-хау, то есть инновационный рынок; 1.4.2. рынок научно-технической информации; 1.5. рынок информации; 2) по территориальному охвату ― мировой, национальный, региональный, местный рынки; 3) в соответствии с действующим законодательством ― либо легальный (официальный), либо нелегальный (теневой) рынки; 4) по степени насыщенности объекта рынка ― либо равновесный, либо дефицитный, либо избыточный рынки; 5) по степени ограничения конкуренции, или механизму функционирования ― конкурентный рынок либо монопольные рынки. Выделяют различные виды и типы рынков. Конкурентный рынок ― форма существования открытого для конкуренции рынка, при которой нет входных барьеров, сговоров между субъектами экономических отношений, безвозвратных издержек и др. Рынок «быков» ― рынок с твердой тенденцией к повышению цен (от образного названия биржевых маклеров, играющих на повышение). Рынок «медведей» ― рынок с твердой тенденцией к понижению цен (от образного названия биржевых маклеров, играющих на понижение). Распыленный рынок ― это такой рынок, на котором функционируют главным образом мелкие потребители. Рынок спот ― тип рынка, на котором производится торговля реальной продукцией с немедленной доставкой. |
·
|