Исторический опыт показывает, что наилучшим образом рынок функционирует в условиях конкуренции, когда, свободно изменяясь, гибкие цены несут в себе наиболее достоверную информацию. Однако развитие техники и технологий привело к тому, что чисто конкурентное производство стало не всегда (экономически) эффективным. Как следствие, в современной экономике присутствуют различные типы, или виды, монополизма, которые в различной степени искажают ценовой сигнал, что сказывается на работе рыночного механизма.
Начинать изучение работы рынка, положения на рынке производителей и потребителей целесообразно с условий свободной, или чистой, конкуренции, не искаженных монополизмом, то есть с модели совершенной конкуренции. Затем, уяснив основные принципы рыночных отношений, мы перенесемся в более сложные условия и рассмотрим, какие изменения или искажения привносят в работу рыночного механизма различные виды монополий, делая конкуренцию несовершенной.
В соответствии с этой традицией в курсе микроэкономики условия совершенной и несовершенной конкуренции рассматриваются как два различных типарыночной среды.
Модель совершенной конкуренции ― это идеальная модель рынка. В ней создаются так называемые лабораторные условия для работы рыночного механизма, что обеспечивает «чистоту эксперимента».
Итак, модель совершенной конкуренции предполагает следующие условия.
1. Множество покупателей и продавцов на рынке. Причем фирм так много и они настолько невелики, что ни одна из них не имеет власти над ценой: изменяя объемы производства, отдельная фирма не оказывает влияния на количество товара на данном рынке, а, следовательно, и на его цену.
|
2. Мобильность ресурсов. Свободное перемещение ресурсов из отрасли в отрасль обеспечивается тем, что условия модели предполагают: а) ресурсы могут легко приобретаться; б) так же легко производитель может продать оказавшиеся в излишке ресурсы, что дает возможность использовать их оптимально.
3. Отсутствие барьеров для вступления в отрасль и выхода из нее. Реализация условия позволяет производителю получить возможность гибко реагировать на изменение спроса, свободно перемещаясь из отрасли с избыточным предложением в ту отрасль, где спрос еще не насыщен.
4. Однородная, или стандартная, продукция. Такое допущение означает, с одной стороны, что один и тот же вид товара обладает одинаковыми свойствами и покупателю безразлично, у какой фирмы покупать данный товар. С другой стороны, однородные товары не могут конкурировать между собой по внешним признакам или качеству, так как они практически одинаковы.
5. Симметричность информации. Все субъекты рынка в полном объеме знают конъюнктуру рынка. Как следствие, полнота информации для всех участников рынка ставит конкурентов в равные условия, делает невозможным получение прибыли за счет неосведомленности других.
Нетрудно предположить, что трансакционные издержки в таких идеальных условиях стремятся к нулю.
Модель совершенной конкуренции имеет важное теоретическое значение. С ее помощью можно проанализировать, как формируется рыночный спрос, как производитель приспосабливается к условиям конкурентного рынка, как рыночный механизм согласовывает действия производителей и потребителей. Данная модель также позволяет нам оценить эффективность конкурентного рынка с точки зрения интересов общества.
|
Условия модели несовершенной конкуренции приближают нас к реальной жизни: а) трудности (барьеры) вхождения в отрасль, б) контроль над ценой; в) осложненный доступ к ресурсам; г) информация, которая становится ассиметричной, и другие проблемы порождены прежде всего монополизмом. В результате снижается мобильность ресурсов, уменьшаются возможности и желание производителей чутко реагировать на изменения и предпочтения потребителей. Монополизация информации снижает гибкость ценового сигнала, который передает искаженные, недостоверные сведения о рынке, что, конечно же, повышает трансакционные издержки экономических агентов.
Таким образом, рынок несовершенной конкуренции характеризуется более высокими трансакционными издержками по сравнению с условиями совершенной конкуренции.
Монополизм (возник в 1860-е годы вследствие слияния промышленного и финансового капиталов)― исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству.
В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественно (например, при получении патента на изобретение) или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг.
Принято различать три вида монополии: а) закрытый, защищенный от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (например, государственная монополия на эмиссию (выпуск) денег, сбор налогов и т.п.); б) естественный, необходимый в связи с тем, что без такой монополии нельзя достичь эффективного использования ресурсов; в) открытый, при котором одна фирма в силу стечения обстоятельств становится единственным производителем и поставщиком товара.
|
По степени убывающей власти над ценой различные типы несовершенной конкуренции, или виды монополизма, можно расположить в следующем порядке:
― чистая монополия ― положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги. Как следствие, одна фирма, производящая однородную продукцию, не имеющую субститутов, осуществляет полный контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения, а для вступления других фирм в отрасль существуют высокие барьеры;
― чистая монопсония ― ситуация на товарном рынке, когда множеству продавцов одного товара противостоит единственный покупатель. Так, например, все предприятия СССР должны были продавать свою продукцию единственному покупателю ― государству. Сегодня монопсония, но уже на рынке труда, наблюдается в 333-х моногородах России;
― дуополия ― один из случаев ограниченной конкуренции, в условиях которого на рынке осуществляют свою деятельность два независимых продавца идентичной продукции, имеющих частичный контроль над ценой, при высоких входных барьерах и множестве потребителей (покупателей);
― олигополия ―рыночная структура, в условиях которой доминирует малое количество фирм при реализации однородной или с незначительной дифференциацией продукции при высоких входных барьерах и частичным контролем над ценой (как правило, в пределах от двух до десяти фирм, производящих более половины общих продаж продукта). Как следствие, возникает взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию;
― монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта ― рыночная структура, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии уникальных, но взаимозаменяемых товаров, продаваемых по разным ценам. Как следствие, контроль над рыночными ценами ограничен, вход и выход с рынка свободен, а экономическое соперничество основано не только по цене, но и на основе неценовой конкуренции (например, предложения послепродажного обслуживания, доставки товара до места жительства покупателя и т.п. и т.д.)
•
Отдельно можно выделить естественную монополию ― функционирование одного предприятия в отрасли, в которой по технологическим и/или экономическим причинам нецелесообразно функционирование двух и более предприятий. К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро―, газо―, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного и трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и др.
Возникновение естественной монополии имеет место в таких отраслях, где деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства. Другими словами, ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабе выпуска. Разделение выпуска между 2―3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек (см. вопрос 6.4.1. Темы 6. «Экономика производителя»).
Конкурирующие предприятия применяют в соперничестве разнообразные методы, которые можно подразделить на две группы ― методы ценовой и неценовой конкуренции (см. Таблицу 4.2).
Таблица 4.2.