Смыслы и последствия специализации и кооперации




 

Специализация (от лат. ― особенный, особый) Кооперация (от лат. ― сотрудничество)
СМЫСЛЫ: 1) приобретение специальных знаний, навыков в какой-либо отрасли; 2) сосредоточение деятельности на каком-либо занятии; 3) разделение труда на отдельные операции и их элементы (наивысшее развитие пооперационное разделение труда получило на автомобильных предприятиях Форда благодаря внедрению конвейерной сборки) СМЫСЛ: форма организации трудовой деятельности, при которой большое число людей совместно участвует в одном и том же процессе труда или в разных, но связанных между собой процессах
ПОСЛЕДСТВИЯ: ― производитель наиболее эффективно использует доступные ему или имеющиеся у него экономические ресурсы; ― производитель эффективно использует свои умения производить товары или услуги ПОСЛЕДСТВИЯ: Возникновение обобществления производства― слияние разнородных производств в один производственный процесс (комбинирование), с одной стороны, и отпочкование различных производственных процессов в относительно самостоятельные (специализация) ― с другой.

 

Таким образом, специализация, закрепленная общественным разделением труда, является необходимым условием возникновения рыночного хозяйства. Специализация невозможна без кооперации, которая на более высоком уровне выступает как процесс обобществления производства. Высокий уровень обобществления производства характеризуется тесными взаимосвязями между различными видами производства, в результате чего обмены между ними становятся более частыми и сложными. Как следствие, прослеживается взаимосвязь понятий «специализация», «кооперация», «общественное разделение труда» и «обобществление производства».

·

Элементы рыночного механизма:

1) спрос (D); 2) предложение (S); 3) децентрализованный ценовой сигнал; 4) рыночная цена как цена равновесия (PE) между спросом и предложения, или цена договорная межу продавцом/производителем и покупателем/потребителем.

Влияние изменений спроса и предложения на равновесную цену (PE) и количество продукта (QE): а) увеличение спроса при неизменности предложения ведет к увеличению равновесной цены и увеличению равновесного количества продукта; б) уменьшение спроса при неизменном предложении ведет к уменьшению равновесной цены и уменьшению равновесного количества продукта; в) увеличение предложения при неизменном спросе ведет к уменьшению равновесной цены и увеличению равновесного количества продукта; г) уменьшение предложения при неизменном спросе ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества продукта;

5) конкуренция (см. Таблицу 4.6.).

Таблица 4.6.

Позитивные и негативные черты конкуренции

Позитивные черты конкуренции Негативные черты конкуренции
1.Ограничивает возможность возникновения монополий. 2. Создает возможность выбора для потребителя. 3. Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки (см. краткосрочный и долгосрочный периоды). 4. Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции. 1. Постоянное разорение многих товаропроизводителей 2. Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу 3. Использование недобросовестных (нечестных) методов соперничества: подкуп работников конкурентов, шантаж, промышленный шпионаж и др.

Таблица 4.7.

Система рынков

Основа классификации Виды рынков
Действующее законодательство · Легальный (законный) · Нелегальный (теневой)
Товары и услуги
  • Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и др.) и услуг
  • Средств (факторов) производства
  • Рабочей силы
  • Инвестиций, то есть долгосрочных вложений
  • Иностранных валют
  • Ценных бумаг (фондовые биржи)
  • Научно-технических разработок и инноваций
  • Информации
Пространственный признак
  • Мировой
  • Региональный
  • Национальный
  • Местный
Тип конкуренции · Совершенной (чистой, свободной) конкуренциитакой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения. · Несовершенной конкуренциитип структуры рынка, когда несколько фирм производят основную массу определенного товара, что позволяет им диктовать условия другим производителям и влиять на его цену: чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии.

۩ Входной барьер при вступлении на рынок ― это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным вид ам входных барьеров относятся:

1) Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги).

2) Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

3) Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольное преимущество.

4) Эффект масштаба, то есть преимущества крупного производства, позволяющее снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции.

5) Нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

·

Таблица 4.8.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: