Кривые безразличия и бюджетная линия как инструменты анализа желаний и возможностей потребителя




Потребительский выбор оптимального набора товаров осуществляется в соответствии с желаниями покупателей как потребителей (определяемыми их вкусами и предпочтениями) и возможностями потребителей как покупателей (определяемыми размерами их доходов).

Для анализа желаний покупателей как потребителей в экономической теории используются кривые безразличия

Для более полного понимания сущности кривой безразличия воспользуемся условным примером. Предположим, потребитель покупает два товара ― X и Y. Вероятно, имеются такие количественные сочетания этих товаров, которые приносят потребителю одинаковую степень удовлетворения его потребностей в товарах X и Y, то есть потребителю безразлично, какую из них выбрать. Отказ от некоторого количества товара Х компенсируется получением альтернативного товара Y в большем количестве.

Откладывая по горизонтальной оси количество товара Х, а по вертикальной оси ― количества товара Y, мы получим кривую безразличия, которые демонстрируют все возможные комбинации товаров X и Y, приносящие потребителю одинаковое удовлетворение (См. в Приложении 1. Рис. 5.1. «Кривая безразличия»).

Кривая безразличия может быть проведена через любую точку в «графическом пространстве» товаров.

Заполнив «графическую плоскость» кривыми безразличия, мы получим карту кривых безразличия потребителя (См. в Приложении 1. Рис. 5.2. «Карта кривых безразличия»).

Свойства кривых безразличия:

• Каждая кривая соответствует различной величине общей полезности (TU).

• Кривые безразличия, расположенные выше первоначальной кривой, демонстрируют большую полезность для потребителя.

• Каждая кривая, расположенная ниже, соответствует меньшей общей полезности.

·

Для анализа возможностей потребителя как покупателя в экономической теории используется бюджетная линия ― это линия, показывающая, какое количество товара потребитель может приобрести на весь свой доход. Понять ее смысл нам поможет простой пример.

Допустим, потребитель имеет фиксированный доход, который он расходует на покупку двух товаров X и Y. Цены на эти товары не изменяются. Потребитель, анализируя свои предпочтения, может израсходовать весь свой доход либо (а) на покупку товара Х, отказавшись от товара Y, либо (б) на покупку максимального количества товара Y, отказавшись от приобретения товара Х, либо (в) он может приобрести оба товара в определенном количественном соотношении.

На графике бюджетная линия отражает различные количественные соотношения товаров X и Y, которые могут быть приобретены покупателем при фиксированном уровне денежного дохода и цен (См. в Приложении 1. Рис. 5.3. «Бюджетная линия и ее свойства»).

Бюджетная линия имеет три свойства.

1. Отражает последствия изменения уровня дохода потребителя. Если доход потребителя увеличивается и он в состоянии приобрести большее количество товаров X и Y, то бюджетная линия сдвинется вправо и вверх. При снижении доходов бюджетная линия сдвинется влево и вниз.

2. Отражает влияние изменения цен на товары и услуги. Если цены на оба товара возрастут, бюджетная линия переместится влево и вниз. Снижение цен равнозначно увеличению доходов, поэтому бюджетная линия сдвинется вправо и вверх.

3. Отражает влияние изменения цен на товары по отношению друг к другу. Так, если цена товара Х повысится, а цена товара Y останется прежней, потребитель сможет купить товара Х в меньшем количестве, а потребление товара Y сохранится на том же уровне. В этом случае бюджетная линия примет ассиметричное положение.

·

Для того чтобы определить равновесное положение потребителя на рынке, необходимо совместить карту безразличия и бюджетную линию.

Возможностью совмещения этих графиков является однородность их построения.

Бюджетная линия обязательно коснется одной из кривой безразличия. Точка касания и будет демонстрировать ситуацию равновесного состояния потребителя (См. в Приложении 1. Рис. 5.4. «Потребительское равновесие»).

На Рис. 5.4. в точке потребительского равновесия (е) совпадают возможности потребителя с его желанием максимизировать полезность при ограниченной величине дохода.

Потребитель руководствуется «потребительскими предпочтениями», но при этом не может выйти за пределы «бюджетной прямой». Это-то и усложняет поведение «потребителя как покупателя»: как потребитель он учитывает свои склонности и потребности, но как покупатель ― ограничен толщиной своего кошелька. Поскольку рынок обращен прежде всего к покупателю, то рыночное поведение потребителя, ставшего покупателем, определяется законом спроса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: