Концепция потребительского использования доходов потребителя




В странах с командной экономикой действия потребителя, как правило, регламентируются.

В рыночной экономике свобода рыночного поведения предопределяет суверенитет потребителя ― право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.

Доход потребителя ― это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг на цели личного (конечного) потребления.

При составлении бюджета семьи используется показатель номинального (денежного) дохода.

К основным источникам номинального (денежного) дохода потребителя относится: 1) заработная плата; 2) социальные выплаты государства отдельным гражданам (пособия, пенсии, стипендии); 3) доход от предпринимательской и иной деятельности; 4) доход от собственности (4.1. плата, полученная за аренду квартиры, 4.2. процент на денежный капитал (депозит); 4.3. дивиденды по ценным бумагам и др.

Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального (денежного) дохода. Это обобщающий показатель уровня жизни населения страны: он зависит от объема конечных доходов (номинальный доход минус подоходный налог) и уровня цен на товары и услуги и исчисляется как частное от деления объема конечных доходов на индекс потребительских цен.

Во многих домашних хозяйствах полученный доход распадается на две части: 1-ая используется для покупки товаров и оплаты услуг, 2-ая образует сбережения.

Основная масса личных доходов в виде потребительских расходов практически сразу возвращается в экономику, предопределяя объем и структуру производства, ориентированного на выпуск того, за что потребитель «проголосовал кошельком». Сделанные населением сбережения обеспечивают инвестиционные проекты в экономике.

Пропорция, в которой доходы расходуются на потребление и сбережение, определяет перспективы развития экономики. Если номинальные доходы снижаются, нарушается рыночное равновесие, спрос становится односторонним, резко сокращаются сбережения. Это грозит экономике кризисом. При возрастании номинальных доходов качество жизни населения улучшается.

Основных направлений потребительских расходов три: 1) товары кратковременного назначения; 2) товары длительного пользования; 3) различные услуги (в том числе коммунальные). Каждый из названных рынков различен для потребителя по степени свободы. Наименьшая степень свободы у потребителя ― на рынке товаров краткосрочного пользования, к которым относятся продукты питания, одежда, обувь, поскольку человек не может прекратить их потребление; наибольшая ― на рынке товаров длительного пользования.

В целом товары классифицируются по следующим признакам:

низшие, или низкокачественные товары ― это товары, чьи потребительские качества невысоки (маргарин, картофель, низкокачественные папиросы и сигареты и т.п.). Например, в экономической теории существует описание ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены ― к повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена, по имени английского экономиста Р. Гиффена (1837―1910). Предполагается, что Гиффен описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса, тратя весь свой небольшой доход на покупку такого низшего товара, как картофель. Эффект дохода в случае с низшим товаром Гиффена перевешивает эффект замещения, и, следовательно, при снижении цены на такой товар; спрос на него уменьшается, а при повышении цены ― увеличивается (как в случае с картофелем);

нормальные товары ― товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя;

предметы роскоши (золото, брильянты и т.п.). Спрос на эксклюзивные дорогостоящие товары может даже возрасти, если цены на них увеличатся, так как богатый покупатель приобретает эти товары прежде всего из-за престижных соображений (так называемый эффект Веблена);

товары, от которых потребители отказываются при увеличении дохода (например, маргаринмясо; растворимый кофекофе в зернах). Одно из объяснений данной ситуации описывает эффект сноба: есть категория потребителей, которая не хочет быть «как все». Как следствие, она сокращает свой спрос на товар при снижении его цены, так как данный товар становится более доступным другим, масштабы его потребления растут, что недопустимо для них по определению;

товары, подчиняющиеся закону спроса (например, мясо → соевое мясо);

товары, величина спроса на которые является стабильной;

товары неэластичного спроса (соль, спички);

товары эластичного спроса ― товары, производимые для семейного потребления (например, телевизор, компьютер и т.п.).

Согласно закону Энгеля, по доле расходов семьи на питание и другие товары первой необходимости в общей структуре расходов можно судить о благосостоянии населения: отношение части доходов населения, предназначенное на закупку продовольствия, к общему доходу уменьшается вместе с ростом этого дохода. То есть: чем доля товаров первой необходимости в общей структуре расходов ниже, тем уровень благосостояния выше.

Изменение в соотношении потоков потребительских расходов между товарами краткосрочного и долгосрочного пользования может служить барометром экономической конъюнктуры. Экономический рост сопровождается увеличением спроса на товары длительного пользования и всевозможные услуги, падение спроса на них может оказаться признаком приближающегося экономического кризиса. Динамика рынка этих товаров, более подвижного, чем рынок продуктов питания, зачастую отражает состояние экономики в целом.

Таким образом, объем и структура общественного производства в значительной мере зависит от размеров и структуры потребляемой части доходов.

·

«Потребительская корзина ― 1. Расчетный ассортимент продуктов и других предметов потребления, применяемый для анализа и оценки как качественных показателей потребления (разнообразие, соответствие уровню потребностей), так и количественных (величина потребительского бюджета). Потребительская корзина рассчитывается на одного человека или на семью и носит, как правило, региональный или структурно-социальный характер; 2. Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (например, дети, работающее население, пенсионеры) в целом по РФ и в субъектах РФ определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Потребительская корзина в целом по России устанавливается законом. В субъектах РФ потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов РФ по представлению исполнительной власти субъектов РФ с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения при наличии заключения экспертизы, проводимой в порядке, определяемом Правительством РФ» (Большой экономический словарь/Под ред. А. Н. Азрилияна – М., 2004. С. 435).

 

Методологическое значение потребительской корзины Потребительская корзина является отправной точкой в расчете многих других важных показателей, в том числе (а) инфляции: государственная статистика отслеживает рост цен именно на те товары и услуги, которые «положены» в потребительскую корзину, и именно в такой пропорции. То есть, при изменении состава потребительской корзины меняется и официальный показатель инфляции, на который «завязаны» такие важные веши, как (б) индексация социальных выплат и (в) ставка рефинансирования ЦБ РФ, служащая отправной точкой для (г) ставок коммерческих банков. Кроме того, стоимость потребительской корзины служит базовым показателем для расчета (д) прожиточного минимума. Прожиточный минимум: 1) уровень доходов, обеспечивающий приобретение набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны и сложившихся потребностей населения, рассчитывается в зависимости от пола и возраста. Жизненно необходимый уровень потребления включает только расходы на питание, самые необходимые предметы санитарии и гигиены, коммунальные услуги; 2) стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный уровень в целом по РФ предназначен для: а) оценки уровня жизни населения России при разработке федеральных социальных программ; б) обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; в) формировании федерального бюджета. Другими слова, по ободу корзины проходит черта бедности. Соответственно, чем меньше корзина, тем меньше в стране бедных (официально) людей. «Действующая» до 2012 года потребительская корзина была введена с 2006 г. По сравнению с 1999 г. ее стоимость возросла с 2565 рублей на человека в месяц до 2653. В ее структуру впервые были включены расходы на приобщение к культурным ценностям― 45 рублей на человека в месяц. В части непродовольственных товаров прописано: пальто ― 0,03 шт.; платье (костюм) ― 0,16 шт.; чулочно-носочные изделия ― 0,41 пары; обувь ― 0,15 пары; нижнее белье ― 0,41 шт. ( Источник: «Новая газета» №16 06 ― 08.03.2006. С. 19).

·

В РФ закон «О правах потребителей» был принят Верховным Советом Российской Федерации 7 февраля 1992 года № 2300-1. В течение 17 лет в Закон двенадцать раз были внесены изменения (последний раз 23.07.2008 г.). На сегодняшний день структурно Закон содержит 4 главы: «Глава I. Общие положения»; «Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям»; «Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)»; «Глава IY. Государственная и общественная защита прав потребителей».

В преамбуле Закона констатируется: «Настоящий закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовлении (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав».

 

15 марта ― Всемирный день защиты прав потребителей. В это день в 1961 году Джон Ф. Кеннеди определил четыре основных права потребителя: право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к ним добавилось ещё четыре: право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.

 

5.5. Доходы в обществе:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: