Потребление как конструирование социальной идентичности




По мере решения проблемы доступности товаров универсальность классовой логики относительно различий в потреблении оказывается под вопросом. Современное потребление в этом смысле оказывается «свободным поиском» социальной идентичности, не привязанной с неизбежностью к каким-либо социальным категориям, группам или образованиям. Например, Ульрих Бек формулирует контекст размывания устойчивых классовых структур следующим образом: «Мы живем сегодня…, хотя и в продолжающем существовать и обновляться социальном неравенстве, но уже в отношениях, выходящих за контекст классового общества… Субкультурные классовые идентификации и связи сужаются и размываются. Одновременно приходит в движение процесс индивидуализации и дифференциации жизненных положений и жизненных стилей, который подрывает иерархическую модель классов и слоев и ставит под вопрос сохранение их в действительности» [ Томилов А. Эволюция концепции социальных структур общества потребления//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. ― 2009. ― №2 (14). ― С. 85 ].

Теоретики постмодерна, например, Жан Бодрийяр в работе «Общество потребления. Его мифы и структуры», высказывают еще более радикальную точку зрения, согласно которой основной чертой современных капиталистических обществ является перепроизводство знаков. Стремительное размножение вещей-знаков (симулякров), в свою очередь, порождает «путаницу» и неопределенность потребительских символов, которые далеко не всегда с готовностью и сходным образом принимают различные социальные группы: одни и те же вещи существуют в дорогих и дешевых исполнениях, а также по-разному интерпретируются в разных социальных контекстах. Современный предмет потребления не существует вне его социальных значений.

Для объяснения современного потребления Жан Бодрийяр вводит понятие «симулякр» (от лат. simulation ― видимость, притворство) ― явление, поведение, предмет, имитирующее с какой-либо целью другое явление, поведение, предмет. Симулякрэто принцип соотнесения реального и символического, в соответствии с которым «реальное» (вещи, потребности, отношения) заменяется (подменяется) символическим (знаками, которые соотносятся с другими знаками). Предметы потребления в этом смысле становятся имитациями («подменами») человеческих и реальных свойств, а вся жизнь современных обществ оказывается организованной вокруг и посредством общения.

Общество потребления ― технологии покупки Себя

С одной стороны, вещи, производство которых с каждым днем дешевеет, становятся не столько средствами удовлетворения «заданного набора» потребностей, сколько посредниками в производстве потребностей. С другой предметы потребления в современных обществах уже с очевидностью не «отражают» социальный статус потребителя, а позволяют конструировать социальную идентичность, сообщать о себе желательную информацию, считывать разнообразную информацию о других, составляют основу жизненных стилей, текстуру желаний современного потребителя и др.:потребление становится основополагающим принципом организации социальной жизни.

Для обозначения такой организации современных сообществ используется термин «общество потребления». В самом общем виде это ― такое общество, в котором «принцип потребления» становится основой организации и структурирования общественных отношений. Потребление становится знаковым процессом, в котором функциональное уступает место символическому, а «разрушительные» процессы «уничтожения» (использования полезных свойств) приобретенных товаров превращаются в «созидательную» деятельность, основной идеей которой становится конструирование социальной идентичности: «экономика общества потребления опирается на новый тип личности. Ее ключевая характеристика ― склонность к потреблению как способу конструирования своей идентичности» [ Ильин В. Общество потребления: теоретич6еская модель и российская реальность//Мир России.― 2005. ― Т. XIV. ― С. 4 ]. В литературе обсуждаются следующие социальные изменения, катализатором которых является формирование общества потребления [см. там же. С. 6-30].

• Массовое производство позволяет втянуть в активное потребление уже не только самые богатые классы общества, но и абсолютное большинство населения. Индивидуальное потребление основной части населения выходит за рамки, диктуемые природными потребностями … Поскольку возможности производства существенно опережают возможности индивидуального потребления, движимого природными потребностями, соотношение «потребления» и «потребности» переворачивается. Кроме прочего, потребности, как и товары, теперь можно производить (например, технологиями рекламы).

• Производство становится не только массовым (конвейерным), но и гибким, что позволяет потребителям конструировать свою индивидуальность с помощью вещей.

• Происходят революционные изменения в организации торговли, сферы обслуживания. Развиваются принципы эффективной организации пространства, ключевые позиции занимают крупные торговые центры, супермаркеты, а шопинг становится широко распространенной формой досуга.

Развитие сетей кафе, ресторанов, ночных клубов меняет культуру потребления и общения. Общение также становится товаром, а личные отношения все больше опосредуются рынком.

• С наступлением эпохи общества потребления происходит культурная революция, в ходе которой осуществляется переход к современному консьюмеризму (потребительству).

Итак, потребление в современных обществах перестает быть и простым средством удовлетворения заданного набора потребностей, отражением социального статуса или демонстрацией доходов и денежного могущества. Потребление сейчас ― знаковая система, язык, при помощи которого люди общаются, сообщают о себе определенные вещи, скрывают и прикидываются, опознают и «отстраиваются». Потребители больше не покупают товары, произведенные для них производителями, потребители покупают мечты, желания, идентичности ― СЕБЯ.

К числу положительных последствий технологического развития и распространения (ускорения) потребления, кроме «освобождения» потребителя, относятся: а) экономический рост, б) снижение уровня бедности и решение проблем голода, в) рост доступности товаров для большинства людей, г) расширяющиеся возможности индивидуального выражения посредством потребления.

К числу отрицательных последствий технологического развития и распространения (ускорения) потребления исследователи относят «макдональдизацию» общества процесс, имеющий следствием унификацию, гомогенизацию, стандартизацию социальной жизни и доминирование централизованно создающихся и контролируемых форм [см. Ритцер Дж. Макдональдизация общества//Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. ― М.: МГИМО, 2001 ].

Основные понятия:

Общая полезность Предельная полезность
Законы Госсена «Эффект дохода»
«Эффект замещения» Номинальный доход потребителя
Реальный доход потребителя Кривые безразличия
Бюджетная линия Потребительское равновесие
Потребитель Цель потребителя
Поведение потребителя Рациональное поведение потребителя
Смысл рациональности Поведенческие модели человека рынка
Суверенитет потребителя Номинальный доход потребителя
Реальный доход потребителя Эффект Гиффена
Эффект Веблена Эффект сноба
Закон Энгеля Прожиточный минимум
Потребительская корзина Справедливость
Благосостояние Богатство
Коэффициент Джини Уровень жизни
Качество жизни Бедность
Справедливость, экономическая Порог бедности
Черта бедности Уровень бедности
Социальная политика государства Бюджет домашнего хозяйства


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: