Формы предпринимательства




Основа классификации Наименование формы Ее сущность
Признак объектов предпринимательства Малый бизнес (до 50 человек) Франчайзинг (от. фр. ― льгота) ― это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной форме. Венчурная (от англ.― рискованная затея) фирма ― это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют «прогореть», если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка.
  Средний бизнес (до 500 человек) Он непрочен, так ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный бизнес, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются монополистами в выпуске какой-либо продукции, имеющей своего постоянного потребителя.
  Крупный бизнес (до нескольких тысяч человек) Отличается большей прозрачностью, чем средний или мелкий бизнес. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию.
Тип фирмы Индивидуальное или частное предпринимательство Бизнес, владельцем которого является один человек. Он несет неограниченную имущественную ответственность, и у него невелик капитал
  Товарищество, или партнерство выступают в формах: • Полное товарищество; • Товарищество на вере, или коммандитное; • Некоммерческое партнерство Законодательство РФ рассматривает товарищества как объединение лиц. Таким образом, товарищество по сути ― это бизнес, которым владеют два или более человек. Объединение лиц, помимо имущественных вкладов и несения неограниченной ответственности по долгам всем своим имуществом, предполагает непосредственное личное участие в делах товарищества. Поскольку речь идет о предпринимательской деятельности, член товарищества должен иметь статус индивидуального предпринимателя. Следовательно, предприниматель должен быть участником только одного товарищества.
  Кооператив Похож на партнерство, но имеет большее число пайщиков
  Корпорация, Общества выступают в формах: Общества с ограниченной и неограниченной ответственностью; ОАО, ЗАО Законодательство РФ рассматривает общества как объединение капиталов. Общество как объединение капиталов не предполагает личного участия в предпринимательской деятельности, поэтому допускается участие в них любых лиц, а не только профессиональных предпринимателей. Кроме того, в обществах участники вообще не отвечают по долгам, а несут только риск убытков.

Основные принципы, регулирующие

Предпринимательскую деятельность

· Свобода предпринимательской деятельности.

· Инициативная и самостоятельная деятельность

· Получение прибыли как главная цель предпринимательской деятельности.

· Юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности

· Законность в предпринимательской деятельности.

· Свобода конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

· Государственное регулирование предпринимательской деятельности:

прямое регулирование ― необходимость государственной регистрации предпринимателей, получение лицензии как условие осуществления лицензируемого вида деятельности, получение сертификата в случае обязательной сертификации продукции, товаров и услуг;

косвенное регулирование ― предоставление льготных кредитов, льгот по налогообложению.

Функции предпринимательства:

· управленческая ― соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое, так как объектом предпринимательства является наиболее эффективное комбинирование (сочетание) факторов производства с целью максимизации дохода (см. вопрос 6.5. данной темы);

· организационная ― использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода (см. вопросы 6.5. и 6.6. данной темы);

· экономическая ― уплата налогов в государственный бюджет (см. Тему 13);

· социально-экономическая ― создание рабочих мест;

· творческая ― использование новаторства в деятельности.

 

Теория производства

Производство ― это процесс использования рабочей силы (способности человека к труду), оборудования, природных ресурсов и материалов с целью изготовления определенных товаров и услуг.

Производство представляет собой общественный и непрерывный процесс: постоянно повторяясь, оно исторически развивается от «натурального хозяйства» до современного ― безотходного и энергосберегающего производства (см. Тему 2).

И с точки зрения материальной основы, и с точки зрения общественной формы можно выделить общие моменты, присущие производству как таковому:

1) производство ― это процесс воздействия человека на различные предметы и силы природы для использования их с целью удовлетворения каких-либо потребностей;

2) при производстве человек, воздействуя на объекты природы, придает им форму, являющуюся пригодной для удовлетворения различных потребностей, поскольку неизменной функцией производства остается переработка природных веществ с целью непосредственного потребления либо для дальнейшей переработки.

Результатом всестороннего прогресса второй половины XX в. явилось существенное изменение производства в качественном отношении. Современное производство имеет следующие черты:

а) оно способно удовлетворить все основные потребности (в том числе, благодаря генно-модифицированным продуктам);

б) оно представляет собой два взаимосвязанных и дополняющих друг друга вида: материальное (занятое созданием вещественных богатств) и нематериальное (занятое созданием духовных, нравственных и других ценностей ― произведений искусства, научных трудов и др.);

в) оно органически включает особую сферу ― сферу услуг, доля которой в общественном производстве в постиндустриальном/информационном обществе составляет, как минимум, 45―55%.

 

NB!При производстве товаров и услуг используются различные технологии (см. комментарий ко 2-му вопросу экономики ― Как производить? ― в Теме 1).

·

Основополагающим показателем эффективности общественного производства является показатель производительности труда (ПТ), под которым понимается плодотворность, эффективность деятельности людей в процессе создания материальных благ и услуг. NB!ПТ выражается количеством продукции, выпущенной в единицу времени или количеством времени, затраченном на производство одной единицы продукции. Повышение производительности труда можно определить как уменьшение количества затраченного труда на производство единицы товара и, следовательно, снижение стоимости последнего. При расчете показателя производительности труда на данном предприятии объем чистого, или конечного продукта делят в среднем на одного работника. В масштабе общества в целом производительность труда определяется как соотношение объема национального дохода (НД) к одному работнику, занятому в материальном производстве. Темпы роста производительности труда зависят от следующих основных факторов: 1) уровня квалификации работников; 2) степени развития науки и технологического применения ее достижений; 3) специализации, кооперирования и масштабов производства; 4) размера и эффективности технических средств; 5) природных условий.

 

Вопрос 6.3. изучается обучающимися самостоятельно

Концепция фирмы

Одним из субъектов рыночных отношений, наравне с домашними хозяйствами и государством, выступают фирмы, совокупность которых представляет предпринимательский сектор экономики страны. В теме «Рыночный механизм» мы выяснили, что уровень рыночных цен складывается под воздействием не только спроса, но и предложения, на стороне которого и выступают фирмы.

Конкретные предприятия отличаются друг от друга по профилю работы, размерам, характеру продукции, структуре управления, организационно-правовой форме. Но в экономической теории все они объединяются общим понятием «фирма».

Фирма ― это коммерческая организация, которая, используя факторы производства, производит товары и услуги и продает их с целью получения прибыли.

Рождение фирм обусловлено двумя общими причинами:

1) производить многие виды продукции обособленно, в одиночку, невозможно или экономически невыгодно;

2) создание фирмы обеспечивает экономию за счет минимизации трансакционных издержек (см. Тему 3).

В то же время фирма ― это организация, то есть группа людей, работа которых сознательно координируется в определенных целях, это ― производственный коллектив. В нем сотрудничают, взаимодействуют собственники и наемные работники: рабочие и служащие, управляющие (менеджеры) и исполнители. У этих групп появляются общие цели, и в то же время каждая из них имеет свои собственные интересы. Вовремя разрешить возможные противоречия между этими группами и не допустить перерастания их в открытый конфликт ― важная задача руководителя фирмы.

Кроме того, функционирование фирмы происходит во внешней среде, которую принято подразделять на: а) среду ближайшего окружения фирмы (поставщики, потребители, партнеры и конкуренты); б) среду дальнего окружения фирмы, элементами которой являются: государственные и муниципальные органы власти, общественные организации, законодательные органы и принимаемые ими законодательные акты, а также институты культуры и искусства, образования и семьи, политические партии и др.

Наконец, фирма ― юридическое лицо. Анализ определения в ГК РФ юридического лица позволяет вычленить следующие признаки фирмы как юридического лица:

· первый и основной признак фирмы ― наличие у нее обособленного имущества. При этом ГК РФ допускает три формы обособления имущества: а) фирма ― собственник имущества. Она управляет и распоряжается им, имеет право продавать его, отдавать в залог или сдавать в аренду и т. д. Собственниками своего имущества являются все негосударственные (частные) предприятия; б) фирма имеет имущество в хозяйственном ведении: она владеет, пользуется и распоряжается им, но не является его собственником (например, СУНЦ); в) имущество находится в оперативном управлении (например, унитарные предприятия);

· второй признак фирмыимущественная ответственность по своим обязательствам. Это значит, что фирма несет материальную ответственность за результаты своей работы вплоть до банкротства. Существуют два вида материальной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы собственности, зафиксированной в учредительных документах фирм

а) собственники предприятий с неограниченной материальной ответственностью (товарищества, прежде всего) рискуют в случае банкротства не только деньгами, вложенными в капитал фирмы, но и собственным, личным имуществом ― сбережениями, квартирой, дачей, автомобилем;

б) ООО рискуют только суммой денег, которую они вложили в капитал фирмы;

· третий признак фирмыправо от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права и нести обязанности;

· четвертый признак фирмыфирма может быть истцом и ответчиком в суде;

· пятый признак фирмыфирма имеет самостоятельный баланс или смету;

· шестой признак фирмыфирма имеет собственный расчетный счет в банке.

·

В части индивидуального предпринимателя нужно иметь в виду, что теоретически ― это тоже фирма, ибо на рынке он выступает как поставщик товаров и услуг, то есть, фигурирует на стороне предложения продукции. Но по действующему в России законодательству фирмами считаются только те предприятия, которые являются юридическими лицами. Поэтому теоретическое (экономическое) понятие «фирма» не следует отождествлять с юридическим толкованием этого понятия.

6.4. Экономика производителя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: