Предприниматель | Менеджер |
Источник идей и финансов, хозяин дела | Повторяет известное, принимает новые решения в неожиданных ситуациях, по-новому решает возникшую проблему |
Принимает принципиальные решения по всем основным направлениям деятельности фирмы, рискует, то есть берет на себя экономическую и правовую (юридическую) ответственность за принятие решений и результаты деятельности | Организатор бизнеса, организатор-исполнитель, организует процесс производства и деятельность персонала, направленные на достижение высоких результатов и максимальное получение прибыли |
Независим, имеет широкое поле деятельности | Ориентирован на фирму, ее стратегию, планы, основные цели, миссию |
Строит деятельность на основе ноу-хау и на личном предпринимательском таланте | Строит деятельность, используя личную квалификацию, знания, умения |
Таким образом:
۩ менеджмент ― система управления производственно-коммерческой деятельностью в целях повышения эффективности производства и увеличения прибыли. «Управление ― это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу» (Ф. Друкер);
۩ м енеджер ― специально отобранный и подготовленный руководитель-профессионал, работающий по найму у собственника, обеспечивающий решение уставных задач организации и нацеленный на умножение прибыли. Из сказанного вытекает, что наравне с главной обязанностью ― обеспечить практическую реализацию идей предпринимателя-собственника ― менеджер, как минимум, должен уметь: а) организовывать и планировать производство; б) принимать правильные нестандартные управленческие решения; в) руководить коллективом на уровне современных требований; г) общаться, контактировать с людьми; д) побуждать работников к творческой деятельности, рационализации, изобретательству, отмечать и оценивать каждое достижение подчиненного; е) находить выход из конкретной ситуации; ж) быть предельно объективным независимо от своих симпатий; з) подбирать, отбирать и обучать работников; и) уметь подчиняться и соблюдать субординацию; к) вести деловые переговоры.
|
·
Менеджмент рассматривает предприятие не как технологическое звено общественного производства, а как социальную подсистему рыночной экономики. Этим определяются основные направления менеджмента: 1) выявление микросоциальной структуры предприятия (групп работников и отношений между ними); 2) формирование малых групп как главного условия мобилизации коллективных усилий; 3) подбор «неформальных» групп по результатам социометрических исследований.
·
Современная теория менеджмента оперирует следующими базовыми понятиями.
Управление:
Ø с позиций системного подхода управление есть функция организованных систем различной природы (социальной, биологической, технической и др.), заключающаяся в целенаправленном воздействии на систему ее элементы для сохранения структуры и состояния системы (функционирования) или прихода ее в другое состояние (развития) в соответствии с целью функционирования системы;
Ø в психологии управления само управление рассматривается как процесс организации и регулирования отношений в системе общественных связей, направленный на достижение обоснованной цели необходимыми средствами, способами воздействий, оптимальными решениями, регулируемый и контролируемый в процессе реализации поставленной цели;
|
Ø в теории информации оно есть целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении.
•
Системный подход к управлению, в свою очередь, востребует рассматривать управление как деятельность, а психология управления акцентирует внимание на том, что в организациях, основанных на формальных основаниях (принципах) взаимодействие общающихся сторон должно следовать закономерным принципам и правилам делового общения, объектом которого является Дело.
Из сказанного вытекает, что управление можно рассматривать и как вид деятельности, и как средство воздействия, и как (деловое) общение.
Управление как деятельность.
Объект ― человеческая деятельность.
Предмет ― управление как процесспланирования (предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей), организации (организовать ― значит создать некую структуру: руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным работникам задания, полномочия или право использовать ресурсы организации), мотивации (создание внутреннего побуждения к действиям, которое является результатом сложной совокупности постоянно меняющихся потребностей) иконтроля (процесса обеспечения того, что организация действительно достигает своих целей), необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
|
Элементы структуры человеческой деятельности, обособившиеся в ходе разделения и кооперации общественного труда, образуют управленческий процесс, структура которого включает в себя: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы.
Цель ― представляемое и желаемое будущее событие, осуществление которого является промежуточным, причинным членом на пути к цели, которая есть четко сформулированное представление результата нашего действия.
Принципы ― в субъективном смысле ― основное положение, предпосылка (принцип мышления); в объективном смысле ― исходный пункт, первооснова, самое первое (реальный принцип, принцип бытия): то, исходя из чего существует или будет существовать (Аристотель).
Содержание ― цели, ценности, смысловые установки, культура и технологии (часть опыта поколений, которая передается управляющей системой исполнителям).
Методы ― способы достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического освоения действительности.
Средства ― как материализованные предметные способы «работы» с содержанием. Используются в единстве с методами.
Форма ― прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания, а также внутреннее их строение ― структура; определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса, в отличие от его содержания и содержимого. Сегодня нужно помнить, что в диалектике содержания и формы приоритетность того или иногонеоднозначно и зависит от контекста анализа. Например, организационно-правовая форма бизнеса, безусловно, предопределяет и содержание ее деятельности (прописанного в Уставе), и форму ― иерархию отношений между работодателем и наемными работниками, и, как следствие, организационную (корпоративную) культуру.
·