На нормализацию детско-родительских отношений




Использование игры как терапевтического средства. Игра в практике детской психотерапии впервые была использована З. Фрейдом как вспомогательный метод. Задачей Фрейда было выявить через цепь ассоциаций «истинный источник символической игры». Позже игру как основной метод психотерапии в детском возрасте использовала А. Фрейд (1946). Целью такой игры было доведение до сознания ребёнка путём интерпретации его собственных действий, конфликтов, вызывающих болезненное состояние. Взрослый рассматривался как пассивная фигура. Игра ребёнка являлась спонтанной. М. Клейн (1932), которая также применяла игру в целях психологической терапии, считала, что специалист должен занимать по отношению к детям активную руководящую позицию. Она отказалась от утверждения, что в игре непременно происходит символизация вытесненных конфликтов, допуская, что в ней могут находить своё отражение реальные жизненные отношения. Важным является положение М.Клейн об обязательном привлечении к работе родителей с целью коррекции их отношения к воспитанию своего ребёнка. Применение игры как терапевтического средства отечественными психологами основывается на теории игры Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева (Л. 21), Д.Б.Эльконина.

А.И.Захаров разработал методику игровой терапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребёнка, включающего и семейную психотерапию. Игровая психотерапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение аффективных препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации и социализации детей.

Для налаживание отношений ребёнка с окружающим миром и людьми хорошие результаты дает игротерапия в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой. В практику игротерапии предлагается включать такие формы психотерапии, как арттерапию (искусство), составление рассказов, психогимнастику, элементы психодраммы, телесную терапию, сказкотерапию и др.

При нарушениях общения наилучший коррекционный эффект дает групповая игротерапия для обучения детей отношениям друг с другом, со взрослыми. Вначале проводится собрание с родителями, где дается информация о возможностях игротерапии, определяются запросы родителей, согласовывается режим совместной работы.

В курсе игротерапии выделяются три блока занятий: ориентировочные, терапевтические и обучающие.

В первом блоке (два занятия) происходит объединение участников в группы, для этого применяются развлекательные (контактные) игры.

Во втором блоке (8-10 занятий) специалист, используя коррекционно-на­прав­ленные и обучающие игры (сюжетно-ролевые, дидактические, игры-дра­ма­тизации), а также беседы, изобразительную деятельность, знакомит детей и взро­с­лых с оптимальными формами общения, с возможностями предотвращения конфликтов.

В третьем блоке (два занятия) используются развлекательные, обучающие и контрольные игры для объединения детей и родителей.

Длительность игрового занятия составляет 20-30 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 2-3 раза в неделю.

 

Игровая терапия с детьми

1. Ориентировочные занятия

Занятие№ 1 – «МУЗЫКАНТЫ». Коррекционные задачи: раскрепощение участников, объединение их в группу.

1 – «Петушок» (кукла) зовёт всех играть – поёт весёлую песню-приглашение (можно использовать аудиозапись):

Всех ребят зову,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Очень я играть люблю,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Будем вместе мы играть,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Будем сказки сочинять,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

2 – Знакомство участников игры с куклами (петушком, зайцем, лисичкой, белочкой, ежиком). Дети рассказывают куклам и участникам игры о любимых игрушках, занятиях, лакомствах.

3 – Игра «Съедобное – несъедобное».

4 – Предметная игра с музыкальными инструментами: металлофоном, гармошкой, детским пианино, бубном.

5 – Игра в оркестр.

6 – Танцы с куклами, хоровод.

7 – «Петушок» расстаётся с друзьями (медленно поёт песню – прощание):

Вот закончилась игра,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Расставаться нам пора,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Буду встречи с вами ждать,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Буду всех вас вспоминать,

Ку – ка – ре – ку, ку – ка – ре – ку.

Занятие № 2 – «ТРАНСПОРТ». Коррекционные задачи: раскрепощение участников; объединение их в группу.

1 – «Петушок» называет тему занятия, предлагает игрушки автомобили.

2 – Предметная игра с автомобилями.

3 – Беседа о любимых машинах.

4 – Совместная игра «Дорога». Роли распределяются по желанию детей – одни управляют машинами, другие участвуют в игре, исполняя роли светофора, шлагбаума, моста, здания, дерева и т.д.

5 – Подвижная игра «Воробушки и автомобили».

6 – Подвижная игра «Паровозик».

7 – «Петушок» завершает игру.

2. Терапевтические занятия

Занятие № 3 – «ЗОЛОТАЯ РЫБКА». Коррекционные задачи: развитие мимики, пантомимики у детей; развитие адекватных форм проявления эмоций.

1 – «Петушок» называет тему занятия, вспоминает «Сказку о рыбаке и рыбке».

2 – Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имён участников).

3 – Этюды: «Старуха», «Сердитая старуха», «Грустная старуха» (мимика, пантомимика).

4 – Этюды: «Старик», «Грустный старик», «Радостный старик», «Удивлённый старик», «Испуганный старик» (мимика, пантомимика).

5 – Театрализованная игра «Сказка о рыбаке и рыбке». Взрослый пересказывает краткое содержание сказки. Дети исполняют роли героев сказки (мимика, пантомимика).

6 – Подвижная игра «Поймай рыбку».

7 – Подвижная игра «Золотая рыбка» (под медленную музыку с морскими звуками все дети танцуют).

8 – «Петушок» завершает игру.

 

Занятие № 4 – «ВОРОБЬИНАЯ СЕМЬЯ». Коррекционные задачи: развитие вербальных форм проявления эмоций (интонации) и невербальных (мимика, пантомимика); актуализация семейных переживаний: конфликт, перемирие, родительская ласка.

1 – «Петушок» называет тему занятия, предлагает поиграть.

2 – Игра «Летает – не летает».

3 – Этюды: «Воробей-сын», «Хвастливый воробей», «Задиристый воробей».

4 – Этюды: «Воробей-папа», «Сердитый воробей», «Добрый воробей».

5 – Этюды: «Воробьиха-мама», «Грустная воробьиха», «Ласковая воробьиха».

6 – Театрализованная игра «Воробьиные шалости». Взрослый рассказывает сказку. Дети исполняют роли героев сказки.

7 – Игра «Воробьиные драки» (раскрепощение, реализация агрессивных потребностей).

8 – Игра-сказка «Дождь в лесу» (расслабление).

9 – «Петушок» завершает игру.

 

Занятие № 5 – «ТРИ ПОРОСЁНКА». Коррекционные задачи: актуализация эмоций; коррекция страхов (метод беседы, арттерапия); развитие творчества.

1 – «Петушок» называет тему занятия, вспоминает сказку «Три поросёнка».

2 – Игра «Займи свой домик».

3 – Этюды: «Поросёнок», «Испуганный поросёнок», «Весёлый поросёнок».

4 – Этюды: «Волк», «Весёлый волк», «Испуганный волк».

5 – Театрализованная игра «Три поросёнка». Взрослый рассказывает последнюю часть сказки. Дети исполняют роли героев сказки.

6 – Беседа «Кто кого или чего боится?»

7 – Рисование на тему «Кого или чего я боюсь?» После рисования дается задание – наказать свой страх.

8 – Придумывание детьми смешного продолжения сказки.

9 – «Петушок» завершает игру.

Занятие № 6 – «ПЧЁЛКА». Коррекционные задачи: разрядка агрессивных импульсов; коррекция страха темноты; страха замкнутого пространства; релаксация.

1 – «Петушок» называет тему занятия.

2 – Игра «Съедобное – несъедобное».

3 – Этюд «Весёлая пчёлка».

4 – Подвижная игра с вербальной активностью «Пчёлкины песни».

5 – Подвижная игра «Пчёлкины шалости».

6 – Театрализованная игра «Пчёлка в темноте».

7 – Игра «Летает – не летает».

8 – Этюд на расслабление «Пчёлка спит» (используется музыка с природными звуками).

9 – «Петушок» завершает игру.

 

Занятие № 7 – «КОШКИ». Коррекционные задачи: разрядка агрессивных импульсов; коррекция страха темноты; релаксация.

1 – «Петушок» называет тему занятия.

2 – Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа».

3 – Этюды: «Удивление», «Страх».

4 – Игра «Злые – добрые кошки».

5 – Рисование на тему «Кого или чего я уже не боюсь». После того как дети изобразят свои страхи, им предлагается сделать рисунки смешными и наказать страх.

6 – Подвижная игра «Смелые мышки».

7 – Придумывание историй про шаловливых котят.

8 – «Петушок» завершает игру.

Занятие № 8 – «СМЕШНЫЕ КЛОУНЫ». Коррекционные задачи: коррекция страхов; развитие воли, воображения, разрядка вербальной агрессии; релаксация.

1 – «Петушок» называет тему занятия.

2 – Сочинение детьми волшебной истории про сказочных злодеев, создание смешных небылиц.

3 – Инсценировка «Общей весёлой истории».

4 – Рисование пальцами «смешных злодеев». Используется материал: гуашь с зубной пастой, большие листы бумаги.

5 – Игра «Весёлые клоуны».

6 – Игра «Клоуны ругаются».

7 – Подвижная игра «Паровозик с клоунами».

8 – Этюд на расслабление «Отдых в лесу» (используется музыка с природными звуками).

9 – «Петушок» завершает игру.

 

Занятие № 9 – «КАПРИЗНАЯ ЛОШАДЬ». Коррекционные задачи: разрядка агрессивных импульсов; актуализация упрямства; коррекция упрямства.

1 – «Петушок» называет тему занятия.

2 – Этюды: «Капризная лошадка», «Шаловливая лошадка».

3 – Этюд «Упрямая лошадка».

4 – Театрализованная игра «Брыкающаяся лошадка».

5 – Беседа «Когда я был упрямым».

6 – Игра «Упрямый, капризный ребёнок».

7 – Рисование пальцами на тему «Наши капризки-упрямки». После рисования даётся задание прогнать свои упрямки.

8 – Игра «Упрямая подушка».

9 – «Петушок» завершает игру.

 

Занятие № 10 – «ЖАДНЫЕ МЕДВЕЖАТА». Коррекционные задачи: актуализация жадности; коррекция жадности; релаксация.

1 – «Петушок» называет тему занятия.

2 – Этюд «Жадный».

3 – Театрализованная игра «Два жадных медвежонка».

4 – Беседа о жадности.

5 – Театрализованная игра «Два щедрых медвежонка».

6 – Соревновательная игра «Апельсин».

7 – Релаксационный комплекс «Подснежник».

8 – «Петушок» завершает игру.

3. Обучающие занятия

Занятие № 11– «МИР НАОБОРОТ». Коррекционные задачи: объединение взрослых и детей в совместных играх; развитие волевых качеств; раскрепощение детей и взрослых (разрядка агрессивных импульсов); переформирование стереотипов восприятия у детей – взрослых, у взрослых – детей.

1 – «Петушок» называет тему занятия.

2 – Игра «Съедобное – несъедобное».

3 – Театрализованная игра «Мир наоборот» (снятие авторитарности взрослого образа).

4 – Подвижная игра «Жужа».

5 – Игра «Иголочка и ниточка» (ведущие – дети).

6 – Игра «Да» и «Нет» не говори».

7 – Соревновательная игра «Волшебные картинки» (складывание разрезных картинок).

8 – Релаксационный комплекс «Гусли-самогуды».

9 – «Петушок» завершает игру.

 

Занятие № 12 – «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК». Коррекционные задачи: формирование навыков общения у детей со взрослыми, у взрослых – с детьми; актуализация потребностей в совместных детско-родительских играх; развитие сотрудничества, взаимной эмпатии у детей и взрослых.

1 – «Петушок» называет тему занятия.

2 – Игра «Летает – не летает».

3 – Игр «Колечко».

4 – Соревновательная игра «Найди свой цветок» (развитие зрительного внимания, памяти).

5 – Развлекательная игра «Найди своего ребёнка».

6 – Детско-родительская игра «Цветик-семицветик».

7 – Танцы с детьми.

8 – «Петушок» завершает игру.

9 – «Петушок» награждает детей и взрослых памятными медалями.

 

На каждом занятии курса игровой терапии для снятия агрессии рекомендуется использовать барабан, а для психической разгрузки – «Минуту шалости».

В процессе игровой терапии специалист наблюдает за детьми и фиксирует в протоколах особенности их поведения, эмоциональные реакции, включённость в игры, отношение к детям, к занятиям, проблемы ребёнка.

 

Игровая терапия с РОДИТЕЛЯМИ

1. Ориентировочные занятия

Занятие № 1 – «ЗНАКОМСТВО». Коррекционные задачи: знакомство; объеди­­нение участников в группу; актуализация проблем детско-родительских отношений.

1 – Знакомство, выбор имени.

2 – Выбор вида занятий (индивидуально заполняется бланк с желаемыми формами занятий).

3 – Мини-сочинения (тесты) на темы: «Кто я?» (10 сущ., 10 прилаг.), «Я как родитель», «Портрет моего ребёнка».

4 – Игра «Кто позвал?» (закрепление знания имён участников).

Домашнее задание: ведение дневника – фиксация эмоциональных реакций на поведение ребёнка, эмоционального ощущения семьи, настроения.

 

Занятие № 2 – «ПРОБЛЕМЫРЕБЁНКА». Коррекционные задачи: развитие рефлексии и саморефлексии в общении с ребёнком; актуализация проблем детско-родительских отношений; объединение участников в группу, развитие способностей децентрации.

1– Беседа о записях в дневнике эмоций.

2 – Мини-сочинения (тесты) на темы: «Каким бы я хотел быть», «Каким видят моего ребёнка другие», «Каким я хочу видеть своего ребёнка».

3 – Рассказы о проблемах ребёнка.

4 – Игра «Угадай, что я придумал?».

Домашнее задание: принести рисунки детей.

2. Терапевтические занятия

Занятие № 3 – «КОНФЛИКТЫ». Коррекционные задачи: раскрепощение, объединение участников в группу; актуализация негативного опыта общения с детьми; формирование позитивных образов решения конфликтных ситуаций.

1 – Игра «Скажи другому комплимент».

2 – Беседа о конфликтах с детьми.

3 – Игра «Как поступят родители?» (проигрывание возможных вариантов негативного решения конфликтной ситуации).

4 – Ролевое проигрывание конфликта с позитивным решением.

 

Занятие № 4 – «ГРУСТНЫЙ – РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ». Коррекционные задачи: раскрепощение, объединение участников в группу; актуализация негативного позитивного опыта общения с детьми; развитие саморефлексии.

1 – Игра «Продолжение фразы».

2 – Игра «Одна минута на разговор».

3 – Этюд-беседа «Самый грустный день с моим ребёнком».

4 – Этюд-беседа «Самый весёлый день с моим ребёнком».

5 – Игровые тесты на умение общаться.

 

Занятие № 5 – «НАСТРОЕНИЯ». Коррекционные задачи: объединение участников в группу; развитие саморефлексии, рефлексии, невербальных средств общения (мимики, жестов).

1 – Игра «Продолжение фразы».

2 – Беседа о настроении детей.

3 – Практическое групповое упражнение: каждый рисует настроение (брови, нос, рот, овал) и передаёт другому для отгадывания.

4 – Изображение настроения мимикой (используются рисунки).

Домашнее задание: дома 1 час в день разговаривать с детьми при помощи мимики и жестов.

Занятие № 6 – «ОБРАЗ ОТЦА И МАТЕРИ». Коррекционные задачи: объединение, раскрепощение участников группы; переформирование родительских стереотипов; развитие адекватного восприятия родительской роли; ознакомление с детскими играми.

1 – Игра «Продолжи фигуру».

2 – Этюд-беседа «Идеальные мать и отец».

3 – Этюд-беседа «Плохие мать и отец».

4 – Разговор о себе как о матери, об отце.

5 – Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими восприятие, моторику руки у ребёнка».

 

Занятие № 7 «СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ». Коррекционные задачи: развитие взаимопонимания с использованием невербальных средств общения (мимики, пантомимики, жестов); формирование позитивных образов общения в семье; ознакомление с детскими играми.

1 – Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

2 – Беседа на тему «Досуг в семье и в гостях».

3 – Ролевое исполнение ярких образов.

4 – Лекторий. Тема «Знакомство с играми, способствующими эмоциональному сближению».

Занятие № 8 «НАКАЗАНИЯ И ПООЩРЕНИЯ». Коррекционные задачи: развитие невербальных средств общения; развитие адекватных форм применения наказания и поощрения детей; развитие эмпатии в ситуации осуждения и оправдания; ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.

1 – Этюды: «Дерево», «Бельё на верёвке», «Памятник», «Резиновый мяч», «Резиновая игрушка», «Бросание мяча», «Бросание снега», «Бросание печёной картошки».

2 – Дискуссия на тему «Наказания и поощрения ребёнка».

3 – Игра «Суд» (упражнение для группового тренинга).

4 – Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими речь и мышление ребёнка».

 

Занятие № 9 «ДОМАШНИЕ ОБЯЗАННОСТИ». Коррекционные задачи: развитие саморефлексии; развитие адекватного восприятия домашних обязанностей; развитие умений распределять домашние обязанности между всеми членами семьи; ознакомление с играми, развитие интереса к совместным играм с детьми.

1 – Игровые тесты на определение черт характера.

2 – Дискуссия на тему «Домашние обязанности».

3 – Проигрывание негативных и позитивных образов.

4 – Лекторий. Тема «Знакомство с играми, развивающими внимание и память детей».

Домашнее задание: мини-сочинение.

 

Занятие № 10 «РОДНЫЕ ТРУДНОСТИ». Коррекционные задачи: развитие взаимопонимания; развитие эмоциональной и интеллектуальной децентрации в семье; развитие интереса к совместной творческой деятельности в семье.

1 – Игра «Чувство другого».

2 – Дискуссия на тему «Как я отношусь к трудностям другого члена семьи (жены, мужа, детей)».

3 – Игра «Почётный гость» (упражнение для тренинга общения).

4 – Лекторий. Тема «Домашний театр, его ценность для позитивного внутрисемейного общения».

3. Обучающие занятия

 

Обучающие занятия проводятся совместно с детьми – Игровая терапия с детьми, занятия № 11 «Мир наоборот» и № 12 «Цветик-семицветик» (описание игр для детей и детско-родительских игр см. приложение 5).

 

3.3. Практические рекомендации по нормализации
детско-родительских отношений

Кроме родительского тренинга и совместных детско-родительских игр, специалистам часто приходится разъяснять индивидуальные психологические особенности детей, а также типичные возрастные закономерности в развитии личности. В таких беседах родителей знакомят с психолого-педаго­ги­чес­ки­ми приёмами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается родителям в рекомендательной форме. Родители могут сами выбрать, что для них приемлемо. Такой демократичный стиль общения дефектолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребёнка.

Целью таких бесед может являться смягчение негативного эмоционального опыта матери, связанного с рождением ребёнка с ЗПР; уменьшение доминантности и излишней концентрации на ребёнке; повышение эмоционального принятия ребёнка; изменение восприятия ребёнка в сторону более позитивного и оптимистичного; освоение матерью эффективных воспитательных стратегий, а также посильное участие в программах развития ребёнка.

 


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

Развитие умения общения с детьми

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

– стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

– контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

– избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой – завышенных требований к ребёнку;

– не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

– повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

– для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

– помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность ребенка не являются умышленными;

– выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

– не настаивайте на том, чтобы ребёнок обязательно принёс извинения за поступок.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:

– уделяйте ребёнку достаточно внимания;

– проводите досуг всей семьёй;

– не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3. Организация режима дня и места для занятий:

– установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

– снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

– избегайте по возможности больших скоплений людей;

– помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

4. Специальная поведенческая программа:

– не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после совершения поступка;

– чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако чувствительны к поощрениям;

– постепенно расширяйте обязанности, предварительно обсудив их с ребёнком;

– не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

– не давайте ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

– помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап;

– не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся аномальному ребёнку, не должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.

Помните, что для ребёнка с ЗПР наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:

– лишение удовольствия, лакомства, привилегий;

– запрет на приятную деятельность, прогулки и т.д.;

– приём «выключенного времени» (досрочное отправление в постель).

Помните, что вслед за наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия». В коррекции поведения ребёнка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребёнка и игнорировании нежелательного.

Помните, что у ребенка с ЗПР невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет, та как это – патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции. Признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания могут сохраняться и во взрослой жизни.

Но всё-таки, по нашему мнению, родительская любовь и профессионализм специалистов помогут ребёнку справиться с любыми трудностями.

Поведение в процессе общения с детьми

Помните, нужно дать понять вашему ребёнку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя», «Я тебя люблю любого», «Какое счастье, что ты у нас есть».

Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты, интонация, громкость голоса несут ребёнку сообщение о его самоценности. Стремитесь создать у вашего ребёнка высокую самооценку, подкрепляя это словами: «Я радуюсь твоим успехам», «Ты очень многое можешь».

Помните, что родители, которые говорят одно, а делают другое, со временем испытывают на себе неуважение со стороны детей.

Помните, прежде чем начать общаться с вашим ребёнком, нужно занять такое положение, чтобы видеть его глаза. В большинстве случаев вам придется садиться на корточки.

Помните, что высказывать своё отношение к поведению ребёнка нужно без лишних объяснений и нравоучений. Выберите правильное, своевременное обращение к нему, например: «Саша, Сашенька, сын, сынок…».

Помните, что необходимо проявлять полную заинтересованностьк ребёнку в процессе общения. Подчеркивайте это кивком, восклицаниями. Слушая его, не отвлекайтесь. Сконцентрируйте на нём всё внимание. Предоставляйте ему время для высказывания, не торопите его и не подчеркивайте своим внешним видом, что это уже вам неинтересно.

Помните, что многие из тех установок, которые они получают от вас, в дальнейшем определяет их поведение. Не говорите своему ребёнку того, чего бы вы ему на самом деле не желали.

Помните, что в общении с детьми следует использовать разнообразные речевые формулы (прощания, приветствия, благодарности). Не забывайте утром приветствовать ребёнка, а вечером пожелать ему «спокойной ночи». Произносите эти слова с улыбкой, доброжелательным тоном и сопровождайте их тактильным прикосновением. Обязательно, хоть за маленькую услугу, оказанную ребёнком, не забывайте поблагодарить его.

Помните, нужно адекватно реагировать на проступки детей:

– спросите ребенка о том, что произошло, попытайтесь вникнуть в его переживания, выяснить, что явилось побудительным мотивом для его действий, и понять его;

– не сравнивайте ребёнка с другими детьми, например: «Сынок, посмотри, какой Миша молодец».

Помните, чтобы правильно организовать взаимоотношения детьми в процессе общения, необходимо преодолевать:

– ­­­­­барьер занятости (вы постоянно заняты работой, домашними делами);

– барьер взрослости (вы не чувствуете переживания ребёнка, не понимаете его потребности);

– барьер «воспитательных традиций» (вы не учитываете изменившиеся ситуации воспитания и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей);

– барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей).

Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей:

– если ребёнок забывает говорить речевые этикетные формулы (приветствия, прощания, благодарности), то напомните ему об этом, например: «Сынок, поздоровайся с тётей» и т.д.;

– для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям игровую ситуацию;

– для развития умения понимать настроение и чувства другого предложите ребёнку понаблюдать за кем-либо из родственников, например: «Посмотри внимательно на маму. Как ты думаешь, какое у неё настроение? (Грустное.) Давай придумаем, как её можно развеселить»;

– для развития у детей чувства эмпатии используйте сюжеты сказок. Попытайтесь узнать у детей: «Что хорошего в сказке? Есть ли хорошие герои? Назови. Есть ли плохие? Кто они? А почему они плохие? Что хорошего может произойти со сказочными героями?»

Старайтесь читать и всегда обсуждать сказки, опираясь на такие вопросы:

Кто из героев больше всего понравился?

На кого хочется быть похожим?

8На кого из друзей похож персонаж?

Кого бы ты хотел похвалить в этой сказке?

Кто самый добрый? Почему?

Предложите детям самим сочинить сказку:

а) «сказка по-новому» – за основу берётся старая сказка, но детям предлагается наделить героев противоположными качествами (лиса становится послушной; заяц хитрым…);

б) «салат из сказок» – соединяются несколько сказок в одну (Кащей встречает зайчика и отправляется в избушку к Бабе Яге, где Иванушка играется с яблочками). Вариантов переплетений может быть множество, главное – не забывать о первых героях;

в) «сказка – калька» – главные герои сказки остаются, но попадают в другие обстоятельства – фантастические, невероятные («лиса и заяц обитают на летающей тарелке; Золушка живёт в девятиэтажном доме» и т.д.);

г) «продолжи сказку, придумай ей конец» (если бы петух не выгнал лису из избушки; если бы Иван-Царевич не победил Кащея; если бы Алёнушка не смогла спасти своего братца и т.п.).

Предложенные нами практические рекомендации были ориентированы на

– снижение симбиотической зависимости ребенка с ЗПР от матери с целью нормализации отношений с другими членами семьи;

– включение членов семьи в психолого-педагогический процесс.

Таким образом, разработанные практические рекомендации, направленные на формирование конструктивных отношений в системе «родители – ребенок с ЗПР» позитивно изменяют характер взаимодействия ребенка в семейном коллективе. Значимыми являются и такие данные:

– коррекция недостатков родительского отношения позволила установить теплый эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, наметить конструктивные модели родительского поведения;

– сплочение родительской группы, вследствие осознания общности проблем детей и стремления к их разрешению, оказало существенное влияние на гармонизацию сфер внутрисемейных отношений и отношений между семьей и внешним окружением.


Заключение

Проведенное исследование позволили сделать следующие выводы.

 

1. Ученые, исследующие проблемы семьи и детства, отмечают тревожную тенденцию резкого увеличения числа детей с задержкой психического развития в последние 10-15 лет, что связывается не только с экологическими нарушениями окружающей среды, но и со снижением уровня материального обеспечения семьи, ее психологического благополучия. Ситуация обостряется еще и тем, что родители, воспитывающие детей с ЗПР, не имеют специальных знаний и не могут создать необходимых для их развития условий. Традиционная помощь ДОУ семьям, имеющим детей с ЗПР, ограничивается лишь трансляцией узкой педагогической информации, носит бессистемный характер и потому оказывается малоэффективной для детей, которые нуждаются в своевременном преодолении задержки психического развития.

2. Семейное воспитание содержит значительный педагогический потенциал, который может и должен быть использован в устранении нарушений развития эмоциональной и познавательной сфер личности ребенка. Он заключается в организации социально и личностно значимой, эмоционально привлекательной, воспитывающей и развивающей совместной деятельности детей и взрослых, в процессе которой складывается педагогически эффективное детско-родительское взаимодействие.

3. Педагогическая помощь дошкольного образовательного учреждения должна быть направлена на оказание содействия в формировании у родителей готовности к педагогически эффективному взаимодействию с детьми с ЗПР, структурно представляющей собой единство когнитивного, эмоционально-мотивационного и праксического[8] компонентов.

4. Тип детско-родительского взаимодействия тесно сопряжен с уровнем готовности родителей к организации совместной деятельности. Эффективное взаимодействие со своими детьми, имеющими задержку психического развития, в состоянии организовать лишь родители с высоким уровнем готовности к такому взаимодействию, т.е. в полной мере владеющие знаниями о специфике задержки психического развития и об особенностях ее проявлений. Родители, адекватно воспринимающие своих детей, эмоционально-позитивно относящиеся к ним, стремящиеся преодолеть трудности отставания, способны включиться в совместную со специалистами ДОУ развивающую деятельность.

5. Педагогическая помощь должна основываться на специально отобранной интегрированной информации о феномене задержки психического развития из смежных отраслей научного знания – педагогики, психологии, логопедии, физиологии и медицины и из практики, в процессе которой осваиваются способы устранения нарушений психического развития детей на начальном этапе их обучения в ДОУ. Занятия с родителями должны носить продолжительный характер и проводиться системно высококвалифицированными специалистами разного профиля.

6 Оказание педагогической помощи родителям должно быть дифференцировано в зависимости от генеза ЗПР детей, уровня готовности родителей к организации педагогически эффективного взаимодействия с детьми, характера семейной ситуации и индивидуальных особенностей родителей в преодолении задержки психического развития.

 

Таким образом, данная работа показала значимость включения семьи в процесс коррекционно-развивающего обучения проблемных дошкольников.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении. – М.: «Ось-89», 2003. – 272с.

2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. – М.: «Изд-во НЦ ЭНАС», 2002. –136 с.

3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. –М.: АРКТИ, 2003.

4. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты.–М.:Владос, 2002. – 160 с.

5. Взаимодействие детского сада, семьи и общественности /под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 1978. – 176с.

6. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973.

7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Под ред. Бурменской Г.В, Захарова Е.И, Карабановой О.А. и др. –М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416с.

8. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержание работы с роди­телями в условиях коррекционного дошкольного учреждения.//Дефек­то­ло­гия.- 1994. – №4.– С.66-72.

9. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии// Собр. соч.: В 6 т. – М., 1983. Т. 4.

10. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. – М.: Медицина, 1977. – С.14-24.

11. Гордон Т. Повышение родительской эффективности/Популярная педагогика. – Екатеринбург: АРД ЛТД,1997.

12. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Спб.: Издательство «Речь», 1995. – 271с.

13. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. Спб.: Издательство «Речь», 2004. – 160с.

14. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2002. – 160с.

15. Ковалев Г.А.О возможностях «активной» коррекции межличностных отношений // Семья и формирование личности. – М., 1981.

16. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй.–М.:ТЦ Сфера,2004

17. Крючева Я.В. Решение проблем детей с ЗПР через работу с родителями //Потенциал личности: комплексная проблема. Материалы второй Всероссийской Internet-конференции. Тамбов: Изд-во ТГУ им Г. Р. Державина, 2003. С. 44-47.

18. Крючева Я.В. Семинар для родителей, имеющих детей с ЗПР// Наука. Техника. Инновации. Материалы докладов региональной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Часть 5. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.

19. Крючева Я.В. Семья глазами ребенка с ЗПР //Образование в 21 веке. Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: ООО «Буквица» г. Тверь, 2003.

20. Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1985.

21. Леонтьев А.Н. Проблемы в развитии психики. – М.,1981.

22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

23. Личко А.Э. Психопатии и акцентуация характера у детей и подростков. – Л., 1983.

24. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. –СПб.:Изд-во Речь.2002.–160с.

25. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 408с.

26. Минияров В.М. Психология семейного воспитания.–Москва-Воронеж.: Изд-во НПО МОДЭК,2000.–256с.

27. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы с дефектолога с семьёй, воспитывающей ребёнка раннего возраста с нарушением психо-физического развития (методические рекомендации).// Дефектология.- 2001.-№1.-с.7 – 14.

28. Никашина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. - М.:Владос, 2003. – 128с.

29. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2002, №4. С.40-48.

30. Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2002. – 160с.

31. Разина Н.Р. Опыт исследования структуры и динамики род



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: