Контактные игры, подвижные игры, объединяющие игры




1. Игра «СЪЕДОБНОЕ – НЕСЪЕДОБНОЕ»

Дети садятся в круг. Водящий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребёнок, которому бросили мяч, должен поймать его («съесть»). Когда слово обозначает несъедобные предметы, мяч не ловится. Ребёнок, несправившийся с заданием, становится водящим, называет задуманное слово другому ребёнку и бросает мяч.

 

2. Игра «ПАРОВОЗИК»

На роль водящего – «паровозика» назначается ребёнок по желанию. Остальные дети выстраиваются друг за другом, сцепляются руками и передвигаются вместе в направлении, которое выбирает «паровозик». Основная задача – следовать друг за другом, не разъединяясь. Если кто-то из детей отцепляет руки, то «паровозик» останавливается, «поезд» ремонтируют, а «сломанный» вагончик отправляется в «депо».

 

3. Игра «ПАРОВОЗИК С КЛОУНАМИ»

Все дети превращаются в «поезд», в котором едут «клоуны». «Клоуны» любят баловаться, веселиться, прыгать, поэтому «поезд» по сигналу взрослого (гудок) останавливается, «вагончики» разъезжаются в разные стороны, дети падают. Основная задача – при падении быть внимательным к окружающим детям, стараться их не задеть. После того как «поезд» отремонтируют, игра продолжается.

 

4. Игра «КТО ПОЗВАЛ?»

Дети стоят в кругу. Один из играющих встаёт в центр кругу и закрывает глаза. Ведущий подходит и притрагивается к кому-либо из участников игры. Тот громко называет имя водящего. Ведущий: «Кто позвал тебя?». Ребёнок, стоящий в ругу, называет имя товарища. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не побывают в роли отгадывающего. В процессе этой игры дети лучше узнают друг друга и запоминают имена. Игра способствует сближению ребят, развивает внимание, память, упражняет слуховой анализатор.

 

5. Игра « ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА»,

Участники игры становятся друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление. Остальные бегут за ним, стараясь не отставать.

 

6. Игра «ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ»

Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост («не укусит» хвост), то на место головы дракона встаёт другой ребёнок.

7. Игра «СМЕЛЫЕ МЫШКИ»

Выбирается водящий – «кот», остальные дети – «мыши». «Кот» сидит (стоит) и наблюдает за «мышками». С началом стихотворного текста, который произносит ведущий вместе с детьми, мышки делают несколько шагов по направлению к кошачьему домику.

«Вышли мышки как-то раз

Посмотреть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дернули за гири.

Вдруг раздался страшный звон!

Бом-бом-бом-бом!

Убежали мышки вон».

Во время произнесения стихотворения мышки подходят к коту ближе, выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее сло­во, мышки убегают, а кот их ловит. Пойманные мышки выходят из игры.

 

8. Игра «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания, будут подниматься. Необходимо своевременно удержаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался – платит фант, который в конце игры выкупается.

 

9. Игра «ВОРОБУШКИ И АВТОМОБИЛЬ» Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили». Другие дети – «воробушки». Ведущий подаёт сигналы для «автомобиля»(гудок) и для «воробушков»(«летите воробушки»). По своему сигналу «автомобили» и «воробушки» выходят из домиков и бегают. Чтобы ожидание выхода не было для детей утомительным, в игру вводят дополнительные действия: «воробьи» чистят перышки, чирикают, а машины заправляются бензином. Ведущий следит, чтобы «воробушки» вовремя прятались от «автомобилей» в домики, чтобы им не отдавили лапки. При повторении игры роли могут поменяться.

10. Игра «ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Часть детей стоят в кругу, держась за руки («сети»). Остальные дети – «рыбки» «плавают»(бегают, прыгают) внутри круга, «выплывают» из него (подлезают под сцепленными руками детей). По сигналу взрослого: «Сети!» - дети, держащиеся за руки, садятся. Кто из «рыбок» остался в кругу, того и «поймали». Игра может проводиться под музыку.

11. Игра «ПЧЁЛКИНЫПЕСНИ»

Часть детей превращается в «пчёлок», которые «летают»(бегают) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» - «пчёлки» садятся, замолкают и «засыпают». По сигналу: «День!» - «пчёлки» вновь «летают» и громко распевают свои песни-жужжалки.

 

12. Игра «ПЧЁЛКИНЫШАЛОСТИ»

«Пчёлки» «летают»(бегают) с цветка на цветок (используются обручи, кубики и т.п.). Они трудятся, собирают нектар. Но пчёлкам очень хочется пошалить. И тогда они «летают»(бегают, прыгают) друг за другом, забыв о работе. Но «главная пчёлка»(ведущий) не разрешает отвлекаться. Когда замечает нарушителей, «подлетает» к ним и «сажает» на свой большой цветок.

13. Игра «КОЛЕЧКО»

Дети стоят в кругу, а водящий внутри кругу. Он держит в ладонях колечко, которое незаметно пытается передать кому-то из детей. Ладошками, сложенными в лодочку, водящий по очереди раскрывает ладошки детей. Дети внимательно следят за действиями водящего и своих товарищей. А тот, кому досталось колечко, не выдаёт себя. По сигналу водящего: «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» - ребёнок с колечком выбегает в центр круга и становится водящим. Если дети заметили у него колечко до сигнала, то не пускают в круг. И игру продолжает прежний водящий.

 

Обучающие игры, развивающие игры [9]

Развиваем восприятие

1. Игра «КАКОГО ЦВЕТА НЕ СТАЛО?» (закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания, зрительной памяти).

2. Игра «НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФОРМУ» (закрепление знания геометрических форм, развитие внимания).

3. Игра «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ОЧКИ» (закрепление знания шести основных цветов и их оттенков, развитие внимания).

4. Игра «ВЕЛИКИЙ ГУДВИН» (закрепление знания цвета, развитие моторики руки, речи, воображения).

5. Игра «ЦВЕТНЫЕ КОСИЧКИ» (закрепление знания цвета, развитие воли, тонкой моторики).

6. Игра «ЗАКОЛДОВАННЫЕ ДЕРЕВЬЯ» (закрепление знания геометрических форм, развитие воображения и мышления).

7. Игра «ДОМАШНИЙ КАЛЕНДАРЬ» (развитие ориентировки во времени).

8. Игра «ХОЛОДНО – ГОРЯЧО; ПРАВО – ЛЕВО» (развитие слухового восприятия, ориентировки в пространстве).

Развиваем мышление

1. Игра «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ» (складывание рисунка из его частей).

2. Игра «ПРИДУМАЕМ ЗАГАДКУ».

3. Игра «ЧТО ЛИШНЕЕ?».

Развиваем речь, слуховую память и внимание

1. Игра «ТЕЛЕФОН» (развитие слуховой памяти и слухового внимания).

2. Игра «РАССКАЗЫПО КАРТИНКАМ» (развитие контекстной речи, понятийного мышления).

3. Игра «РАССКАЗЫПО ПАМЯТИ» (развитие памяти, связной речи).

4. Игра «СЛОВА» (развитие фонематического слуха).

 

Развиваем мелкую моторику руки

1. Игра «ИГРЫС РАЗУКРАШКАМИ» (книги-тетради для раскрашивания).

2. Игра «БАБУШКИН ПОМОЩНИК».

 

 

Терапевтические игры

 

1. Игры-этюды (психогимнастика)

В этюдах участвуют все дети. Взрослый называет образ, который необходимо детям изобразить с помощью мимики и пантомимики. Дети начинают демонстрировать роль и заканчивают перевоплощения по сигналу взрослого (гудок, звонок, музыкальный сигнал или др.). Создавая этюды, они меняют мимику, пантомимику героя в соответствии со словами ведущего-взрослого (например: грустный старик, хвастливый воробей и т.д.). В этюдах детям можно пользоваться интонациями.

 

2. Игра «ЧТО СЛЫШНО?» (развитие переключения, концентрации внимания, развитие воли)

Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью, за окном, на улице, затем просит рассказать, какие звуки они слышали. Можно предложить подсчитать услышанные звуки и выбрать победителя (кто больше услышал).

 

3. Игра «КТО ЗА КЕМ?» (развитие зрительной памяти, знакомство с детьми, их именами)

Водящий, посмотрев на детей, выстроившихся друг за другом в произвольном порядке, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой ребёнок. Эту игру можно усложнить, например, после того как ребёнок отвернулся и перечислил товарищей, он поворачивается и называет изменения в их одежде, прическе (если дети поменялись вещами, сменили причёску и т.п.).

 

4. Игра «ВЕСЁЛЫЕ КЛОУНЫ» (развитие воображения, эмоционально-волевых процессов)

«Весёлый клоун» (водящий) пытается рассмешить «несмеянок». Используется мимика, жесты, интонация, рассказы и др. Самый серьёзный из «несмеянок», становится водящим.

5. Игра «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИ (развитие воображения, эмоционально-волевых процессов)

Дети располагаются по кругу. Водящий, передавая предмет (игрушку, мяч) кому-то из детей, задаёт вопрос, на который должен ответить его товарищ. В ответах не должно быть слов: «да», «нет», «чёрный», «белый». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра (например: Какого цвета зубы? Тебя зовут Таня?). Проигравшие отдают «фанты». В конце игры эти «фанты» выкупаются (дети читают стихи, поют песни или др.).

 

6. Игра «ПЧЁЛКА В ТЕМНОТЕ» (коррекция страха темноты, замкнутого пространства, высоты)

«Пчёлка перелетала с цветка на цветок (используются детские скамейки, стульчики, тумбы разной высоты). Когда прилетела на самый красивый цветок с большими лепестками, она наелась нектара, напилась росы и уснула внутри цветка (используется детский столик, под который залезает ребёнок). Незаметно наступила ночь и лепесточки стали закрываться (столики покрываются материей). Пчёлка проснулась, открыла глаза и увидела, что кругом темно. Она вспомнила, что осталась внутри цветка и решила поспать до утра. Взошло солнышко, наступило утро (материя убирается), и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторять, усиливая плотность материи, т.е. степень темноты. Игра может проводиться с одним ребёнком или с группой детей.

 

Театрализованные игры

Развитие эмоций, творческой активности, коррекция страха, тревоги

1. Игра - сказка «О РЫБАКЕ И РЫБКЕ»

Взрослый читает отрывок из сказки А.С.Пушкина или кратко пересказывает эту сказку. Дети выбирают роли старика, старухи, золотой рыбки. Остальные дети держатся за руки, изображая море (поднимают и опускают сцепленные руки). Можно использовать музыкальный фон – морские звуки. Взрослый может предложить детям продолжить сказку по-своему или переделать её.

2. Игра - сказка «ТРИ ПОРОСЁНКА»

Взрослый рассказывает последнюю часть сказки, а все дети выполняют действия героев (мимикой, пантомимикой, интонацией). Можно распределить роли между детьми, использовать маски.

 

3. Игра - сказка «ДВА ЖАДНЫХ МЕДВЕЖОНКА» («ДВА ЩЕДРЫХ МЕДВЕЖОНКА»). Используется текст венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка»

В эту сказку могут играть все дети, выполняя движения, изменяя мимику, пантомимику жестов в процессе чтения сказки. Можно предложить детям распределить роли между собой (два медвежонка и хитрая лиса), использовать кукольный театр. Текст к сказке «Два щедрых междвежонка» дети придумывают сами и проигрывают сценку.

 

4. Детско - родительская игра - сказка «МИР НАОБОРОТ» (снятие родительских стереотипов и авторитарности взрослого)

«Жил-был мальчик Петя, которому очень хотелось поскорее стать взрослым. Ему не нравилось, что родители всегда учат его, воспитывают, и однажды к нему пришёл гном-волшебник, которому тоже надоело быть маленьким. «Давай, Петя, создадим мир наоборот, - предложил волшебник. – Для этого надо нам вместе произнести заклинание:

Прыг-скок.

Ой, смотрите, кто живёт

В мире всё наоборот?

Дети стали управлять,

Мам в колясочках катать.

Если надоест нам чудо,

Скажем вместе:

Прыг отсюда!

Услышав заклинание «Прыг-скок», дети начинают ухаживать за родителями, командовать, воспитывать, наказывать. А родители слушаются или капризничают…После заклинания «Прыг отсюда» мир вновь становится прежним, реальным и привычным.

 

Игры для релаксации

1. Игра «ДОЖДЬ В ЛЕСУ» (релаксация, развитие чувства эмпатии)

Дети становятся в круг, друг за другом – они «превращаются» в деревья в лесу. Взрослый читает текст, дети выполняют действия. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами). Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети лёгкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни».

 

2. Игра «ПОДСНЕЖНИК» (релаксационный комплекс)

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову).

Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растёт, пробираясь сквозь снежный сугроб (дети медленно приподнимаются и встают).

Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (дети тянут руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).

Но вот подснежник вырос, окреп (дети опускаются на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (дети медленно опускают руки, плечи, улыбаются). «Это я – первый весенний цветок и зовут меня подснежник», - кивает он всем головой.

Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (дети раскачиваются). Цветочек склонялся всё ниже и ниже и совсем лёг на проталину (дети ложатся на ковёр).

Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плывёт и удивляется чудесным весенним превращениям (звучит природная музыка, дети лежат на ковре и «путешествуют» с закрытыми глазами). Когда цветок напутешествуется, он приплывёт в сказочную страну (дети поднимаются и рассказывают, что видели, чему удивлялись и радовались).

Соревновательные игры

1. Игра «ЗАЙМИ СВОЙ ДОМИК» (координация движений)

Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, - «поросята» прячутся в свои домики. Но им очень хочется погулять, побегать, порезвиться и похрюкать. По сигналу взрослого (музыка, бубён и др.) «поросята» выбегают и веселятся. Но наступает вечер, пора возвращаться домой. По сигналу взрослого дети спешат в свои «домики».

Пока «поросята» играли, ветер унёс чей-то соломенный домик (взрослый незаметно убирает один стульчик в процессе детского веселья). Но шустрый «поросёнок» занимает домик своего соседа, и кто-то остается без домика. Игра повторяется до тех пор, пока не останется один самый шустрый «поросёнок».

 

2. Игра «АПЕЛЬСИН» (взаимопомощь, эмпатия)

Участники игры делятся на две команды. Первый игрок в каждой команде держит апельсин подбородком около шеи. Необходимо без помощи рук передать апельсин своему товарищу. Дети начинают играть по сигналу ведущего. Побеждает та команда, которая быстрее вернёт апельсин первому игроку.

Детско - родительские игры

1. Игра «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ» (развитие взаимопомощи)

Каждая семья получает «волшебные картинки», которые постоянно рассыпаются и «ломаются» (разрезные картинки, пазлы). Собрать их может только дружная семья. По сигналу семейные команды приступают к работе. «Фанты» платит команда, где ведущий наблюдает ссору или несправедливое распределение работы (т.е. когда один из игроков выполняет задание небольшого объёма). В конце игры «фанты» выкупаются (исполняются песни, стихи и др.).

 

2. Игра «НАЙДИ СВОЙ ЦВЕТОК» (развитие зрительного внимания)

«На поляне росли цветы с семью лепестками. (Количество цветов соответствует количеству семейных команд.) Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки каждого цветика-семицветика». Лепестки располагаются на полу, на шкафчиках, на столах, под стульями и в других местах данного помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдёт лепестки семи цветов(красный, жёлтый, синий, оранжевый, коричневый, фиолетовый, розовый).

 

3. Игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (развитие децентрации внимания, нравственных качеств личности)

 

Каждая семейная команда получает цветик-семицветик.

Участники игры задумывают семь желаний (родитель может помочь в написании желаний дошкольника): три желания задумывает ребёнок для родителей, три – взрослый для ребёнка, одно из желаний будет совместным (желание ребёнка и родителя). Затем родитель и ребёнок меняются лепестками и отбирают лепестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает та семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

 

4. Игра «НАЙДИ СВОЕГО РЕБЁНКА»

Один из родителей завязывает себе глаза и ощупывает каждого играющего ребёнка. Дети должны стоять молча, можно менять одежду (кофту, бантики и т.д). Взрослый, найдя своего ребёнка, называет его имя и снимает повязку с глаз. Если родитель ошибается, то платит фант, который в конце игры выкупается. Необходимо, чтобы все родители участвовали в отгадывании.

 

5. Игра «УГАДАЙ, ЧТО Я ПРИДУМАЛ» (объединение, раскрепощение)

Ведущий игры придумывает слово (количество слов равно количеству игроков), записывает его на листе бумаги.

Далее игра продолжается так же, как и игры «Продолжение фразы»,

«Продолжи фигуру».

 


Социально-психологические характеристики
исследуемых семей

Группы семей Факторы, характеризующие данную группу семей Оценка семей  
1-я группа оптимальная   Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Материальная обеспеченность. Хорошие жилищные условия. Здоровая обстановка в семье. Отсутствие вредных привычек у членов семьи. Состояние здоровья – оптимальное 3 балла
2-я группа удовлетворительная   Один из показателей неудовлетворителен (вредные привычки, жилищные условия, взаимоотношения в семье). Состояние здоровья – удовлетворительное. 2 балла
3-я группа неудовлетворительная   Наличие в семье двух и более неудовлетворительных показателей (низкий уровень семьи; неблагоприятный психологический климат в семье; вредные привычки: злоупотребление алкоголем). Состояние здоровья – неудовлетворительное. 1 балл

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: