Сведения о детях экспериментальной группы




Таблица 3

Список детей Год рождения Диагноз
1. Сергей Ч. 27. 04. 1999 г. ЗПР, ОНР III уровня
2. Юра Щ. 30. 01. 1999 г. ЗПР, ОНР II уровня
3. Софья Б. 24. 04. 1999 г. ЗПР, ОНР II уровня,
4. Анна К. 01. 05. 1999 г. ЗПР, ОНР II уровня
5. Илья Л. 25. 10. 1998 г. ЗПР, ОНР III уровня

 

Родители со средним уровнем мотивации также понимали состояние своего ребёнка, не отрицали необходимости сотрудничества с дошкольным учреждением, но при малых усилиях с их стороны, соглашаясь со всеми доводами специалистов, всё же мотивировали свою пассивность недостатком времени. Такая семья была одна (семья К.).

Родители с низким уровнем мотивации – семьи Л. и Б. – неадекватно оценивали состояние своего ребёнка, не понимали необходимости коррекционной работы и не принимали замечаний и предложений в свой адрес.

Плохая информированность матерей о причинах задержки психического развития своего ребёнка, неверие и несвоевременное обращение к специалистам, что приводит к запаздыванию в оказании комплексной помощи детям, – все это выявлялось в ходе структурированной беседы. В нашем случае беседа показала, что более половины матерей, взятых на исследование, относилось к будущему ребенка пессимистически, что подтверждают результаты анализа опроса по методике PARI Е. Шеффера и Р. Белла (приложение 3). Они свидетельствуют, что матери детей с ЗПР менее склонны устанавливать с детьми оптимальный эмоциональный контакт по сравнению с матерями нормально развивающихся детей.

Анализ социально-психологической характеристики семей и уровня готовности родителей к полноценному сотрудничеству с дошкольным коррекционно-обра­зо­вательным учреж­дением выявил вариативность позиций в соотношении социального статуса и родите­льской мотивации. Отмечается отсутствие взаимосвязи между соци­а­льным статусом и уровнем готовности родителей к сотрудничеству в семьях с опти­мальной и удовлетворительной характеристикой, а также закономерная связь между неудовлетворительным социальным статусом семьи и низким уровнем мотивации. Наиболее продуктивное взаимодействие в процессе коррекционной работы отмечено в семьях с удовлетворительной оценкой социального статуса.

Таким образом, из исследованных нами семей 32% родителей не знакомы с особенностями познавательной и личностной сферы детей с ЗПР. Столько же родителей негативно воспринимают своего ребенка, разочарованы в нем, им кажется, что ребенок не добьется успехов в жизни; 24% – досуг совместно с ребенком не проводят; только 12% родителей стараются ему помочь и доброжелательны с ним.

Часть родителей (12%) стремится удовлетворить все потребности ребенка с ЗПР, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. 29% родителей инфантилизируют ребенка, приписывают ему личную и социальную несостоятельность. У 59% родителей отчетливо просматривается в общении с детьми авторитаризм.

В рамках этого же этапа изучения семей нами исследовалась также готовность родителей к взаимодействию со своим ребенком. Родителей с низким уровнем готовности характеризовало отсутствие знаний об особенностях эмоционально-волевой незрелости детей и характере нарушений их познавательной деятельности. Родители не стремились окружить своего ребенка заботой и поддержкой, игнорировали его интересы и мнения. Они не умели создавать условий для эмоционального благополучия ребенка, устанавливать с ним положительный контакт.

Взаимодействие родителей с низким уровнем готовности в совместной деятельности со своими детьми характеризовалось слабо выраженными связями и напряженностью. В их взаимоотношениях не хватало эмоционального тепла, родители были заняты собственными проблемами и не умели заинтересовать детей, вовлечь их в совместную деятельность. Дети испытывали дефицит общения с родителями, что не облегчало его положения в семье и дошкольном учреждении. Такое взаимодействие называют «педагогически неэффективным».

Знания родителей со средним уровнем сформированности готовности к взаимодействию с ребенком с ЗПР были поверхностными, несистематизиро-ванными. Они осознавали необходимость оказания ребенку помощи, но часто не знали, в чем она заключается, и зачастую осуществляли воспитание интуитивно. Взаимодействие родителей и детей отличалось спонтанностью, совместные действия носили непродолжительный, формальный характер. Неумение организовать совместную деятельность, недостаточное владение приемами, средствами и способами взаимодействия приводят к ощущению неудовлетворенности, подавленности и усталости от взаимных отношений. Контакты детей с родителями были мимолетны, ситуативны, неустойчивы. Такое взаимодействие называют «педагогически малоэффективным».

Родители, у которых готовность к взаимодействию с ребенком ЗПР сформирована на высоком уровне, владели знаниями о природе задержки психического развития. Они принимают ребенка таким, какой он есть, верят в его будущее, внимательны, ласковы и терпеливы, осознают свою ответственность за воспитание такого ребенка. Они умеют вызвать и поддержать детскую инициативу и заинтересовать ребенка совместной деятельностью.

Взаимодействие на таком уровне характеризовалось общностью интересов. С помощью игровых форм родители побуждали детей к умственным действиям. Дети легко вовлекались в игровую деятельность, которая способствовала обогащению их бытового словаря, развитию связной речи, памяти, внимания, наблюдательности, воспитанию самостоятельности, общительности и др. Несмотря на то, что родители задавали определенное направление поведению детей, у них всегда оставалась определенная степень свободы для проявления своей индивидуальности. Такие взаимоотношения отличались взаимопониманием, взаимоподдержкой, сочувствием и сопереживанием, воспитывая и развивая детей, обогащая их опыт, и потому их называют «педагогически эффективными».

Таким образом, рассмотренный этап констатирующего эксперимента показывает, что у 54% родителей готовность к взаимодействию с ребенком с ЗПР сформирована на низком уровне, у 35% – на среднем и только у 11% родителей – на высоком уровне.

На первом этапе эксперимента исследовались конкретные родительские установки по отношению к детям с ЗПР в сравнении с семьями, воспитывающими нормально развивающихся детей, по методике диагностики родительского отношения В.В. Столина и А.Я. Варги (приложение 4). У большинства матерей отмечался избыточный конт­роль, который приобретал авторитарные черты. Кроме того, они неосознанно вырабатывали вторичную инфантилизацию у ребенка. Невозможность для родителей изменения собственных ожиданий и установок по отношению к ребенку, с одной стороны, и изменения эмоционального статуса ребенка, с другой, – приводит к неприятию ребенка матерью (табл. 4).

Количество матерей, у которых наблюдалось
нарушение материнского отношения

Таблица 4

Шкала   Матери, имеющие детей
С ЗПР с нормальным развитием
Принятие-отвержение    
Кооперация    
Симбиоз    
Авторитарная гиперсоциализация 3 2
Маленький неудачник    

 

 

Данные показывают, что большинство матерей этих двух групп имеют высокие баллы по шкалам «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник». Таким образом, матери отличаются избыточным контролем, который приобретает авторитарные черты. Кроме того, они инфантилизируют и инвалидизируют ребёнка. Эти два типа материнского отношения являются взаимосвязанными: если мать не доверяет ребёнку, не верит в его самостоятельность, она должна осуществлять строгий контроль за его поведением. Таким образом, можно сделать вывод, что у большинства матерей, имеющих детей с задержкой пси­­хического развития, наблюдается нарушение по шкалам «Принятие-отвер­же­ние» и «Симбиоз».

На втором этапе изучалось восприятие матерью ребенка и ее реакция на детское поведение, которое исследовалось с помощью методики «Взаимодействие родитель–ребенок» И.М.Марковской (рис. 1). Позитивное восприятие отмечалось у матерей нормально развивающихся детей, негативное – у матерей детей с ЗПР.

Матери нормально развивающихся детей воспринимают детей как самостоятельных, активных, умных, больших. Матери детей с ЗПР чаще выбирали такие характеристики ребёнка, как несамостоятельный, упрямый, грустный, агрессивный, одинокий т.д. Одни говорили, что их ребёнок «часто дерётся», «конфликтует»; другие – «всего боится», «чувствует страх», «переживает», «часто плачет», «не может за себя постоять» и т.п.

Рис. 1. Средние значения (%) эмоциональных оценок восприятия
матерями своих детей

 

Матери детей с ЗПР чаще испытывают негативные эмоции, такие, как разочарование, страх, раздражение по отношению к ребёнку. Наиболее типичными реакциями этих матерей являются контроль, игнорирование, наказание. Они отличаются противоречивым поведением. С одной стороны, жалеют такого ребёнка, с другой, – негативно к нему относятся.

Матери детей без нарушения развития гораздо более ориентированы на сотрудничество с детьми, нежели матери детей с нарушением психического развития. Эти матери используют убеждающие стратегии, одобряют действия своего ребёнка.


Группы по оценкам: I - переоценка II - недооценка III - совпадение

 


Рис.2. Зависимость родительских оценок от стилей воспитания:

а – дети с ЗПР; б – нормально развивающиеся дети.


На следующем этапе исследовалось восприятие переживаний матерью, связанных с выполнением родительской роли, по методике PARI Е Шеффера и Р. Белла. Результаты исследования показывали, что психическое состояние ребенка выступает существенной детерминантой материнства. Были единичные случаи эмоционального отвержения своих детей. Следует отметить, что такая ситуация имеет для детей весьма негативные последствия, ограничивающие их компенсаторные возможности. Субъективные оценки матерей соотносились с данными объективного исследования, которые были объединены в следующие группы:

– полностью совпадающие оценки – нулевой сдвиг;

– родительская переоценка детского качества – положительный сдвиг;

– родительская недооценка детского качества – отрицательный сдвиг.

В заключение можно констатировать: гипотеза специалистов в этой области исследований подтверждается: стили семейного воспитания тесно связаны с неадекватным оцениванием родителями психических свойств своих детей (рис. 2).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: