Перед началом лабораторных занятий студенты должны познакомиться с программой курса, изучить основные источники и литературу по теме. Рекомендуется сначала изучить общие работы и учебные пособия по делопроизводству, а затем различные статьи по отдельным аспектам темы. Приветствуется поиск студентом дополнительной справочной и специальной литературы.
Лабораторные занятия проходят под руководством преподавателя. При подготовке к выполнению лабораторной работы студентам следует:
- изучить теоретические вопросы, изложенные в методических указаниях;
- получить у преподавателя задание на выполнение лабораторной работы, которое выдается после проверки теоретической подготовки студента.
Результатом лабораторной работы должен быть документ, составленный по всем нормам и правилам оформления документов. Итоги выполнения лабораторной работы проверяются преподавателем.
Тематика курсовых работ
Курсовая работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической части студент раскрывает основные, базовые вопросы делопроизводства, кадрового дела, которые были им освоены. В практической части он должен продемонстрировать полученные навыки. Темы курсовых работ, в целом, соответствуют тематике лабораторных занятий.
1. Понятие и сущность документированного обеспечения управления.
Практическое задание: проанализировать, в чем заключается социальная природа и информационная сущность документа? Проанализируйте статьи из ФЗ «Об информации» и «О бухгалтерском учете», указывающие на обязательность документирования информации.
Тема 2. Документооборот на предприятии: работа с входящими, исходящими и внутренними документами.
|
Практическое задание: подготовить образцы журналов входящей и исходящей документации с записями по документообороту.
Тема 3. Понятие и виды организационно-правовых документов предприятия.
Практическое задание: разработать Устав предприятий (общества с ограниченной ответственностью, открытого акционерного общества) розничной торговли.
Тема 4. Организационно-распорядительные документы предприятия.
Практическое задание: проанализируйте приказ как вид распорядительной документации; составьте и оформите приказы по основной деятельности, и другие распорядительные документы, необходимые в данных управленческих ситуациях. (Два варианта на выбор).
Вариант 1
На Московском комбинате по производству музыкальных инструментов и мебели (государственное предприятие), который входит в Концерн по разработке и производству продукции музыкальной промышленности (РОСМУЗПРОМ), действует Положение о премировании руководителей цехов, отделов и служб, утвержденное 05.01.2003 № 27.
12 апреля текущего года директор комбината Ларионов В.М. поручил начальнику отдела труда и заработной платы Маркову Н.Г. рассчитать размер премии руководителям отделов, цехов и служб комбината по итогам работы за первый квартал к 15 апреля, а главному бухгалтеру комбината Трошиной С.Г. – организовать выплату премии к 20 апреля текущего года. Начальник планово-экономического отдела Матвеева С. Н. и главный бухгалтер Трошина С. Г. завизировали проект приказа директора комбината.
Вариант 2
Шилов А.Н., председатель Российского агентства международного сотрудничества и развития (государственная организация при Правительстве РФ), 24 февраля текущего года поручил структурным подразделениям агентства совместно с представителями Госкомимущества России к 10 апреля подготовить проект программы привлечения иностранных инвестиций к процессу акционирования государственных предприятий. Поручение было дано во исполнение постановления Правительства РФ от 24 февраля текущего года № 246 Главному управлению отраслевых инвестиционных программ, Главному договорно-правовому управлению и Главному управлению стратегии и инвестирования.
|
Проект приказа председателя агентства был завизирован его первым заместителем Федоровым Д.Н. и начальником Главного договорно-правового управления Ильиным И.В. Контроль за исполнением приказа был возложен на Федорова Д.Н.
Вариант 3
Директор ООО «Конверсия» Трофимов О.Ю. 7 апреля текущего года издал приказ об утверждении Положения о порядке расчетов за оказание информационных услуг. Юрисконсульту по финансово-хозяйственным вопросам Морозову В.П. и секретарю-референту Дягилевой Е.А. было поручено к 10 апреля разработать типовые формы договоров об оказании различных видов информационных услуг и строго контролировать их применение в деятельности предприятия. Ответственность за изготовление, учет и сохранность бланков договоров возложена на Дягилеву Е.А., которая вместе с юрисконсультом завизировала проект приказа.
Вариант 4
Руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по РК Федеральной службы земельного кадастра России А.Т. Кондрашовым 1 ноября текущего года был издан приказ о введении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кадров. Приказ издавался в соответствии с постановлением Государственного комитета по статистике от 06.04.2001 № 26 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» и с целью создания в Комитете единой системы кадровой документации. Приказом вводились в действие с 1 ноября текущего года все унифицированные формы, вошедшие в Альбом УФД, утвержденный вышеуказанным постановлением.
|
Проект приказа завизировали юрисконсульт Тищенко И.А., инспектор отдела кадров Жукова Т.П.
Тема 5. Информационно-справочные документы предприятия.
Практическое задание:Проанализируйте протоколы как вид делопроизводственной документации; Составьте и оформите протоколы, необходимые в следующих управленческих ситуациях (две на выбор).
Вариант 1
Дирекция ООО «Астрея» (Санкт-Петербург) 12.08.2012 г. провела свое очередное заседание, на котором присутствовали Вос тряков С.Т., Студнев П.Д., Лебедев И. М., Антонов П.Л., Шептунова В. Г., Тимофеев А.А., Стулова М. И. На заседании обсуждалось два вопроса: о ходе рекламной кампании в III квартале 2012 г. и о переходе на новую систему выплаты премиальных. По первому вопросу слушали сообщение начальника отдела рекламы Вострякова С.Т., текст сообщения которого был передан секретарю заседания Беловой Н.Д. По этому же вопросу выступил финансовый директор Тимофеев А.А., который одобрил увеличение расходов на наружную рекламу в III квартале 2012 г. на 5%.
По второму вопросу сделал сообщение Стулов М.И. и текст сообщения также передал секретарю. По данному же вопросу выступили Антонов П. Л., начальник отдела кадров, и Лебедев И.М., директор по продажам. Первый одобрил новую систему выплаты премиальных и рекомендовал подготовить необходимые документы к 01.09.2012г. Второй предложил доработать новую систему выплаты премиальных и рекомендовал провести голосование по данному вопросу на общем собрании трудового коллектива. В итоге заседания были приняты следующие решения: 1. Одобрить работу отдела рекламы в III квартале 2012 г. 2. Провести общее собрание трудового коллектива по вопросу о переходе на новую систему выплаты премиальных 15.08.2012 г. Ответственным за подготовку собрания была назначена зав. канцелярией Шептунова В.Г. Собрание вел председатель Румянцев О.А.
Вариант 2
ЗАО «Гранд-М» (Москва) 05.03.2012 г. провело заседание Совета директоров, на котором присутствовали следующие члены Совета: Попов И.П., Иванов И.И., Сидоров С.С., Устинова У.У., Федоров Ф.Ф. В связи с наличием кворума заседание было признано правомочным. На заседание выносился вопрос об определении рыночной стоимости размещаемых обществом дополнительных акций. По данному вопросу заслушали Федорова Ф. Ф., который предложил определить рыночную стоимость размещаемых обществом акций путем закрытой подписки дополнительных акций в размере 10 000 (десяти тысяч) руб. за акцию. Заседание постановило утвердить предложение Федорова Ф.Ф., так как при голосовании «ЗА» было отдано пять голосов, проголосовавших «ПРОТИВ» и «ВОЗДЕРЖАВШИХСЯ» не было. Решение принято единогласно. Заседание вел председатель Попов П. И.. Протокол подготовлен секретарем Петровым И.П.
Вариант 3
02 декабря 2006 года Совет директоров ОАО «Ростовский хлебокомбинат» (г. Ростов-на-Дону) провел заседание № 21, на котором присутствовали члены Совета Захаров И. Р., Козленко И. П., Кононенко И. Н., Никоненко И. С., Петровский А. В. В повестке дня заседания обсуждался отчет о работе хлебокомбината за ноябрь 2006 года. С докладом выступил генеральный директор акционерного общества И.П.Козленков – доклад прилагается. С обсуждением доклада выступили члены Совета директоров: Петровский А. В. в своем выступлении остановился на недостатках, которые имеют место в работе некоторых сотрудников: неправильная маркировка, срыв выездной торговли. Никоненко И. С. отметил, что в целом работа ведется неплохо: увеличилась производительность труда, повысилась рентабельность, улучшилась позиция предприятия на на региональном рынке хлебобулочных изделий.
По итогам заседания были вынесены следующие решения:
1. Премировать за ноябрь: 1.1. Рабочих-сдельщиков основного производства – в размере 40% сдельного заработка; 1.2. Рабочих-повременщиков – в размере 40% окладов, тарифных ставок.
2. Лишить премии за ноябрь: 2.1. О. П. Иванова, Л. Р. Сидорова за допущенное несоответствие в маркировке пряников 25.11.2006; 2.2. Л. Д. Гончар за срыв выездной торговли в п. Зимовки 23.11.2006.
Заседание вел Кононенко И.Н. Протокол подготовил секретарь Смирнов В.И.
Тема 6. Понятие, сущность и функции делового письма, их виды.
Практическое задание: рассмотрите письма как вид делопроизводственной документации; составьте и оформите служебные письма (два на выбор).
Вариант 1
Департамент поддержки и развития малого предпринимательства письмом за подписью зам.директора департамента Сверчкова А.В. уведомил руководство детского сада № 1586 о том, что в связи с развитием предпринимательства здание детского сада должно быть передано для технических нужд департамента.
Исполнителем Васильевой по поручению директора детского сада № 1586 Юго-Западного окружного управления образования г. Москвы, расположенного на проспекте Мичуринском, дом 22 г. Москвы, было составлено письмо, адресованное отделу писем Мэрии Москвы по адресу: г. Москва, ул.Тверская, 13, в котором директор детского сада № 1586 О.А. Абрамова просила разобраться в данном вопросе, мотивируя тем, что в названном районе детских садов осталось мало и не все дети могут посещать детские дошкольные учреждения. Письмо было ответом на полученный документ от Департамента.
Вариант 2
Председатель правления акционерного коммерческого банка «ТОРГПРЕДБАНК» (пр. Вернадского, 19, Москва, 112123, тел.: 567-22-17, факс: 576-22-20) Шумов С. А. обратился к Генеральному директору НПО «Асбест» Волынцеву Л.М. с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении в длительную аренду АКБ «ТОРГПРЕДБАНК» рабочих площадей – 180 кв.м под размещение отделения банка. Письмо было составлено исполнителем Подлесной на должностном бланке председателя правления банка и подписано 24 марта текущего года.
Вариант 3
Московский радиотехнический колледж имени академика Расплетина А.А. Министерства образования РФ (Москва, ул. Б.Декабрьская, 5, 124000, тел.: 252-11-84, факс: 253-32-36) разослал информационные письма директорам школ города с сообщением об открытии в новом учебном году двух факультетов: современные информационные технологии и юридический. В письме сообщалось также о том, что правила приема на указанные факультеты общие. Письмо было составлено исполнителем Степановой и подписано директором Мартынюком Л. Б. 15 марта текущего года.
Вариант 4
ООО «Лига» (Москва, 123465, ул. Маросейка, д.15, тел. 384-05-90, факс: 384-05-90) запланировало проведение Всероссийской рождественской ярмарки обуви с 10 ноября по 31 декабря текущего года. Однако в связи с тем, что ООО «Лига» не располагало достаточными площадями для проведения ярмарки, Исполнительный директор общества Кочетков А. А. вынужден был обратиться к Директору Всероссийского выставочного центра Турову Т. К. с просьбой о предоставлении обществу в аренду 300–400 кв. м выставочной площади и гарантией оплаты.
Тема 7. Документирование кадровой деятельности.
Практическое задание: напишите заявление и подготовьте приказ генерального директора закрытого акционерного общества «Д и О» о приеме вас на работу экономистом. Оформите запись в трудовой книжке. Составьте приказы и заявления: а) о приеме на работу бухгалтером Иванову И.П.; б) об увольнении переводом в другую организацию. Оформите запись в трудовой книжке. Недостающие реквизиты укажите самостоятельно.
Тема 8. Нормативно-правовое регулирование кадрового делопроизводства.
Практическое задание: Составьте перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих кадровое делопроизводство.
Тема 9. Организация кадрового документооборота.
Практическое задание: Составить методику разработки номенклатуры дел кадровой службы. Подготовить дело кадровой службы для передачи в архив.
Тема 10. Общие требования, предъявляемые к оформлению кадровых документов.
Практическое задание: Вы устраиваетесь на работу в коммерческую фирму. Оформите резюме, автобиографию. Заполните унифицированные формы документов: а) личную карточку формы Т-2; б) приказ о приеме на работу Т-1; в) приказ о переводе на другую работу Т-5; г) о прекращении трудового договора с работником Т-8. Составьте трудовой контракт о приеме Вас на работу. Должность выбрать самостоятельно.
Тема 11. Организационно-правовая кадровая документация.
Практическое задание: вы собираетесь учредить общество с ограниченной ответственностью. Подготовьте: Устав. Положение об организации. Структуру и штатную численность. Штатное расписание. Положение о структурном подразделении. Должностную инструкцию.
Тема 12. Плановая и договорная кадровая документация.
Практическое задание: Составить и оформить акт ОАО «Прогресс» по результатам проверки мер безопасности на складе готовой продукции. Основанием является приказ генерального директора № 48 «О мерах по предупреждению хищений». В решении комиссия указала: модернизировать имеющуюся систему охранной сигнализации, установить видеокамеры наружного наблюдения. Сложившуюся на складе практику мер безопасности считать удовлетворительной.
Составьте договор аренды (имущественного найма). В качестве аренды может быть предложено здание (оборудование, транспортное средство и т.п.) В договоре обязательно укажите данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее аренды. Определите срок аренды, цель аренды, порядок, условия и сроки внесения арендной платы (можно предусмотреть сочетание нескольких форм арендной платы).
Тема 13. Распорядительная кадровая документация.
Практическое задание:рассмотрите приказы по личному составу; составьте и оформите приказы по личному составу, необходимые в данных управленческих ситуациях (две на выбор).
Вариант 1
Выпускница факультета управления Российского государственного гуманитарного университета Денисова Татьяна Михайловна 20 июля текущего года поступила на работу в Российское агентство международного сотрудничества и развития (РАМСиР) ведущим специалистом Управления делами. Агентство является государственной организацией при Правительстве РФ и осуществляет набор служащих только по договору. Договор подписан от имени агентства его председателем Шохиным А. Н. Проект приказа по личному составу подготовлен инспектором по кадрам Соловьевой И. Г. 20 июля и в тот же день завизирован начальником управления кадров Арбузовым П. Н. и управляющим делами Михеевым В. И. Приказ подписан 21 июля и объявлен Денисовой под расписку.
Вариант 2
Экономист Васильева Екатерина Николаевна 1 сентября текущего года подала заявление в ООО «Луч» с просьбой принять ее на работу специалистом финансового отдела на неполный рабочий день. Инспектор по кадрам Смирнова И.С. объяснила, что фирма имеет возможность принять на работу экономиста, но на основе срочного трудового договора. Трудовой договор был заключен 5 сентября и подписан от имени фирмы генеральным директором Мироновым Л. С. В тот же день был издан приказ по личному составу, завизированный Смирновой И. С. и юрисконсультом Хмелевым И. О. Приказ был объявлен Васильевой Е. Н. под расписку 6 сентября.
Вариант 3
Заведующая отделом писем газеты «Губерния» Сомова Анна Ивановна 15 мая текущего года обратилась к главному редактору Уварову А. Н. с просьбой предоставить ей отпуск без сохранения заработной платы с 16 по 18 мая по семейным обстоятельствам. Проект приказа об отпуске был оформлен начальником отдела кадров Ермаковым И. Н. 15 мая, завизирован и в тот же день подписан главным редактором.
Вариант 4
17 мая текущего года исполнилось 60 лет со дня рождения главного бухгалтера ЗАО «Петрозаводский муниципальный банк «Онего» Дорохову Александру Петровичу, который безупречно проработал в банке в течение последних 20 лет. Генеральный директор банка Фрадков С. Г. подписал 16 мая приказ об объявлении благодарности Дорохову А. П. и выдаче ему денежной премии в размере пяти месячных окладов. За три дня до подписания проект приказа был завизирован начальником отдела кадров Бочаровой Л. С. и согласован с заместителем начальника управления кадров банка Семеновым В. Р.
Тема 14. Справочно-информационная, учетная и иная кадровая документация
Практическое задание: Составить и оформить полный протокол общего собрания членов инициативной группы об организации ООО и утверждении его наименования и Устава. Другие данные в тексте и реквизиты укажите самостоятельно.
Напишите проект приказа директора завода Точного машиностроения о премировании работников планово-экономического отдела за досрочную разработку техпромфинплана. Премия выдается из фонда материального поощрения в размере 60% ежемесячного должностного оклада. Другие данные в тексте и реквизиты укажите самостоятельно.
Тема 15. Организация деятельности службы управления персоналом.
Практическое задание: Оформить штатное расписание службы управления персоналом, имея в виду, что это только часть штатного расписания организации. Соблюдать правила оформления всех необходимых реквизитов с учетом полномочий должностных лиц, удостоверяющих документ. Составить и оформить номенклатуру дел службы управления персоналом.