Так, присущие детям средней группы (4-5 лет), наиболее выраженные страхи:
Выраженные страхи у девочек у мальчиков
страх одиночества в 100% случаев 90%
страх смерти родителей 100% 70%
страх умереть 100% 30%
страх родителей 60% 90%
страх снов 100% 80%
страх войны 70% 90%
страх темноты 90% 60%
страх перед животными 90% 70%
страх чудовищ 40% 60%
страх высоты 70% 40%
страх глубины 30% 30%
страх замкнутого пространства 30% 40%
страх огня и пожара 100% 70%
страх перед врачами 20% 20%
страх крови 50% 30%
страх перед уколами 50% 30%
страх боли 40% 50%
страх резких звуков 30% 30%
Для детей подготовительной группы (5-7 лет) характерны такие страхи:
Выраженные страхи у девочек у мальчиков
страх перед нападением 70% 90%
страх умереть 100% 50%
страх смерти родителей 100% 60%
страх перед папой и мамой 90% 90%
страх наказания 70% 100%
страх чудовищ 50% 80%
страх глубины 90% 40%
страх перед стихией 80% 60%
страх высоты 90% 40%
страх пожара 100% 60%
боязнь врачей и боли 80% 50%
боязнь крови 100% 20%
боязнь уколов 90% 40%
страх перед неожиданными звуками 100% 60%
страх темноты 60% 40%
страх увидеть страшные сны 70% 40%
страх замкнутого пространства 70% 20%
страх войны 70% 60%
страх огня 60% 60%
страх больших улиц 20% 20%
Возрастные особенности появления страхов
Младший дошкольный возраст:
Боязнь сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков, одиночества, темноты, замкнутого пространства.
Старший дошкольный возраст:
Страх смерти, смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, глубины, страшных снов, огня, пожара, нападения, страх войны.
Младший школьный возраст:
Страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).
Подростковый возраст: Страх смерти родителей, страх войны.
Возрастные нормы (по А. И. Захарову)
Среднее число страхов:
В дошкольном возрасте: — у девочек =10,3; - у мальчиков — 8,2;
В школьном возрасте: — у мальчиков = 6,9; - у девочек = 9,2.
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст Мальчики Девочки
3 9 7
4 7 9
5 8 11
6 9 11
7 9 12
8 6 9
9 7 10
10 7 10
11 8 11
12 7 8
13 8 9
14 6 9
15 6 7 4
12.12.11 | Составление коррекционно-развивающих программ, подготовка информационных лекционно-просветительских материалов | Я стала подбирать информацию и методики для гиперактивных детей. Стала составлять тематический план программы. И начала расписывать методики, которые применила. Написала список литературы. Коррекционно-развивающую программу см. в приложении Выбор темы для лекционно-просветительского материала. Подбор и поиск литературы для написания лекции. Оформление лекции: введение, список литературы, оглавление |
13.12.11 | Диагностический инструментарий деятельности педагога-психолога по выявлению поведенческих нарушений и асоциальных проявлений. | Для диагностики клиентов Наталья Анатольевна применяет следующий диагностический материал: -для состояния агрессии Басса-Дарки - для выявления личностного характера опросник Леонгарда-Шмишека - для выявления уровня тревожности используется методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкалы социально-ситуационной » тревоги Колндаша - для выявления типа темперамента опросник «Айзенка», который содержит 3 шкалы: экстраверсии - интроверсии и нейротизма. |
14.12.11 | Диагностический инструментарий деятельности педагога-психолога по выявлению поведенческих нарушений и асоциальных проявлений. | Наталья Анатольевна так же кроме диагностических методик и опросников использует проективные методики, такие как: - «Несуществующее животное» - «Моя семья» - «Дом. Дерево, человек» - «Автопортрет» Описание методик см. в приложении |
15.12.11 | Составление коррекционно-развивающих программ, подготовка информационных лекционно-просветительских материалов | Разделение лекции по главам, написание заключения. Лекцию см. в приложении |
16.12.11 | Анализ карточек индивидуального приема | Наталья Анатольевна на выбор нам дала три карточки для анализа. Я начала анализировать карточки по структуре Натальи Анатольевны. Написала что к ней обратился клиент – мама с мальчиком с причиной гиперактивность. Анализировала что она увидела из наблюдений, поняла из беседы. Также она дала мальчику проективные методики «Несуществующее животное» и «Моя семья». В это время пока мальчик рисовал, Наталья Анатольевна беседовала с мамой мальчика. Когда мальчик дорисовал она пригласила его обратно в кабинет и он рассказывал что у него нарисовано. После они попрощались и она сделала интерпритацию рисунков. |
19.12.11 | Анализ карточек индивидуального приема | Мальчик пришел повторно и стал рассказывать про его изменения. Показал свое домашнее задание. Наталья Анатольевна проводила с ним методики: упражнения «Буквы», «Счет». Когда был один из повторных приемов Наталья Анатольевна с разрешения мамы мальчика, разрешила нам присутствовать на приеме. Мы задавали вопросы, проводили методики «Найди отличия», «Шерлок Холмс» (см.день 07.12.11). после того как мальчик ушел я анализировала карточки дальше. |
20.12.11 | Анализ карточек индивидуального приема | Я начала анализировать вторую карточку приема Натальи Анатольевны. К ней обратился папа с дочкой по проблеме - страхи дочери. Так же Наталья Анатольевна нала беседовать с девочкой о ее проблеме, потом дала ей методики «Несуществующее животное» и «Моя семья». В это время пока девочка рисовала в другой комнате, Наталья Анатольевна вела беседу с папой. Когда девочка дорисовала Наталья Анатольевна привела девочку обратно в кабинет, и девочка рассказала что она нарисовала. После Наталья Анатольевна дала ей домашнее задание и они на этом попрощались. Наталья Анатольевна помогла девочке за несколько сеансов избавится от своих страхов. |
21.12.11 | Защита лекционных материалов, коррекционно-развивающих программ. Анализ прохождения практики. Подведение итогов. |