По аналогии с двухдольным метром, двухдольная тактовая схема является простой тактовой схемой дирижирования. Она состоит из двух жестов исполнительской организации и применяется в том случае, когда целесообразно разделить такт на две части посредством счетных долей. Графика двухдольной тактовой схемы представлена на рисунке № 3:
Рис. 3.
Принципиальной особенностью двухдольной тактовой схемы является графический рисунок первого жеста. В отличие от графического рисунка всех тактовых схем дирижирования, стремление первого жеста исполнительской организации двухдольной тактовой схемы выполняется вниз и в сторон у (а не строго вертикально вниз, как требуется при выполнении всех остальных дирижерских схем). Графика отражения первой доли является зеркальным отображением стремления. Графика жеста исполнительской организации второй доли повторяет графику первой, но в обратном направлении.
Двухдольная тактовая схема может применяться в качестве равнозначной и суммирующей тактовой схемы.
Как равнозначная, двухдольная тактовая схема применяется для организации исполнения музыкальных произведений, написанных во всех простых двухдольных метрах, выраженных размерами: 2/2, 2/4. За счетную долю, соответственно, здесь принимаются половинная и четверть, а жестов исполнительской организации в каждом из тактов обоих размеров будет применено два.
В примере а) двухдольный метр выражен размером 2/2, счетная доля равна половиной, в такте счетных долей будет две, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено два:
Пример а). Н. Римский–Корсаков.
Симфоническая сюита «Шехеразада».
|
1-я часть.
В примере б) двухдольный метр выражен размером 2/4, счетная доля равна четверти, в такте счетных долей будет две, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено два:
Пример б). Л. Бетховен.
Симфония №7.
2-я часть.
Как суммирующая, двухдольная тактовая схема может применяться для организации звучания музыкальных произведений, написанных в сложном четырехдольном и сложном шестидольном метрах, состоящих из двух простых двухдольных и трехдольных метров. Четырехдольный метр может быть выражен размером 4/4; а шестидольный – размерами: 6/4, 6/8, 6/16. В тактах с четырехдольным метром суммирующая счетная доля будут равна половинной; а в тактах с шестидольным метром суммирующая счетная доля соответственно будет равна: трем четвертям, трем восьмым, трем шестнадцатым. Во всех изложенных выше случаях исполнение такта будет организованно двумя суммирующими жестами исполнительской организации.
В примере в) четырехдольный метр выражен размером 4/4, счетная доля будет равна половинной, в такте счетных долей будет две, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено два:
Пример в). Л. Бетховен.
Симфония № 5.
Финал.
В примере г) шестидольный метр выражен размером 6/4, счетная доля будет равна трем четвертям, в такте счетных долей будет две, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено два:
Пример г). П. Чайковский.
Симфония № 5.
4-я часть.
В примере д) шестидольный метр выражен размером 6/8, счетная доля равна трем восьмым, в такте счетных долей будет две, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено два:
|
Пример д). П. Чайковский.
Симфония № 5.
1-я часть.
В примере е) шестидольный метр выражен размером 6/16, счетная доля равна трем шестнадцатым, в такте счетных долей будет две, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено два:
Пример е). А. Спендиаров.
Эриванские этюды.
Гиджас.
Как суммирующая, двухдольная тактовая схема может применяться также для организации исполнения музыкальных произведений, написанных в комбинированных метрах (пятидольном и семидольном). В данном применении счетные доли становятся переменными во всех возможных комбинациях метра. В пятидольном метре они могут быть в комбинациях (2+3), или (3 + 2); в семидольном - (3+4) или (4+3).
Применяя двухдольную суммирующую тактовую схему в произведениях, написанных в пятидольном и семидольном метрах, начинающему дирижеру следует точно определить его структуру (комбинацию). В этом помогает определиться группировка метрических долей, а в хоровых произведениях – словесный текст. Текстовые ударения падают на сильную и относительно сильную доли, что и способствует установлению структуры метра, а значит и структуры дирижерской схемы.
Если структура пятидольного метра будет в комбинации (2 + 3), то на первый жест двухдольной суммирующей тактовой схемы приходится две метрические доли, а на второй – три. Исходя из данной комбинации, второй жест исполнительской организации будет более продолжительным, так как на него приходится три метрических доли:
|
Пример ж). М. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила».
I-я картина.
Если структура пятидольного метра будет в комбинации (3 + 2), то на первый жест двухдольный суммирующей тактовой схемы приходится три метрические доли, а на второй две. Исходя из этой комбинации, первый жест исполнительской организации будет боле продолжительным по времени, т.к. теперь на него приходится группа с большим числом (3) метрических долей:
Пример з) Р. Глиэр.
Восточная песня.
Аналогичен способ применения двухдольной суммирующей тактовой схемы и для семидольных метров. Здесь изменяется лишь общее количество метрических долей: (3 + 4), или (4 + 3). Счетная доля с большим числом метрических долей потребует применения более продолжительного по времени жеста исполнительской организации.