Трехдольная тактовая схема дирижирования




 

По аналогии с трехдольным метром, трехдольная тактовая схема является простой тактовой схемой дирижирования. Она состоит из трех жестов исполнительской организации и применяется в том случае, когда целесообразно разделить такт на три части посредством счетных долей.

Графика трехдольной тактовой схемы является производной графики четырехдольной тактовой схемы. Изъяв из четырехдольной тактовой схемы жест исполнительской организации, соответствующий второй доле такта и направив отражение первой доли к центру, мы получим графику трехдольной тактовой схемы. Рисунок №2:

 

 

Рис.2.

 

. Трехдольная тактовая схема применяться в качестве равнозначной и суммирующей тактовой схемы. В качестве подразделяющей тактовые схемы с нечетным количеством жестов исполнительской организации не применяются.

Как равнозначная, трехдольная тактовая схема применяется для организации исполнения музыкальных произведений, написанных в простом трехдольном метре, выраженном размерами: 3/1, 3/2, 3/4, 3/8, где за счетные доли, соответственно, принимаются целая, половинная, четверть и восьмая.

В примере а) трехдольный метр выражен размером 3/1, счетная доля равна целой, в такте счетных долей будет три, а значит и количество жестов исполнительской организации в такте будет применено три:

 

Пример а). Эккард.

 

Праздничная песня.

 

 

В примере б) трехдольный метр выражен размером 3/2, счетная доля равна половинной, в такте счетных долей будет три, а значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено три:

 

Пример б). А. Бородин.

 

Первая симфония.

1 часть.

В примере в) трехдольный метр выражен размером 3/4, счетная доля равна четверти, в такте счетных долей будет три, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено три:

 

Пример в). С. Прокофьев.

 

Балет «Золушка».

3-е действие. Медленный вальс.

В примере г) трехдольный метр выражен размером 3/8, счетная доля равна восьмой, в такте счетных долей будет три, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено три:

Пример г). Л. Бетховен.

Первая симфония.

2-часть.

 

 

Как суммирующая, трехдольная тактовая схема применяется для организации исполнения музыкальных произведений, написанных в сложном девятидольном метре, выраженном размерами: 9/4, 9/8, где суммирующая счетная доля, соответственно, состоит: в метре, выраженном первым размером, из трех четвертей, а в метре, выраженном вторым размером, из трех восьмых. Количество счетных долей в каждом такте обоих размеров будет три, соответственно и суммирующих жестов исполнительской организации в каждом из этих тактов также будет применено три.

В примере д) девятидольный метр выражен размером 9/4, счетная доля равна трем четвертям, в такте счетных долей три, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено три:

 

Пример д). Н. Римский-Корсаков.

 

Опера «Садко».

4-я картина.

 

 

В примере е) девятидольный метр выражен размером 9/8, счетная доля равна трем восьмым, в такте счетных долей три, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено три:

 

Пример е). А. Глазунов.

 

Симфония №4.

1-я часть.

 

В качестве суммирующей возможно применение трехдольной тактовой схемы в произведениях, написанных в комбинированном семидольном метре:

В примере ж) семидольный метр выражен размером 7/8, счетные доли будут переменными, первая счетная доля состоит из двух восьмых, вторая - из трех восьмых и третья – опять из двух восьмых. Первая и третья счетные доли будут равны по времени, вторая будет длиннее на одну восьмую, значит, жест исполнительской организации, соответствующий второй счетной доле, будет продолжительнее остальных:

 

Пример ж). Н. Чемберджи.

Молдавская сюита.

 

 

 

Комбинированная основа семидольного метра предполагает применение трехдольной тактовой схемы в качестве суммирующей для всех комбинаций семидольного метра: (2+3+2); (3+2+2); (2+2+3).

Счетная доля с большим числом метрических долей всегда будет по времени длиннее остальных, а жест исполнительской организации, ей соответствующий – более продолжительным. Жестов исполнительской организации в такте будет применено три.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: