По аналогии с пятидольным метром, пятидольная тактовая схема является комбинированной тактовой схемой дирижирован ия.
Комбинированный метр состоит из суммы нескольких простых разнородных метров (двухдольного и трехдольного) и имеет сильную (всегда первую) и относительно сильную доли (или несколько относительно сильных долей). К комбинированным метрам относятся пятидольный и семидольный метры.
Пятидольная тактовая схема дирижирования состоит из пяти жестов исполнительской организации и применяется в том случае, когда целесообразно такт разделить на пять частей посредством счетных долей. Она представлена двумя комбинациями 2+3 и 3+2 каждая, из которых, имеет самостоятельный графический рисунок.
Направления и последовательность организации жестов пятидольной тактовой схемы соответствуют метрической структуре такта, образованной от комбинаций двух простых метров (двухдольного и трехдольного). Различное строение пятидольных метров (2+3 и 3+2) и связанное с этим расположение метрических акцентов в такте требуют применения двух графических структур (комбинаций) пятидольной тактовой схемы.
Графика схемы первой комбинации:
Рис.4.
Графика схемы второй комбинации:
Рис.5.
Пятидольная тактовая схема обеих структур (комбинаций) может применяться как равнозначная для организации звучания музыкальных произведений, написанных в комбинированных пятидольных метрах, выраженных разными размерами: 5/4, 5/8, где за счетную долю принимается соответственно четверть и восьмая.
В примере а) пятидольный метр выражен размером 5/4, счетная доля равна четверти, счетных долей в такте будет пять, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено пять. Ритмические акценты в такте приходятся на первую и третью доли, значит, структура метра представлена комбинацией 2+3, поэтому для организации звучания этого примера необходимо использовать пятидольную тактовую схему первой комбинации 2+3:
|
Пример а). Ф. Шопен.
Соната №1.
Ларгетто.
В примере б) пятидольный метр выражен размером 5/8, счетная доля равна восьмой, счетных долей в такте пять, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено пять. Ритмические акценты в такте размещены аналогично примеру а) на первой и третей долях такта, значит, для организации звучания этого номера мы также будем использовать пятидольную тактовую схему первой комбинации 2+3:
Пример б). Д. Христов.
Песня «Что так плачешь».
В примере в) пятидольный метр выражен размером 5/4, счетная доля равна четверти, в такте счетных долей будет пять, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено пять. Ритмические акценты в такте приходятся на первую и четвертую доли, значит, структура метра представлена комбинацией 3+2, поэтому для организации звучания этого примера необходимо использовать пятидольную тактовую схему второй комбинации 3+2:
Пример в). В. Калинников.
Грустная песенка.
В примере г) пятидольный метр выражен размером 5/8, счетная доля равна восьмой, счетных долей в такте пять, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено пять. Ритмические акценты приходятся на первую и четвертую доли. Значит, аналогично предыдущему примеру, для организации звучания этого примера мы будем использовать пятидольную тактовую схему второй комбинации 3+2:
|
Пример г). Д. Торадзе.
Балет «Горда».
Народный танец девушек с голубями.
В примере д) пятидольный метр выражен размером 5/16, счетная доля равна шестнадцатой, в такте их будет пять, значит и жестов исполнительской организации в такте будет применено пять. Акцентуация в такте аналогична предыдущим двум примерам в) и г), значит, для организации звучания этого примера мы также будем использовать пятидольную тактовую схему второй комбинации 3+2:
Пример д). П. Владигеров.
Болгарская рапсодия «Вардар».
Основным способом определения структуры такта в комбинированном метре является осмысление правильной акцентуации. Вышеприведенные примеры – тому доказательство. Однако бывают случаи, когда определить структуру такта в комбинированном метре крайне сложно. Примером тому может служить
«Свадебный хор» из 3 действия оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. В данном примере акцентуацию первых трех тактов определить достаточно легко по ритмической основе баса и ярко выраженным лигам. Акценты в этих тактах приходятся на первую и третью доли, значит, метрическая структура в них будет 2+3. Однако определение структуры четвертого такта представляет определенную сложность. Здесь нам необходимо обратиться к анализу литературного текста, который в данном такте использует автор. В вокально-хоровых произведениях основным в определении акцентуации является местоположение ударения в том или ином слове литературного текста. В словосочетании «по лу – гам », соответствующем тексту четвертого такта, ударения приходятся на слоги по и гам. В ритмике четвертого такта эти слоги совпадают с первой и четвертой долями, значит, метрическая структура этого такта будет 3+2. Иными словами, в «Свадебном хоре» для организации звучания первых трех тактов следует применять равнозначную пятидольную тактовую схему в комбинации 2+3, а для организации звучания четвертого такта необходимо перейти на равнозначную пятидольную тактовую схему в комбинации 3+2:
|
М. Глинка.
Опера «Иван Сусанин».
3-е действие «Свадебный хор».
В качестве суммирующей схемы пятидольная тактовая схема может применяться для организации исполнения музыкальных произведений, написанных в десятидольном метре, выраженном размером 10/4, где счетная доля будет равна половинной и в одиннадцатидольном метре, выраженном размером 11/4, а счетные доли здесь будут переменными.
У Н. А. Римского-Корсакова в 4 действии оперы «Снегурочка» одиннадцатидольный метр выражен размером 11/4, счетные доли, в результате суммирования метрических долей, будут переменными. В первом такте 1,3,4и5 счетные доли будут объединять по две метрические доли, а 2-я – три метрические доли, значит, и жест исполнительской организации соответствующий второй счетной доле будет более продолжительным по времени, чем все остальные.
Во втором такте 1-я счетная доля объединяет в себе три метрические доли, а 2,3,4 и 5 – по две метрические доли, значит, и жест исполнительской организации соответствующий первой доле будет более продолжительным по времени, чем жесты соответствующие второй, третей, четвертой и пятой долям такта:
Структура 5-ти дольной суммирующей тактовой схемы в данном примере будет 3+2.