ОСНОВЫ
МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ульяновск
Методическое обеспечение
Социокультурной деятельности
Важную роль в реализации государственной культурной политики на территории нашей страны играют культурно-досуговые учреждения, плодотворная деятельность которых во многом зависит от работы методических служб.
Методическую деятельность на территории РФ осуществляет Государственный Российский Дом народного творчества.
На региональном уровне – ОГБУК «Центр народной культуры Ульяновской области».
На муниципальном уровне – методические кабинеты (отделы) Центральных поселенческих Домов культуры (районных домов культуры).
Центральный поселенческий Дом культуры является центром методического обеспечения культурно-досуговой деятельности сельских домов культуры и клубов муниципального образования.
Своеобразной методической лабораторией районного дома культуры является методический кабинет. Он обеспечивает внедрение в практику деятельности клубных учреждений прогрессивных форм и методов работы. На его базе идёт процесс изучения, обобщения и распространения положительного опыта. Через методический кабинет осуществляется координация методической работы в учреждениях культуры муниципального образования.
Основные задачи методической работы – организация планомерного профессионального роста и квалификации специалистов, обеспечение эффективной, современной методикой для достижения главной цели – достойного качественного уровня работы клубных учреждений в соответствии с потребностями общества и каждого человека в отдельности.
Цель методической работы – непрерывный рост профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждений культуры. Развитие их потенциала и компетентности.
|
Виды деятельности
Образовательные:
- создание системы непрерывного повышения квалификации руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности (всем направлениям социокультурной деятельности, по жанрам народного творчества и традиционной народной культуре);
- повышение управленческой культуры руководителей (нормативно-правовое обеспечение деятельности);
- организация и проведение районных семинаров-практикумов, мастер-классов и творческих лабораторий по различным направлениям самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности;
- оказание практической помощи в написании сценариев и постановке культурно-досуговых программ.
Информационные:
- обеспечение профессиональной информацией по различным направлениям культурно-досуговой деятельности;
- разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
- мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;
-разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
- комплектация библиотеки методического кабинета, где собираются и накапливаются лучшие сценарии, методические разработки, подготовленные местными клубными работниками, и периодические издания.
|
Консультативные:
- консультации для клубных работников по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам по организационно- творческим вопросам, поповышению идейно-художественного уровня репертуара художественных коллективов;
- выезды в сельские учреждения культуры для оказания практической помощи.
Проектировочные:
- участие в разработке проектов и программ развития учреждений культуры.
Экспертные:
- экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.
Аналитические:
- анализ итогов деятельности учреждений культуры муниципального образования;
- сбор и обобщение данных государственной статистической отчётности о работе культурно-досуговых учреждений.
Прогностические:
- прогнозирование направлений деятельности учреждений;
- прогнозирование перспектив развития методической работы.
Функции методического кабинета
- организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций межпоселенческого характера;
- организация участия специалистов культурно- досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации районного, областного уровней;
- создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, любительских объединений, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
|
- организация повышения квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы.
- организационно-аналитическая деятельность (подготовка отчетов, разработка планов работы, работа со СМИ, производственные собрания, работа Совета клуба, Совета директоров ит. п.).
Для чёткого и качественного осуществления работы специалистами районной методической службы должны быть заведены на электронных и бумажных носителях следующие папки:
- годовые и месячные планы работы методического кабинета и учреждений культуры муниципального образования;
- годовые и месячные отчёты методического кабинета и учреждений культуры муниципального образования;
- методические материалы (библиотечка);
- положения о фестивалях, смотрах, конкурсах;
- сценарии районных мероприятий;
- народные праздники и обряды;
- работа с детьми и подростками;
- работа с пожилыми людьми;
- работа с инвалидами;
- работа в рамках Областных программ, действующих на территории Ульяновской области;
- учёт работы методического кабинета (выезды в сельские Дома культуры и клубы; семинары, творческие лаборатории, «круглые столы»; консультации, стажировки, методическая помощь; учёт выдаваемых сценариев, методических разработок, нотных сборников в учреждения культуры МО);
- базы данных по клубным формированиям (материалы по деятельности творческих коллективов, любительских объединений и клубов по интересам).
Рекомендуется для каждого клубного формирования оформить нормативный пакет документов, куда входят:
– паспорт клубного формирования;
– положение о клубном формировании;
– анкетные данные руководителя и сведения о награждениях;
– программа клубного формирования по следующей структуре:
· пояснительная записка;
· цель программы;
· основные задачи (обучающие, развивающие и воспитательные);
· методическое обеспечение (принцип построения тематики занятий, формы и
методы проведения занятий и т.п.);
· время реализации программы (количество занятий в неделю, на какой срок
рассчитана программа);
· учебно-тематический план;
· для творческих коллективов – репертуарный план;
· для клубов и любительских объединений – досуговая деятельность;
· прогнозируемый результат;
· список используемой литературы;
· журнал посещаемости клубного формирования.
В практику Центра народной культуры и филиалов вошло оформление папки-портфолио на каждый коллектив, имеющий звание «народный», куда помещаются характеристики коллектива и руководителей, сведения о творческих достижениях коллектива и наградах – фотоматериалы, копии Дипломов, публикации в средствах массовой информации. В начале нового творческого сезона или календарного года эта папка обновляется, вносятся изменения и дополнения.
Такие подробные папки по народным коллективам рекомендуется оформить и в районном методическом кабинете, чтобы нужные сведения и материалы были наглядны и доступны.
Одной из главных задач методической работы является совершенствование профессионального уровня работников культуры, повышение их квалификации и уровня общекультурного развития. Вопрос о переподготовке кадров всегда актуален. Развитие общества и повышение компетентности специалистов являются понятиями неразделимыми. Успешное обновление всех сторон жизни страны в решающей мере зависит от того, насколько быстро и глубоко каждый человек проникается пониманием необходимости радикальных перемен, насколько решительно, энергично и компетентно будет работать на своём участке. Эти проблемы затрагивают и культурно-досуговую деятельность, относятся к работникам учреждений культуры. Данная категория работников в силу творческого характера своего труда, его многофункциональности, изменчивости форм и содержания работы более чем другие нуждается в постоянном обогащении новыми идеями, свежими мыслями, передовым опытом.
Какие же требования предъявляются к работникам сферы культуры? Достаточный уровень образования, умения, навыков, профессиональный и деловой опыт, организаторские способности, добросовестность, порядочность, надежность, принципиальность (или личная преданность). Работник культуры должен хорошо разбираться в вопросах истории культуры, современной культурной жизни, текущей политической ситуации. Поскольку его работа часто оказывается связанной с детьми, он должен быть в известной степени педагогом и воспитателем подрастающего поколения.
Специалистам социально-культурной сферы необходимо осваивать теорию социокультурной информации и коммуникации, владеть не только практическими навыками сохранения объектов культурного наследия, но и уметь организовать их использование в современной культурно-досуговой деятельности. Для этого нужно постоянно обновлять свои профессиональные знания, навыки; умственные, художественные, социально-организаторские, педагогические, художественно-творческие способности; общую культуру, эрудицию.
Успехи и недостатки в методической работе зависят от методистов. Они должен иметь высшее образование, стаж работы в учреждениях культуры, в совершенстве владеть методикой культурно-досуговой деятельности, разбираться в социально-культурной ситуации, уметь эффективно использовать различные формы и методы работы, знать передовые достижения отечественной и мировой культуры.
Предлагаем ознакомиться с учебно-методическим пособием Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и использовать его в работе методических служб.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 6 мая 2008 г. № 71
ОБ ОДОБРЕНИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ
"МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
В целях методического обеспечения реализации органами местного самоуправления
полномочий по решению вопросов местного значения в области культуры и совершенствования форм предоставления населению услуг в сфере культуры приказываю:
Одобрить прилагаемое учебно-методическое пособие "Методическое обеспечение
социально-культурной деятельности" и рекомендовать его в качестве учебно-методического
пособия для руководителей и специалистов учреждений культуры, студентов учреждений среднего профессионального образования, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.
Министр
А.С. СОКОЛОВ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Рекомендовано:
Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации в качестве
учебно-методического пособия для специалистов учреждений культуры клубного типа и студентов учреждений среднего профессионального образования.
Рецензенты:
Д.В. Монастырский – кандидат педагогических наук, зам. начальника отдела образования и
науки Федерального агентства по культуре и кинематографии.
Под общей редакцией заслуженного работника культуры Российской Федерации
Н.П. Гончаровой.
Авторы-составители:
Н.П. Гончарова – заслуженный работник культуры Российской Федерации, Ю.А. Шубин -
директор Департамента государственной политики Министерства культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации, И.А. Тозыякова – зам. директора Департамента
государственной политики Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации, Н.А. Хохлова – тренинг-менеджер компании "Тенфолд групп" (г. Москва).
Данное учебно-методическое пособие предназначено для руководителей и специалистов
учреждений культуры, студентов учреждений среднего профессионального образования,
слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров.