6.1. Реорганизация и ликвидация МУК ИМЦ осуществляется в соответствии с действующим законодательством по решению Учредителя.
6.2. МУК ИМЦ может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления
деятельности, не соответствующей целям, а также в других случаях, предусмотренных законом.
6.3. В случае ликвидации имущество МУК ИМЦ передается Учредителю (собственнику).
6.4. При реорганизации или ликвидации работникам МУК ИМЦ гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
VII. Внесение изменений в Устав
7.1. Изменения и дополнения в настоящий Устав вносятся Учредителем по согласованию с комитетом по управлению имуществом и приобретает силу с момента их регистрации.
______________________
"Информационно-методический центр" - это новая модель муниципального учреждения культуры клубного типа, в большинстве муниципальных районов при районных Домах культуры созданы информационно-аналитические отделы или методические кабинеты по изучению, обобщению и внедрению прогрессивных форм и методов работы сельских учреждений культуры.
Место и роль методиста
Методическая работа требует высокого индивидуального развития специалистов.
Изменения, происходящие в культурно-досуговой среде, инновации, стремительно входящие в жизнь, требуют от методиста "включения" в эти процессы. Как адаптироваться в меняющемся мире и с честью встретить вызов современности? Решением этой проблемы является постоянное саморазвитие методиста. Это – и условие, и средство осуществления полноценной профессиональной деятельности.
Одним и, пожалуй, наиболее важным затруднением в деятельности методиста сегодня
следует назвать отсутствие в его арсенале сугубо методических средств, необходимых для
выполнения его служебных обязанностей и функций. Большинство не имеет средств на
ведомственную подписку, доступ к ресурсам Интернета, приобретение современных технических средств и т.д. Посещение методистом мероприятия в целях его анализа нередко оборачивается лишней тратой времени. Как помочь увидеть проблему? Как аттестовать специалистов, таких разных и многогранных? Где взять критерии для оценки продуктов их инновационной деятельности? Ответы на эти вопросы методисту необходимо искать путём постоянного самообразования и самосовершенствования профессиональных компетенций.
|
Можно сделать вывод об актуальности профессиональной деятельности методиста,
основными направлениями которой являются анализ потребностей руководителей и
специалистов, а также владение профессиональными средствами, обеспечивающими решение типовых задач методической деятельности. На наш взгляд, главное предназначение методиста состоит в соединении двух "пространств" - теории и практики социально-культурной, культурно-досуговой деятельности, народного художественного творчества.
§ 5. Информационно-методическое обеспечение – средство
совершенствования профессиональной деятельности
специалистов учреждений культуры
За последнее десятилетие сеть учреждений культуры клубного типа подверглась
реконструкции с приведением в соответствие с современными требованиями и стандартами как по форме, так и по содержанию работы. Согласно результатам социологических исследований, проведенных ведущими исследовательскими центрами страны, за это время сеть культурнодосуговых учреждений в России сократилась почти на четверть, а вместимость их на 18% <4>.
|
--------------------------------
<4> Доклад о государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации/Рабочая группа Государственного совета Российской Федерации по вопросу о государственной поддержке традиционной народной культуры в Российской Федерации. М.: Госсовет Российской Федерации. Декабрь, 2006.
Процесс преобразований длится и по сей день. На фоне реформы местного самоуправления и реформы бюджетных отношений, проводимых в настоящее время в стране; произошедших изменений в социокультурной сфере в целом, вызванных трансформациями культурно-досуговых предпочтений населения, к деятельности специалистов культурно-досуговой сферы предъявляются новые требования.
Эффективность реализации государственной культурной политики, направленной на
сохранение и развитие духовно-нравственного достояния, обеспечение современного уровня и качества культурно-досуговой деятельности и услуг сегодня во многом определяется системным изучением, обобщением и распространением опыта работы, планомерным осуществлением экспериментальной работы по апробации и внедрению инновационных моделей и технологий деятельности в культурно-досуговую практику. Решение этих задач требует целенаправленного системного информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы.
|
Кроме того, в условиях становления информационного общества важное значение
приобретают не только прочные фундаментальные знания специалистов, но и их способность оперативно реагировать на запросы динамично меняющейся действительности, эффективно осуществлять деятельность на основе постоянного совершенствования своих знаний, пополнения "информационного багажа", т.е. возрастает значимость информационной компетентности специалистов культурно-досуговой сферы.
Напомним, что само понятие "информационное обеспечение" определяется как научно-информационная деятельность, включающая совокупность процессов, соединённых в единую последовательную целенаправленную систему. Сущность информационного обеспечения заключается в планомерном предоставлении информации, отвечающей потребностям специалистов, практиков для решения конкретных задач <5>.
--------------------------------
<5> Илюшкин С.Н. Некоторые аспекты понятий "информационное обеспечение" и "информационное обслуживание", ЯТИ. Сер. 1, 1985.
В результате деятельности по информационно-методическому обеспечению формируется профессиональное информационное пространство культурно-досуговой сферы, которое должно выступать для специалистов "пространством передачи знаний" (Ю.А. Шрейдер), "катализатором интеллектуальной деятельности, стимулятором творческой активности" (М.С. Мириманова) <6>.
--------------------------------
<6> Здесь и далее: Базарова И.А. Автореф. дисс, канд. пед. наук "Информационно-методическое обеспечение как средство совершенствования профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы".
Напомним основные специфические черты профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы:
- ориентированность деятельности специалиста на человека (взаимодействие "человек -
человек"), на решение его социально-культурных и социально-психологических проблем, на
удовлетворение и развитие его духовных потребностей, интересов, на стимулирование
проявлений его творческих потенций и способностей;
- педагогическая направленность этой деятельности, заключающаяся в специально
организованном педагогическом воздействии на личность, в рамках её досугового времени,
обеспечивающего конструктивные качественные изменения человека и окружающей его среды;
- интеграция организационно-управленческих и творческих начал в деятельности культурно-досуговых работников;
- её комплексный характер, заключающийся в том, что специалист одновременно выполняет несколько видов деятельности (и управленческую, и методическую, и творческую, и педагогическую), являясь носителем различных социальных ролей (и менеджера, и лидера, и педагога, и творца);
- постоянная необходимость обновления методик и совершенствования технологий работы, основанная на пополнении знаний (как профессиональных, так и общекультурных), вызванная необходимостью поддержания престижа профессии, обеспечения привлекательности культурно-досуговых учреждений для различных групп населения, характеризующейся зачастую абсолютно разными интересами и потребностями.
Все эти специфические черты должны быть учтены в процессе информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы. Использование информации является необходимым условием осуществления специалистами профессиональной деятельности; а информационная компетентность – базовое условие её эффективности.
Под информационной компетентностью специалиста культурно-досуговой сферы
понимается его способность и готовность к получению, обработке, переосмыслению, творческому использованию информации в процессе реализации профессиональной деятельности, основанная на соотнесении специалистом своих внутренних (знания, умения, навыки, ценности, психологические особенности) и внешних (информационная инфраструктура культурно-досуговой сферы, профессиональное информационное пространство) ресурсов.
Несмотря на то, что система информационно-методического обеспечения возникла во
многом как ответ на стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, рост информации, на сегодняшний момент её организационная составляющая и в первую очередь содержательное наполнение не отвечают требованиям информационного общества, вследствие этого необходима модернизация деятельности информационно-методических служб.
Информационные ресурсы должны соответствовать определенным качественным
характеристикам таким, как: актуальность, достоверность, доступность, новизна, полезность,
объем информации, ее полнота и достаточность.
Роль информационных структур в современных условиях существенно меняется и уже не сводится только к формированию информационных ресурсов и предоставлению информации по запросу. Сегодня возникает необходимость расширения функций методических служб, которые должны обеспечивать включение специалистов в процесс непрерывного развития информационной компетентности, основанный на постоянном мониторинге их информационных потребностей, учете специфики региональной культурно-досуговой ситуации, обеспечении надлежащего качества информационных ресурсов.
Приведём пример результатов диагностирования качеств информационно-методического обеспечения профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы Ленинградской области <7>.
--------------------------------
<7> Базарова И.А. Автореф. дисс, канд. пед. наук "Информационно-методическое обеспечение как средство совершенствования профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы".
В результате анкетирования, в котором приняло участие 304 специалиста, было определено, что более половины респондентов (52%) считают уровень информационно-методического обеспечения своей профессиональной деятельности удовлетворительным.
На основании данных анкетирования, бесед со специалистами культурно-досуговой сферы области и методистами-информаторами, а также изучения отчётно-статистической документации муниципальных информационно-методических служб области и Областного учебно-методического центра культуры выявлены основные проблемы информационно-методического обеспечения: недостаточная оперативность; отсутствие методики систематического изучения информационных потребностей специалистов и, как следствие, неполнота их удовлетворения; отсутствие единого тематического отраслевого рубрикатора, согласно которому отбиралась бы и структурировалась информация и, как следствие, обрывочность информации, непредставленность всех проблемных и актуальных для специалистов тем; отсутствие методики определения качественных характеристик информации и, как следствие, ненадлежащее качество предоставляемой информации.
Данные, выявленные в ходе исследования информационно-методического обеспечения
профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы Ленинградской
области, были соотнесены с информацией, полученной в результате анкетного исследования,
проведенного среди заведующих информационными отделами региональных Домов (центров) народного творчества и культурно-досуговой деятельности таких регионов, как Астраханская, Новгородская, Саратовская, Свердловская области, Алтайский и Ставропольский края, Республики Карелия и Коми, города Волгоград, Воронеж, Киров, Курск. Сходство проблем, отмеченных респондентами, с основными проблемами, выявленными в ходе осуществленного в Ленинградской области исследования, позволили сделать вывод о достоверности полученных результатов, которые прослеживаются в информационно-методическом обеспечении профессиональной деятельности специалистов культурно-досуговой сферы в целом ряде регионов Российской Федерации. Автор данного исследования делает вывод, что специалисты, обладающие низким уровнем информационной компетентности характеризуются отсутствием выраженной потребности в получении информации; неспособностью к чёткой формулировке своих информационных потребностей (смутное осознание); пассивным информационным поведением; отсутствием технологических навыков работы с информацией и со средствами информационно-коммуникационных технологий; крайне низкой степенью информированности о возможностях, предоставляемых им системой информационно-методического обеспечения.
Специалисты, обладающие средним уровнем информационной компетентности, испытывают потребность в получении информации ситуативно; они слабо информированы в области теории информационной деятельности, в незначительной степени владеют технологическими навыками работы с информацией и средствами информационно-коммуникационных технологий; недостаточно осведомлены о системе информационно-методического обеспечения, обращаются к ней за дополнительной информацией в процессе своей профессиональной деятельности лишь "время от времени", а их информационное поведение может быть обозначено нами как средне активное.
Обладающими высоким уровнем информационной компетентности можно считать таких культурно-досуговых работников, у которых ярко выражена потребность в постоянном получении информации для совершенствования своей профессиональной деятельности; которые обладают высокой степенью информированности в области теории информационной деятельности: у них сформированы знания о сущности информационной деятельности, роли информации в профессиональной деятельности, они владеют технологическими навыками работы с информацией и со средствами информационно-коммуникационных технологий. Такие специалисты хорошо осведомлены о системе информационно-методического обеспечения, регулярно обращаются к ней в процессе своей деятельности; для них характерна информационная активность, устойчивость информационных интересов и структурированность информационных потребностей.
В соответствии с этими выводами можно определить направления, по которым должна
вестись работа со специалистами: формирование у них установки на получение дополнительной информации в процессе профессиональной деятельности; расширение представлений о возможностях системы информационно-методического обеспечения и организация взаимодействия между специалистами и информационными службами; приобретение ими навыков по работе со средствами информационно-коммуникационных технологий. В этом поможет отраслевая система информации: "Информкультура" Российской государственной библиотеки, специализированные информационные центры ведущих организаций и учреждений культуры, специализированных библиотек, отделов научной информации высших учебных заведений, творческих организаций и т.д.
Раздел II. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА