Однозначных и чётких определений того, что есть методическая работа, найти довольно трудно. Поэтому вначале дадим определения часто встречающихся в процессе изучения данного вопроса базовых понятий таких, как метод, методика, методический.
Метод – от греч. methodos – путь исследования или познания, теория, учение.
Методика – от греч. Methodike – совокупность методов.
Метод – способ, порядок, основания; принятый путь для хода, достижения чего-либо, в виде общих правил.
Методический – порядочный, правильный, основательный, постепенный;
– составленный по известному порядку, способу, правилу.
(Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.)
Метод – правильный путь, способ, план для достижения определенной цели: в науке – способ и порядок исследования предмета для получения наиболее полного и соответствующего истине результата.
Главные виды логических и научных методов: анализ, синтез, индукция, дедукция.
(Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.)
Методика (в социологии) – система операций, процедур, приёмов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. Методика включает:
- способы сбора первичной информации;
- правила выборочных исследований;
- способы построения социологических показателей;
плюс другие специализированные процедуры эмпирического исследования;
плюс методику анализа данных и другие техники, разрабатываемые в иных областях знания и используемые в социологии.
Мы считаем, что методическая работа – это целенаправленный, целостный, непрерывный процесс, направленный на повышение профессионализма и квалификации работников как показателя качества кадрового потенциала организации.
|
Целостность и непрерывность – главные характеристики методической работы, подчёркивающие подчинение всех её составляющих единой цели, последовательность и непрерывность мер по ее достижению.
Современная методика должна основываться на поставленных целях культуры в общегосударственном масштабе в данном месте, в данное время и учитывать традиции, сложившиеся в этой местности, структуру населения и его потребности. Эта задача выполнима только в результате тщательного анализа всех составляющих процесса.
Наступило время создания методики поиска новых форм социально-культурной
деятельности. Расширения зоны поиска не внутри самой деятельности, а в формировании
деятельности, в изучении, анализе.
На основании точного анализа, вытекающего из детального изучения потребителя услуг культуры и содержания самой услуги, может родиться креативное решение дальнейшего развития социально-культурных предложений.
Что сегодня может предложить субъект услуги? Субъект является источником активности, направленной на объект. Какова цель деятельности сегодня? Какая цель деятельности будет завтра? Кто сегодня является объектом услуги? Кто завтра станет объектом услуги? Какая услуга сегодня востребована? Какую услугу может предложить субъект завтра? Что сегодня необходимо для обеспечения услуги? Что завтра понадобится для обеспечения будущей услуги? Какие качества предъявляются к субъекту сегодня? Какие качества потребуются от субъекта завтра? Вот неполный перечень вопросов, который должен задать себе каждый методист в первый день работы. Ответить на эти вопросы возможно только путём подробного изучения и анализа результатов деятельности в предыдущий поддающийся анализу период.
|
Специалистами социально-культурной деятельности разработана схема маркетингового анализа и прогноза деятельности учреждения культуры:
Досуговые предпочтения потребителя услуг | ───────> <─────── | Кадровое обеспечение |
/\ /\ /\ /\
│ │ \ \/ / │ │
│ │ \ / \/ │ │
│ │ \/ / \ │ │
│ │ / / \ │ │
│ │ / / \ \ │ │
\/ \/ \/ \/
Финансовое обеспечение | ───────> <─────── | Материально-техническое обеспечение |
Прокомментируем данную схему:
1. Досуговые предпочтения потребителя услуг – кадровое обеспечение.
Содержание, объём, качество услуг предъявляют требования к кадровому обеспечению
учреждения. Чем выше требования к качеству услуг, тем более квалифицированные кадры
требуются учреждению. Большой объём требуемых услуг вынуждает учреждение увеличивать кадровый состав. Содержание услуг предъявляет требования к специализации кадров.
2. Кадровое обеспечение – материально-техническое обеспечение.
Чем выше квалификация, численность и разная специализация кадров, тем выше
требования и возможность использования материально-технического обеспечения.
3. Материально-техническое обеспечение – финансовое обеспечение.
Достаточное и современное материально-техническое обеспечение требует постоянного финансового обеспечения.
|
4. Финансовое обеспечение – досуговые предпочтения потребителя услуг.
Финансовое обеспечение требует дополнительных средств от потребителя услуг.
5. Досуговые предпочтения потребителя услуг - материально-техническое обеспечение.
Содержание, объём, качество услуг предъявляют требования к материально-техническому обеспечению учреждения.
6. Кадровое обеспечение – финансовое обеспечение.
Кадровое обеспечение предъявляет требования к финансовому обеспечению.
Из всего вышеизложенного вытекает необходимость изучения системы методического
обеспечения социально-культурной деятельности. Чтобы эффективно вести методическую работу, необходимо в первую очередь чётко представлять себе её цели и задачи.
Главная цель методической работы (как говорилось выше) – это непрерывный рост
профессионализма и квалификации руководителей, специалистов учреждения культуры, развитие их творческого потенциала, эрудиции и компетентности, а конечная цель методического обеспечения – оснащение учреждений культуры передовой методикой и на этой основе обеспечение уровня работы, соответствующей потребностям общества и каждого человека в отдельности.
Методическая работа должна иметь чётко обозначенные задачи, которые отражают её
отношение к организации в целом, к коллективу, к руководителям творческих коллективов и к участникам коллективов, к посетителям.
По отношению к учреждению методическая работа решает следующие задачи:
- нормативно-правовое, методическое обеспечение деятельности учреждения;
- совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов,
способов социально-культурной деятельности и внедрение передового опыта, современных
информационных технологий;
- информационное обеспечение.
По отношению к специалистам методическая работа решает следующие задачи:
- повышение уровня профессионализма (профессионализма знаний, общения и
самосовершенствования);
- ознакомление и обучение методике использования в профессиональной деятельности
современных технологий, методик, приемов и способов;
- совершенствование деятельности руководителей творческих коллективов по организации творческой, учебной работы участников коллективов;
- обучение технологии использования современных способов анализа и мониторинга
качества услуг;
- поддержка поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
- организационное и содержательное сопровождение аттестации специалистов;
- организация информационного обеспечения профессиональной деятельности работников;
- внедрение в практику работы основ научной организации труда.
По отношению к коллективу методическая работа решает такие задачи, как:
- согласование понятий, ценностей, представлений и позиций по вопросам социально-культурной деятельности;
- сохранение, поддержка и развитие традиций коллектива;
- способствование формированию доброжелательной, созидательной, творческой среды;
- организация и стимулирование процессов повышения квалификации работников;
- создание комплекса условий для изучения, обобщения, внедрения и распространения
передового опыта (внешнего и внутреннего).
По отношению к участникам творческих коллективов методическая работа обеспечивает оказание учебно-методической помощи по конкретным видам творчества.
Таким образом, мы дали общее представление о методической работе как объекте
управления. Рассмотрим теперь сущность и функции методической работы в учреждении
культуры.
ФУНКЦИИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫВ УЧРЕЖДЕНИИ КУЛЬТУРЫ
1. | Осуществление связи с "внешней средой" | - осмысление и своевременное доведение до каждого члена коллектива социального заказа, современных тенденций, нормативно-правовых и программно-методических требований вышестоящих органов культуры; - внедрение в систему деятельности работников достижений и рекомендаций науки и передовой практики; - трансляция лучшего опыта специалистов учреждений. |
2. | Повышение эффективности деятельности коллектива | - диагностика, коррекция и повышение уровня профессионализма и квалификации сотрудников; - выявление, обобщение и распространение передового опыта; - стимулирование инновационной деятельности, творчества и инициативы сотрудников; - развитие экспериментальной работы. |
3. | Повышение индивидуального профессионального мастерства руководителей | - диагностика, коррекция и развитие профессионализма знаний каждого руководителя; - развитие и совершенствование прогностических, аналитических, организационных и пр. умений руководителей; - повышение культуры общения, эмоций и волевых проявлений руководителей, саморегуляции деятельности; - формирование и развитие социально значимых мотивов деятельности, нравственных качеств личности; - повышение готовности к профессиональному самосовершенствованию. |
Опираясь на иерархию менеджмента, можно выделить следующие уровни управления
методической работой:
Стратегический уровень – определение целей системы методической работы в целом и
координация деятельности учреждений культуры.
Этот уровень представлен органами управления культуры (федеральных, субъектов Российской Федерации, муниципальных); научно-исследовательскими институтами; институтами (факультетами, курсами) повышения квалификации; научно-методическими (учебно-методическими) центрами, кабинетами и т.п.
Тактический уровень – управление процессом методической работы в учреждении культуры в целом и координация деятельности работников, осуществляемые администрацией учреждения и методической службой.
Оперативный уровень – непосредственное управление методической работой в каждый
момент времени со стороны руководителей методических объединений
Управление методической работой осуществляется методической службой, которая решает широкий спектр вопросов. Это:
- Образовательные: создание системы непрерывного повышения квалификации
руководителей и специалистов по основным направлениям деятельности; повышение
управленческой культуры руководителей.
- Информационные: обеспечение профессиональной информацией по различным
направлениям социально-культурной и культурно-досуговой деятельности; информационно-методическое обеспечение самообразовательной деятельности коллектива.
- Консультативные: консультации по различным профессиональным проблемам, оказание помощи творческим коллективам.
- Проектировочные: участие в разработке программ, проектов и др.
- Экспертные: экспертиза разработанных специалистами инновационных форм, методов и средств культурно-досуговых технологий.
- Аналитические: анализ итогов деятельности учреждений.
- Прогностические: прогнозирование направлений деятельности учреждений; перспектив развития методической работы.
§ 2. Планирование методической работы
Цель планирования методической работы заключается в обеспечении единства действий органа(ов) управления культуры, коллектива(ов) учреждений в определении приоритетов методической работы, её содержания, форм и методов.
При составлении плана необходимо оценивать:
- степень соответствия содержания планируемых мероприятий основным требованиям
концепции развития отрасли культуры на долгосрочную перспективу;
- степень соответствия оперативных, тактических, годовых планов стратегическим,
перспективным планам развития отрасли культуры, конкретного учреждения(ий);
- степень выполнения и эффективности проведённых за предыдущий период мероприятий;
- конкретность, чёткость и персональную ответственность исполнителей и организаторов всех мероприятий;
- глубину и системность планируемых мероприятий.
Планирование методической работы необходимо проводить на диагностической основе. Такое планирование позволяет включить в план те мероприятия, которые необходимы на данный момент времени и на перспективу.
Основными источниками планирования и формирования содержания методической работы являются:
- законы Российской Федерации;
- нормативные документы, инструкции, приказы Министерства культуры и массовых
коммуникаций Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определяющие цели и задачи отрасли культуры;
- программы развития учреждений;
- учебники, учебные пособия, позволяющие расширить, обновить традиционное содержание методической работы;
- новые методические исследования, повышающие уровень методической службы;
- инновации, нововведения, новшества, раскрывающие по-новому содержание методической работы;
- пролонгированная диагностика и прогнозирование уровня подготовки специалистов,
помогающих определить основные проблемы, задачи методической работы, ее тематику;
- диагностика и анализ слабых звеньев в методической работе и их причин, а также
затруднений работников;
- использование информации о массовом и передовом опыте методических служб в отрасли культуры, в городе, регионе, республике.
В целом планируемое содержание методической работы включает в себя следующее:
- углублённое изучение основ теории и практики социально-культурных процессов в
обществе;
- изучение новых методов работы на основе теории и опыта специалистов-новаторов,
творчески работающих в России и за рубежом;
- изучение нормативных документов органов культуры, вносящих коррективы в финансово-экономические и правовые аспекты деятельности учреждений культуры;
- изучение и обобщение передового опыта работы коллег учреждений культуры, района, города, области и т.д.
Выделение этих компонентов содержания методической работы условно и может меняться в зависимости от конкретных условий.
§ 3. Организация и руководство методической работой
Более десяти лет назад мы начали бы разговор на эту тему с объяснения понятия "система методического обеспечения культурно-досуговой деятельностью", т.к. все элементы методического обеспечения: Всесоюзные, республиканские, областные научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы, методические кабинеты районных Домов культуры и т.п. (подробнее см. учебное пособие В.М. Чижикова "Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности", М., 1991 г.) были органически взаимосвязаны между собой и находились в определённом соподчинении. Процессы, проходившие в стране: перестройка, ликвидация вертикали власти, различные реформы разрушили "систему", разрушили в большинстве регионов методические службы (кабинеты) культурно-досуговой деятельности. Сегодня необходимость методических служб понимают как руководители отрасли, так и специалисты учреждений культуры. В 2006 году Департаментом культуры Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации были разработаны Методические рекомендации по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества (Составители: директор Департамента - Ю.А. Шубин, заместитель директора Департамента - С.Н. Горушкина,
заместитель начальника координационно-аналитического отдела - И.А. Тозыякова, консультант нормативно-правового отдела - И.Е. Морковкина). В Методических рекомендациях были использованы материалы, представленные Государственным Российским Домом народного творчества (директор - Э.С. Кунина) и Государственным научно-методическим Центром народного творчества и повышения квалификации Вологодской области (директор - О.А. Денежкина). Данная работа является "руководством к действию" по выстраиванию современной системы организации методической работы, и далее предлагаем выдержки из данного пособия.
Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской
Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путём перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные дворцы, к примеру, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Томская, Кировская, Пермская области. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).
В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (Республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области).
В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного
творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, Научно-методические центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.
Кроме региональных Домов народного творчества изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения, такие, как районные и сельские методические центры, центры народной традиционной культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом, социально значимые формы и методы работы учреждений культуры. Наблюдается тенденция к созданию интегрированных моделей учреждений культуры.
За последние пять лет заметно активизировалась творческая инициатива населения.
Культурная жизнь насыщена локальными фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями.
В предыдущие годы мы стремились осмыслить место и роль методической службы народного творчества в процессе сохранения культурного разнообразия, подтвердить её значимость в общем русле культурной политики государства, обеспечить методические службы современными информационными ресурсами, поднять престиж уникального явления – художественной самодеятельности и любительского искусства как средства творческого развития и самовыражения личности. В связи с чем была развернута работа по информатизации деятельности, результатом которой стали уникальные информационные проекты, отмеченные по итогам Всероссийского конкурса информационных программ дипломами Министерства культуры Российской Федерации.
Обеспечивая методическую базу преобразовательных процессов в связи с реформами,
Государственный республиканский Дом народного творчества (ГРДНТ) и региональные Д(Ц)НТ (Республики Карелия, Чувашия, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Ростовская и Свердловская области) провели мониторинг досуговых предпочтений населения. По результатам мониторинга, а также исходя из требований реформ местного самоуправления и бюджетного сектора, предполагающих широкомасштабную реструктуризацию сети и оптимизацию деятельности клубных учреждений, специалистами ГРДНТ были проведены проектные семинары в 15 территориях Российской Федерации.
Концептуальной основой стратегии сегодня является методическое сопровождение
преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечёт за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущей работу по сохранению нематериального культурного наследия. В указанных целях ГРДНТ подготовил издания по правоприменительной практике, аналитические издания по проблемам культуры села, сборник "Досуговые предпочтения: практика регионов" по итогам Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры. Ведётся активная работа
по повышению квалификации. Принимается участие в экспертной оценке программы
реструктуризации сети в субъектах федерации и концептуальном обеспечении
преобразовательных процессов. Готовятся методические рекомендации о критериях
преобразования и показателях деятельности сети КДУ в контексте реформ.
Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации, Д(Ц)НТ
должны направить свои усилия на создание методики конструирования муниципальной сети
учреждений культуры с учётом многовариантности: оптимального, недостаточного и кризисного бюджетов.
Методика должна предусматривать функциональные особенности сетевых единиц с учётом конкурентоспособности предоставляемых услуг, возможности доступа населения к культурным благам.
Создание своевременной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения, является приоритетной задачей методических служб.
Для этого необходимо:
1) Проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и
описать технологию их создания.
2) Создать методику преобразования учреждений в новые типы и формы.
3) Создать оптимальный перечень услуг организаций культуры.
4) Создать критерии эффективности деятельности.
5) Создать методику определения штатной численности согласно типу организации по
функциям и по группам по оплате труда.
6) Создать методики планирования работы на основе выводов социологических
исследований.
7) Создать методики социального партнёрства.
8) Продолжить социологические исследования, в т.ч. о влиянии участия в творческих
коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности.
9) Создать систему мониторинга фестивального движения с целью отслеживания
эффективности бюджетных затрат.
Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности.
Совершенствование условий для привлечения инвестиций и расширение спектра
предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и преумножить культурное достояние народов России.
В целях обеспечения вертикали управления процессами сохранения и развития народного творчества и социокультурной деятельности совместная работа по продвижению
информационных и методологических проектов должна стать основой преобразований в сфере народного творчества.
Примерный перечень функций Домов (Центров)
народного творчества
Методическое обеспечение и межрегиональная координация процессов сохранения
нематериального культурного наследия, развития народного творчества и социокультурной
интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других
организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов.
Организационное обеспечение региональных, межмуниципальных государственных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания.
Информационное обеспечение субъектов культурной политики по предмету деятельности.
Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания.
Осуществление общественных связей по вопросам организации и участия в фестивалях, конкурсах и смотрах национальных культур народов России и мира.
Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в
современные общественные процессы.
Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций.
Сбор и фиксация на различных носителях образцов народного творчества.
Сбор и обобщение государственных статистических данных по сети культурно-досуговых
учреждений в субъектах Российской Федерации.
Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов.
Создание базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, правоприменительной практике и др.
Обеспечение аналитических, социологических и маркетинговых исследований по предмету деятельности.
Разработка методических материалов по различным аспектам народного творчества и
культурно-досуговой практики.
Повышение квалификации руководителей и специалистов по предмету деятельности,
передача навыков через систему постоянно действующих выставок, студий, мастер-классов,
семинаров.
Издание методических, рекламных и других материалов по предмету деятельности.
Разработка критериев и Положения о присвоении звания "народный коллектив", обеспечение работы комиссии по присвоению звания "народный коллектив", ведение базы данных о народных коллективах субъектов Российской Федерации.
Примерный перечень услуг и структура Домов (Центров)
народного творчества
Разработка и методическая помощь в реализации комплексных социокультурных программ, разработка программ и проведение социологических исследований в сфере культурно-досуговой деятельности с формулированием итоговых практических рекомендаций.
Проведение фольклорно-этнографических экспедиций с расшифровкой собранных
материалов.
Разработка сценариев и осуществление постановок массовых праздников и
театрализованных представлений.
Обучение народным, художественным ремеслам, организация школ, студий, классов.
Производство печатной, аудио-, видео- и кинопродукции.
Разработка методических материалов и учебных программ и т.д.
Многими субъектами Российской Федерации приняты модельные стандарты деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений, где, в том числе, прописаны и услуги по методическому обеспечению данных учреждений.
В качестве примера предлагаем выдержки из Модельного стандарта Свердловской области, раздел «Методическое обеспечение деятельности культурно-досуговых учреждений».
МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных культурнодосуговых учреждений осуществляют методические службы различных видов:
- Районные дома культуры;
- Районные (городские) организационно(информационно, координационно)-методические центры;
- Методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях;
- Организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культурой.
Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах:
- как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим
лицом);
- как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;
- как специализированное структурное подразделение (отдел, кабинет) культурно-досугового учреждения или органа управления культурой.
На уровне области функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения функционирования культурно-досуговой сферы осуществляют областные методические центры:
- Свердловский государственный областной Дворец народного творчества;
- Свердловский областной Дом фольклора;
- Уральский центр народных промыслов и ремёсел.
Основными задачами методической службы являются организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Основными функциями методической службы являются:
- Организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;
- Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;
- Организация участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских
коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах
повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;
- Создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
- Мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;
- Разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических,
рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;
- Разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;
- Сбор и обобщение данных государственной статистической отчётности о работе культурно-досуговых учреждений.
Узким местом в структуре методических служб остается муниципальный уровень.
Методическая служба здесь обычно представлена двумя (тремя) методистами, но ведь именно здесь решаются основные вопросы методического сопровождения деятельности всех учреждений культуры клубного типа муниципального района. Однако возможны и другие формы организации методической работы, такие, как научно-методический совет учреждений культуры, совет директоров.
Современная практика развития методических служб, сложившаяся в различных субъектах Российской Федерации, содержит самые различные организационные формы методического обеспечения социально-культурной деятельности. Необходимо констатировать, что в последнее десятилетие во многих российских регионах идёт интенсивный поиск новой модели организации методической службы на муниципальном уровне.
В условиях реформы местного самоуправления главной функцией Дома культуры
муниципального района становится функция методического сопровождения деятельности
учреждений культуры сельских поселений. Поэтому возможно преобразование районного Дома культуры в Информационно-аналитический центр. Предлагаем устав подобного учреждения (разработан Т.Н. Егоровой).
УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫМУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ "РАМЕШКОВСКИЙ РАЙОН"
"ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР"
п. РАМЕШКИ
2007 г.
I. Общие положения
1.1. Информационно-методический центр создан путём переименования Рамешковского районного дома культуры в соответствии с постановлением главы администрации муниципального образования Тверской области "Рамешковский район" от "__" ___________ 2007 г. N ____.
1.2. Полное наименование - муниципальное учреждение культуры муниципального
образования Тверской области "Рамешковский район" "Информационно-методический центр".
1.3. Краткое наименование - МУК ИМЦ (далее - МУК ИМЦ).
1.4. МУК ИМЦ является муниципальным учреждением культуры клубного типа.
1.5. Учредителем МУК ИМЦ является администрация муниципального образования Тверской области "Рамешковский район" (отдел культуры администрации муниципального образования Тверской области "Рамешковский район" (далее - Учредитель).
1.6. МУК ИМЦ является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, печать,
штампы, может выступать истцом, ответчиком в суде, от своего имени приобретать и
осуществлять имущественные и неимущественные права.
1.7. МУК ИМЦ отвечает по своим обязательствам денежными средствами. При
недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам МУК ИМЦ несёт Учредитель. МУК ИМЦ не отвечает по обязательствам Учредителя.
1.8. Отраслевым органом управления для МУК ИМЦ является отдел культуры
администрации Рамешковского района.
1.9. В своей деятельности МУК ИМЦ руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных и исполнительных органов муниципального образования "Рамешковский район", приказами, распоряжениями Учредителя, отраслевого органа исполнительной власти муниципального образования "Рамешковский район", уполномоченного в сфере культуры и настоящим Уставом.
1.10. Местонахождение (юридический адрес) - п. Рамешки ____________.
II. Цели и направления деятельности
2.1. Целью деятельности МУК ИМЦ является создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального образования Тверской области "Рамешковский район", услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.
2.2. МУК ИМЦ осуществляет следующие функции:
- информационное и методическое обеспечение учреждений культуры поселений в сфере организации досуга и развития традиционного художественного народного творчества;
- координация деятельности учреждений культуры клубного типа поселений;
- консультационные услуги.
2.3. Для достижения поставленных целей и реализации определённых п. 2.2 функций МУК ИМЦ осуществляет следующие виды деятельности:
- разработка методических материалов по вопросам организации досуга и развития
народного художественного творчества для учреждений культуры клубного типа поселений;
- создание и ведение базы данных по досуговым технологиям и по жанрам народного
самодеятельного творчества;
- создание фоно-видеотек, фото-, видеоматериалов в помощь учреждениям культуры
клубного типа поселений;
- сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;
- изучение и анализ общественных интересов и досуговых потребностей в сфере культуры;
- организация и проведение социологических исследований;
- обобщение передового опыта работы учреждений культуры клубного типа поселений по организации досуга населения и развитию традиционной народной культуры;
- исследовательская, краеведческая работа, организация и проведение фольклорноэтнографических экспедиций;