ВВЕДЕНИЕ. ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКИХ СЛУЖБ




УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫКЛУБНОГО ТИПА

Культура – это система ценностей и смыслов, сохраняемых и передаваемых из поколения в поколение, служащих основанием для сохранения самобытности общества. Культура в её современной форме – ещё и социальная модель действительности, создаваемая людьми в процессах общения. Особенно важно такое понимание культуры для понимания современной культуры, сопряженной с экономикой, наукой и образованием, как системы, определяющей инновационный потенциал общества, его способность к самоорганизации и развитию, творчеству и восприятию нового.

Традиционно российское общество состоит из разнородных групп. В основе этой
разнородности многонациональный уклад общества, удалённость территорий, значительные
различия в условиях проживания в городской и сельской местности. В годы формирования
рыночной экономики усилилось социальное расслоение общества. Переходный период привел к нарушению устоявшихся культурных связей и традиций, замене социальных ориентиров и ценностей.

В современных условиях общественных изменений происходит переосмысление роли
культуры, обновление её форм и функций. С одной стороны, культура по-прежнему воспроизводит традиционные отношения и образцы поведения, во многом предопределяющие поведение и мышление людей. С другой стороны, широко распространяются современные медиа-формы, реклама, что усиливает формирование идеологических и моральных стереотипов массовой культуры, "модного" стиля жизни. Посредством средств массовой информации предлагаются различные смыслы и новые идентичности, трансформируется мышление людей.

Переживая сложные процессы социально-экономических преобразований и структурных реформ, Россия оказалась перед реальной угрозой разрушения национальной самоидентификации. Происходящие перемены породили критические деформации ее культурного пространства. Сохранение его целостности и единства на основе культурного разнообразия – важнейшая предпосылка успешного развития России в эпоху глобализации, в эпоху становления обществ, основанных на знаниях и умениях эти знания эффективно использовать. В этом контексте определяющая роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации.

Современное состояние российского общества позволяет выстраивать государственную
культурную политику на новых демократических принципах. Это предполагает развитие
горизонтальных связей между центром и регионами, расширение межрегионального
взаимодействия, диалог с обществом по вопросам культурной политики, стимулирование
культурного разнообразия в российских регионах, доступности и участия граждан в культурной жизни. Разграничение полномочий и ответственности на разных уровнях власти не должно разрушать единства культурного и информационного пространства.

Сегодня необходим принципиально новый подход к выбору приоритетов в сфере культуры, основанный на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации: "каждому гарантируется свобода мысли и слова; каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры"<1>.

--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации.

 

Разграничение полномочий и ответственности между уровнями власти сыграло
положительную роль для организации культурной жизни страны, усилило внимание общества к результатам региональной политики, к работе местного самоуправления. Однако перенесенная на уровень городских и сельских поселений и неподкрепленная источниками финансирования ответственность за развитие сферы культуры при отсутствии социокультурных стандартов приводит к усилению дифференциации по уровню и качеству услуг.

Необходима серьёзная работа по развитию региональной культурной политики,
направленной на сохранение этнокультурного разнообразия, поддержку традиций и новых
подходов при усилении горизонтальных связей и системы межрегионального взаимодействия.

Поддержка социально-культурной целостности регионов при сохранении и развитии
этнокультурного многообразия, доступности и участия граждан в культурной жизни; использование "культурного капитала" для экономического и социального развития, создание эффективных механизмов управления культурными ресурсами регионов – миссия методического обеспечения в настоящее время.

Прежде чем говорить о деятельности в сфере культуры, необходимо точно определить – что же есть культура в интересах данной темы? Чем отличается культура от искусства?

Если толковать эти термины расширено, то искусство – это создание художественных
произведений (писательство, режиссура, исполнительство и т.п.), а культура – это процесс,
происходящий между создателем произведения и его потребителем, т.е. художника (автора) и зрителя (слушателя), процесс, состоящий из предоставления и потребления произведения,
осознания прекрасного или отторжение, формирование впечатления и реакция (эффект) на
полученное впечатление. Таким образом, в культуре как в процессе существует потребность
нескольких участников, произведение искусства без его демонстрации, опубликования является только частью культуры, но не самой культурой.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что задача методики в сфере культуры должна заключаться в формировании способов и методов не только создания произведений искусства, творчества, но и в формировании способов и методов приобщения большего числа зрителей, потребителей этого произведения, донесения до потребителя в целях достижения необходимого эффекта.

Потребление услуг культуры имеет тысячелетние традиции. Необходимость их доказана историей, они влияют на социально-экономические показатели любого государства,
непосредственно участвуют в формировании гражданского общества.

В восьмидесятые годы прошлого столетия завершилось формирование структуры методических служб в сфере культуры. Этот путь – от энтузиастов-исследователей до методистов организационно-методических центров, методических отделов учреждений, был пройден за почти столетний период структурирования услуг культуры.

Необходимость методического обслуживания процесса организации услуг в сфере культуры, создания системы методов и способов их предоставления возникла, прежде всего, в связи с поставленными государственными задачами по обеспечению достижения широкого спектра просветительских и воспитательных, идеологических целей, массового охвата населения услугами культуры, вовлечением в культурный процесс большого количества непрофессиональных участников и обязанностью государства по выполнению этих функций.

В настоящее время изменились некоторые задачи сферы культуры, но в большей части
сохранили свою актуальность. Следовательно, сохранилась необходимость в методическом
обслуживании культурного процесса.

В последние десятилетия резко снизился уровень подготовки методистов социально-культурной деятельности, что в первую очередь связано с происходящими в стране реформами, в том числе в области профессионального образования. Развивающаяся по новым правилам экономика потребовала качественно новых специалистов, владеющих не столько знаниями в технологии создания продуктов потребления (товара, услуг), сколько знаниями принципов менеджмента (управления) процессами их производства и сбыта, произошло чёткое разделение на производителей и управленцев.

Особенность социально-культурной деятельности в том, что производителем товара (услуги) является как специалист социально-культурной (культурно-досуговой) деятельности (сценарист, режиссёр, концертмейстер, руководитель клубного формирования), так и само население – участники этого формирования, одновременно являющиеся потребителем и производителем товара (услуги). Потребляя услуги по предоставлению условий для занятий народным творчеством, население производит в конечном результате услуги в виде концертных номеров, произведений декоративно-прикладного творчества и т.п.

Исходя из этой особенности задача методиста (менеджера) социально-культурной
деятельности заключается в управлении процессом производства и потребления культурно-досуговых услуг.

Задача методиста не создавать произведения, а найти способ, метод вовлечения населения в культурный процесс, донесения до потребителя услуг культуры и создание условий для достижения наиболее максимального эффекта от услуги.

Проведённый анализ представляемого в печати опыта показал, что не всегда работники
организаций культуры понимают задачи и значение деятельности методических служб, кабинетов и т.п. Несмотря на острую необходимость совершенствования методической работы и потребность в соответствующих пособиях, приходится констатировать, что обобщенных работ по данной тематике имеется очень и очень мало. В связи с этим назрела необходимость создания пособия, освещающего различные аспекты методического обеспечения социально-культурной деятельности.

В первом разделе пособия даётся разъяснение целей, задач, функций методической работы, во втором – приводятся примеры возможной системы методического обеспечения социально-культурной деятельности, далее даётся характеристика информационного обеспечения методической деятельности, третий раздел посвящён обучению персонала, большое внимание посвящено методике социологических исследований, представляет интерес краткий словарь по социально-культурной деятельности, в приложении представлены материалы органов управления культуры различных уровней, учреждений культуры.

Предлагаемое учебно-методическое пособие рассчитано как на практиков социально-культурной деятельности, так и на студентов учебных заведений культуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: