Предмет философии права. Основные философско – правовые закономерности и философско – правовые категории.




Философия права занимается поисками и установлением истины о пр аве, истинного знания о праве как специфической форме социального бытия людей и особом типе социальной регуляции. Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. Предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления.

Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву, что традиционно именуется "юридической догматикой", остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.

Философия права занята поисками истины о праве.

Предмет философии права, это основные проблемы философии права, так и различные прошлые и современные концепции философии права.

Со второй половины ХIХ в. и в ХХ в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью. Предмет философии права Гегель формулирует следующим образом; "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление"'. Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. Гегелевская трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительное. Гегелевское понимание предмета и задач философии права резко противостояло и прежним естественно-правовым концепциям права и закона, и иррационалистической критике естественного права (Гюго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к праву с позиций долженствования, противопоставления должного права - праву сущему.

Интерес философии к праву и философия права как особенная философская наука в системе философских наук продиктованы, прежде всего, внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, познавательная и т. д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право.

Философия права - есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанною его самою, общей философией и комплексом юридических наук. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, но в результате изучения конкретных проявлений права.

Философия права - продукт общей философии и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, что бы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием".

В философии права как особой философской дисциплине познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, а также демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта права, его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии и аксиологии.

В философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу в историко-философском плане. Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке. Такое понимание сущности права дает основание для конкретизации приведенных выше определений предмета философии права в следующем виде: предмет философии права - это формальное равенство и формы его проявления. Поскольку всякое равенство в социальной (в том числе и правовой) сфере - это именно формальное равенство, приведенное определение можно сформулировать в более краткой форме: предмет философии права - это принцип равенства и его проявления. В естественно-правовых концепциях философии права предметная область философии права определяется различением и соотношением естественного права и позитивного права (сам термин "ius positivum" - "позитивное право" возник в римской и утвердился в средневековой юриспруденции). Для сторонников юснатурализма (от ius naturale - естественное право) естественное право - это единственное подлинное право, право в собственном смысле слова, тогда как государственно установленное и официально действующее право (т.е. позитивное право) - право неподлинное, ненастоящее, произвольное, искусственное, неестественное. Философия права в трактовке юснатуралистов - это по сути дела философия естественного права.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: