План лекции
I. Архитектура Возрождения в Италии
- Истоки архитектуры Возрождения
- Архитектура Раннего Возрождения
- Архитектура Высокого Возрождения
- Архитектура Позднего Возрождения
II. Архитектура Возрождения вне Италии
- Архитектура Франции конца XV – нач. XVII вв.
2. Архитектура Нидерландов
3. Архитектура Англии
4. Архитектура Германии
5. Архитектура Испании
6. Архитектура Португалии
Краткое содержание
I. Архитектура Возрождения в Италии. Рубеж XIV – XV веков в Западной Европе был отмечен возникновением новой архитектурной системы – стиля Возрождения (Ренессанс). Поиски «идеальных форм» сооружений, основанных на ясной и законченной композиции, стали одной из определяющих тенденций в архитектуре.
Переосмысление в XV веке трактата Витрувия «Десять книг об архитектуре» послужило стимулом к написанию ряда теоретических трудов по архитектуре. В трактатах широко освещались вопросы архитектурной эстетики (пропорции, построение ордеров и т. п.), технические вопросы строительства, строительные материалы, городское строительство. Много внимания уделялось вопросам функциональной проработки различных типов зданий и сооружений. Наиболее известными являются трактаты Леона Баттиста Альберти – «Десять книг о зодчестве»; Андреа Палладио – «Четыре книги об архитектуре»; Джакомо Бароцци да Виньолы – «Правило пяти ордеров архитектуры»; труды Леонардо да Винчи, трактаты Барбаро и Серлио. Трактат Альберти выделяется своей энциклопедичностью.
Важной чертой эпохи Возрождения является широкая теоретическая постановка вопросов градостроительства. В ряде трактатов и заметок (Леонардо да Винчи, Филарете, Мартини и др.) делаются предложения по новой структуре города, причем за основу обычно берется «идеальная» центрическая композиция с четкими геометрическими формами общего построения. Эти градостроительные идеи имели в основном утопический характер и лишь отдельные города (Пальма – Нуова) были заложены на их основе.
|
Большое внимание уделялось разработке многообразных купольных конструкций, при этом использовался опыт древнеримских сооружений (по примеру римлян купола возводились в виде монолитов по кружалам), готической нервюрной системы и каменного каркаса, купольных сооружений средневекового Ирана (мавзолей Султани). В создании большепролетных купольных форм крупных храмовых зданий – наивысшие конструктивные достижения эпохи. Первая из них – купол собора Санта Мария Фьоре во Флоренции. Предстояло перекрыть восьмигранный объем барабана пролетом 42 метра в восточной части средневекового собора архитекторов Арнольдо ди Камбио и Ф. Таленти, работавших над постройкой с 1296 года и не успевших завершить здание сводом. В начале XV века в результате объявленного конкурса выполнение купола было поручено Филиппо Брунеллески, ставшему основоположником архитектуры Возрождения. Строительство осуществлялось с 1420 – 1471 годы. Фонарь купола уже возводился после смерти Ф. Брунеллески. Сложность заключалась в том, что основание купола было поднято на огромную высоту. Общая высота собора с фонарем 114,1 м. Купол Д около 42 м имеет восьмигранную стрельчатую форму с R кривизны 36,2 м и стрелой подъема 31,2 м. Пустотелый купол состоит из двух оболочек: более тонкого внешнего свода толщиной 97-60 см и основного внутреннего. Нижняя часть конструкции выполнена из известняка и песчаника; на высоте 14 м – кирпичная кладка. Обе оболочки связаны между собой радиальными каменными ребрами: 8-ю главными (угловыми) и 16-ю промежуточными. Ребра соединены со сводами с помощью железных скоб. Для противодействия распору купола в нижней части было устроено еще деревянное кольцо из каштановых брусьев сечением 35х30 см. Купол представлял облегченную, но необычайно жесткую пространственную конструкцию. Возведение купола Флорентийского собора явилось большой школой строительства эпохи Возрождения.
|
Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры XV века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (ит. palazzo, от лат. palatium – дворец) – городской дворец-особняк. Представляет собой, как правило, трехэтажное сооружение, замкнутое вокруг квадратного внутреннего дворика, окруженного легкими поэтажными аркадами, с садиком и фонтаном.
Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре был Донато Анжело Браманте (1444 – 1514), приглашенный в 1499 году из Милана в Рим. Важным шагом в разработке темы купольного здания явилась церковь Санта Мария делла Грацие в Милане. Небольшая часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио, называемая Темпьето (1502) – программное произведение новой архитектурной школы. Это купольная ротонда с круговой в плане аркадой на колоннах римско-доричекого ордера. С восшествием на папский престол Юлия II Браманте становится в Риме главным архитектором. В 1505 году он начал строительные работы в Ватикане, создавая грандиозную развернутую архитектурную композицию папского дворцового комплекса: большие дворы Кортиле ди Бельведеро и Джардино делла Пинья; двор Сан Дамазо со знаменитыми лоджиями; бельведер – летняя резиденция папы.
|
Проект содержал множество архитектурно-пространственных композиционных приемов, использованных в последствии зодчими итальянского Ренессанса в сооружении вилл и городских ансамблей: террасы, открытые лестницы, эксерды, нимфеи. Браманте построил палаццо Каприни (так называемый Дом Рафаэля). Интерес к центрально-купольному сооружению с наибольшей полнотой обнаружился в проекте собора св. Петра в Риме, который явился одним из высших достижений архитектуры Возрождения и кульминационной точкой в развитии типа центрально-купольного храма, выдвинутого этой эпохой. Его общая композиция создавала гигантский организм совершенной целостности. «Я поставлю купол Пантеона на своды храма Мира» (Д. Браманте). (Под храмом Мира подразумевалась базилика Максенция – одно из грандиозднейших сооружений поздне-римского зодчества). Постройки Браманте выявляют зрелую стадию развития архитектуры Возрождения, когда в ней проявляются идеи представительности и величественности – грандецца, черты монументальности.
Рафаэль Санти (1483 – 1520) – архитектор построил и расписал знаменитые лоджии Ватикана («лоджии Рафаэля»), виллу Мадама в Риме, палаццо Пандольфини во Флоренции.
Особняком в архитектуре итальянского Возрождения стоит гигантская фигура великого Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564). Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, – проект фасада для церкви Сан Лоренцо во Флоренции (ок. 1515 г.). Усыпальница Медичи – капелла при церкви Сан Лоренцо, построена и украшена полностью по проекту Микеланджело. Им выполнены интерьеры и лестница библиотеки Лауренцианы. Архитектурная деятельность в Риме началась с реконструкции пришедшей в упадок площади Капитолия, создал один из выдающихся ансамблей эпохи Возрождения. Здесь в центре площади в 1538 году была установлена античная конная статую Марка Аврелия. К крупнейшим архитектурным работам Микеланджело относится достройка собора св. Петра в Риме. Микеланджело, приняв за основу центрическую схему, близкую к замыслу Браманте, внес в ее трактовку новые черты: упростил план и обобщил внутреннее пространство, с восточного фасада добавил портик с торжественной колоннадой. В объемно-пространственной композиции подчеркнуто господство основного купола и подкупольного пространства.
Одним из выдающихся римских архитекторов позднего Возрождения является Джакомо да Виньола (1507 – 1573); наиболее значительными его сооружениями считаются замок Капрарола и вилла папы Юлия III. В период Возрождения тип виллы претерпевает существенное развитие: еще в начале XV века это была загородная усадьба, часто обнесенная стенами и даже имевшая оборонительные башни; к концу XV века вилла становится местом загородного отдыха богатых горожан; с XVI века она нередко становится резиденцией крупных феодалов и высшего духовенства (то есть наблюдаются антиклассические тенденции). Ярким представителем классической школы Возрождения является Андреа Палладио (1508 – 1580). В вилле Ротонда, построенной близ Виченцы (начата в 1551 году), архитектор достиг исключительной целостности и гармоничности композиции, взаимосвязи с окружающей природой. Ордерный портик – главная тема его сооружений. Им было построено около 30 вилл в окрестностях Виченцы и соседних городов. Творчество А. Палладио оказало сильное воздействие на мировую архитектуру, прежде всего на архитектуру классицизма 2-й половины XVIII и 1-й половины ХIХ века. Это влияние определяется понятием «палладианство»: большой ордер, двухярусное расчленение фасадов ордерами; а также ордер, поставленный на высоком рустованном цокольном этаже – прием, впервые примененный Браманте и потом широко распространенный в архитектуре классицизма.
Текстовая таблица к лекции
Проторенессанс
Джотто ди Бондоне (1266 или 1267-1357). Джотто приписывают проект кампанилы (колокольни) Флорентийского собора Санты-Мария дель Фьоре; он был приглашен на должность главного архитектора в 1334 году.
Никола Пизано (1210/25-1278): принимал участие в работах по завершению собора и баптистерия в Пизе.
Джованни Пизано (1284-1377). Как архитектор работал в Сиене и Пизе: фасад Сиенского собора в традициях итальянской готики; собор в Орвьето; работал в Пизе над завершением баптистерия.
В конце XIII века началось возведение главного храмового сооружения Флоренции – собора Санта Мария дель Фьоре: первый проект Арнольдо ди Камбио; работу продолжал Джотто, Андреа Пизано и Франческо Таленти. Длина собора свыше 153м.
Арнальро ди Камбио-Палаццо дела Синьория (Палаццо Веккьо, 1298-1314).
Палаццо Пубблико в Сиене (1298-1342).
Палаццо дель Подеста во Флоренции (впоследствии дворец Барджелло, ныне Национальный, музей, 1254-12854; до 1346).
Бернардо Росселимо (1409-1464).
Создал в 1459-1463 годах ансамбль в небольшом городке Корсиньяно, получившем в честь его уроженца гуманиста Энея-Сильвия Пикколомини (впоследствии Пий II), - ансамбль Пиенца: на небольшую трапециевидную, созданную Росселимо, выходят собор и три здания: палаццо Пикколомини, палаццо Преторио, дворец епископа.
Филарете Антонио, настоящее имя – Антонио Аверлино (1400-1469), итальянский архитектор, скульптор и теоретик архитектуры, сыгравший выдающуюся роль в развитии архитектуры раннего Ренессанса. Греческое имя Филарет взял себе позже.
Бронзовые двери для собора святого Петра в Риме (1445). С1451 года – главный архитектор Миланского двора: большой госпиталь (Оспедале Маджоре).
Большой собор в Бергамо.
Служил при дворе Медичи во Флоренции. Здесь написал «Трактат об архитектуре», который посвятил Медичи: разработал план идеального города - «Сфорцинда».
Архитектура Раннего Возрождения.
Филиппо Брунеллески (1377-1446).
Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции (1420-1436)
Воспитательный дом во Флоренции (приют покинутых младенцев)
Капелла Пацци во Флоренции (начало в 1430)
Старая сакристия (ризница) церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1421-1428).
Базиликальные храмы Ф.Брунелески:
Церковь Сан Лоренцо (1421…)
Церковь Сан Спирито (1436…)
В основу положена традиционная форма трехнефной базилики.
Последняя купольная постройка Ф. Брунеллески – оратория (часовня) Санта Мария дельи Анджели во Флоренции.
Палаццо ди Парте Гвельфа (начало в 1434) (не достроено).
Палаццо Патти во Фьезоле (до 1455).
Палаццо Питти во Флоренции (1460).
Старая сакристия (с гробницами семьи Медичи), Церковь Сан-Лоренцо.
Архитектура Раннего Возрождения.
Микелоццо ди Бартоломео (1396-1472), современник Ф. Брунеллески, флорентиец.
Наружная кафедра собора в Прато (1430-е гг.). Придворный архитектор Козимо Медичи. Дворец Медичи (в XVII веке дворец был продан семье Риккарди). Отсюда название Палаццо Медичи-Риккарди (вынос карниза 1,85м; высота 2,35м; общая высота дворца 24м).
Загородная вилла в Кареджи близ Флоренции для Медичи.
Леон Баттиста Альберти (1404-1472). «Десять книг о зодчестве» (1485): об ордерах, пропорциях, принципах городской планировки
Палаццо Ручеллаи (для богатого флорентийского купца – друга и заказчика зодчего)
Для сооружения Альберти свойственна массивная пластика: по его проектам возведены фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции, церкви Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе.
Архитектура Венеции 2-й половины XV века
Одним из первых памятников в Венеции была церковь Сан-Дзаккария, начатая Антонио Гамбелло в 1458 году.
Пьетро Ломбардо: церковь Санта Мария деи Мираколи (1481)
Пьетро Ломбардо и Моро Кодуччи (Скуола ди Сан-Марко) (1485-1495)
Лучианно ди Лаурана (славянин Лукьян из Варны): дворец в Урбино для герцога Федериго да Монтефельтро (начат1447).
Солари Гуинифорте (1429-1481), итальянский архитектор, инженер, скульптер,работал в Милане и других городах Ломбардии в середине XV века. Сын и ученик архитектора Джованни Солари (1410-1481) и отец Пьетро Антонио Солари.
Участвовал в возведении кафедрального собора в Милане, назначен главным инженером строительства и руководителем работ (с 1459 и1471).
В 1465 году главный строитель Миланского большого госпиталя (Оспедале Маджоре), по проекту Антонио Аверлино. Работал инженером при дворе герцога Миланского.
Солари Пьетро Антонио (1450-1493):
Возглавлял строительство церкви Санта-Мария дель Кармине в Милане; замещал отца как архитектор Миланского собора; в начале 1490 года прибыл в Москву…
Фьораванти Аристотель (около 1415-1485), итальянский архитектор, сын зодчего Фьораванти ди Ридольфо; после смерти отца работал вместе с дядей Бартоломео Фьораванти
В 1451году был приглашен в Рим, пробыл два года; занимался установкой колонн храма Минервы. В 14555году занимался передвижкой башни Санта-Мария Маджоне в Болонье, стал знаменит, назначен старшиной цеха каменщиков в Болонье; с 1464года - архитектор болонской коммуны. С 1458-1464гг. работал в Милане. Выпрямил наклонную башню в Мантуе. Занимался прокладкой канала в Парме. В1475 году прибыл в Россию.
Архитектура Высокого Возрождения
Леонардо да Винчи (1452-1519). Теоретические разработки и архитектурные фантазии представляют огромный интерес. Многочисленные проекты купольных храмов
Модель купола для собора в Милане. Проект «идеального» города.
Донато Браманте (1444-1514).
Церковь Санта-Мария делла Грацие в Милане (1482)
Двор церкви Санта-Мария делла Паче в Риме.
Храм Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Манторио (1502), 16 колонн римско-дорического ордера.
Архитектура Высокого Возрождения
Дворы Ватикана: двор Лоджий (завершен и расписан Рафаэлем); двор Бельведера; сад Пиньи; основная ось дворов Ватикана и была связана Браманте с осью собора св. Петра. Собор святого Петра в Риме (постройка начата в 1452-1454 гг. Бернардо Росселино).
Рафаэль Санти – архитектор:
Проект собора святого Петра в Риме (в плане «латинский крест»).
Вилла Мадама с «висячими садами» на окраине Рима (для кардинала Джулио Медичи, перешедшая позже во владение дочери испанского короля Карла V – Маргариты Пармской)
Палаццо Пандольфини (с1517).
Вилла Фарнезина в Риме принадлежит, по-видимому, Рафаэлю (1509-1511).
Балдассаре Перуцци (1481-1536).
Проект собора святого Петра в Риме (вернулся к симметричному плану в форме греческого креста и несколько видоизменил проект Браманте). Его первой самостоятельной работой была вилла Фарнезина в Риме (1508-1511) для Агостино Чиги, расписанная Рафаэлем, Перуцци, Романо.
Фасад собора святого Петрония в Болонье.
Палаццо Массимо в Риме - последняя работа зодчего. Основной архитектурный элемент в творчестве Перуцци - плоскость стены.
Архитектура Высокого Возрождения вне Рима
В Венеции с1527 года работал Джакомо (Якопо) Татти, называемый Якопо Сансовино – архитектор и скульптор эпохи высокого и позднего Возрождения. Сын Антонио Татти. В 23 года поступил учеником к Андреа Контуччи (Сансовино, чье имя и взял).
Палаццо Корнер на Большом канале (1532).
Собор Сан-Марко в Венеции.
Библиотека Сан-Марко в Венеции.
Монетный двор и Лоджетта на площади Сан-Марко.
В Мантуе работал Джулио Романо (1499-1546), настоящее имя Джулиано Пиппи, ученик Рафаэля.
Загородный дом Гонзаго – палаццо дель Те. Практически это единственный целостный архитектурно-декоративный ансамбль 2-й четверти XVI века, сохранившийся почти без переделок.
Во Флоренции работал Джорджо Вазари (1511-1574).
Рядом с палаццо Веккио создал комплекс зданий государственных учреждений: Уффици, ныне музей; Лоджия.
В Вероне и Венеции работал Микеле Санмикели (1484-1559).
В Вероне-Фалер Бастион (1535-1541) - крепостные сооружения; ворота Вероны - порта Нуова и порта Ступа.
В Вероне капелла Пеллегрини (одна из лучших работ).
В Венецианской республике стал признанным экспертом в области крепостного зодчества.
Сангало, семья итальянских архитекторов, состоящая из представителей семей Джамберти и Кордиани.
Антонио да Сангалло Младший (Антонио Кордиани, 1483-1546).
Помощник Рафаэля на строительстве собора святого Петра в Риме, после смерти Рафаэля, наряду с Перуцци, возглавил строительство собора святого Петра в Риме.
Антонио да Сангалло Старший (Антонио Джамберти, 1453 – 1534, архитектор и инженер)
Ряд дворцов на юге Италии – в Монтепульчано.
II. Архитектура Возрождения вне Италии. Проникновение тектонических форм итальянского Ренессанса в средневековую архитектуру Луарских замков во Франции XVI – сер. XVII вв. (Амбруаз, Блуа, Шамбор). Начало постепенного превращения укрепленного замка в ренессансный загородный дворец – замки Шенонсо, ранние постройки дворцового комплекса в Фонтенбло. Появление новых композиционных приемов в архитектуре городских жилых домов (Анже, Руан, Орлеан), а также зданий ратуш (Божанси, Париж). Формирование пятичастной структуры фасада дворца на основе структуры переработки композиционных схем средневековых замков. Начало перестройки замка Лувр в Париже в королевский дворец, творческое содружество Леско и Гужона. Архитектор Ф. Делорм, его работы в замке Анэ и по возведению дворца Тюильри в париже. Практическая направленность теоретических работ Делорма: «Архитектура» (1567) и «Новые изобретения, чтобы стоить хорошо и дешево» (1561), попытка создать «французский ордер». Барочные тенденции, заметные в увражах и гравированных альбомах Ж.А. Дюсерсо, таких как «Самые прекрасные постройки Франции» и др.
Национальное своеобразие архитектуры французского Возрождения на примере зданий на площади Вогезов и на площади Дофина в Париже, творчество К. Шатийона. Сложность и противоречивость направлений во французской архитектуре, взаимопроникновение готических и ренессансных приемов и форм (Парижские церкви Сент-Этьен дю Мон и Сен-Жерве). Влияние итальянского барокко в парижских постройках Лемерсье - церквях Сорбонны и Вальде Грас, павильоне часов в Лувре. Формирование типа городского двора (отеля) в творчестве Ф. Мансара (отель Карнавале) замок-дворец Мэзон близ Парижа.
Устойчивость готических традиций в архитектуре крупных торговых городов в Нидерландах в XV – XVI вв. (Антверпен, Амстердам). Влияние французского искусства и появление ренессансного понимания тектоники орденых форм-ратуша в Антверпене, мясной рынок в Гарлеме.
Возникновение и разкитие культуры Возрождения в Англии конец XV – начало XVII. Замедленное проникновение новых архитектурных форм в средневековое (готическое) зодчество. Изменение композиционных схем в архитектуре замков, появление открытых дворов (замки Кербихолл, Барльборо-холл). Начало применения классических архитектурных форм в декоре фахверковых и каменных городских жилых домов (Чарльтон-хауз, Ноул-хауз в графстве Кент, Уоллантон-холл в Нотингемпшире).
Особенности архитектуры Возрождения в Германии в XVI – XVII вв., связанные с политической раздробленностью страны. Большое количество местных вариантов сочетания готических и ренессансных форм – «Дом мясников» в Гильдесгейме, дом Пеллера в Нюрнберге. Архитектура общественных зданий на примере ратуши в Падерборне. Крепостной характер замков как средство защиты в условьях гражданской войны – замок Гейдельберг (корпус Отто-Генриха).
Два основных этапа развития архитектуры Возрождения в Испании. Сочетание романско-готических и мавританских традиций в стиле «платереско», внешне декоративное применение классических форм – ратуша в Севилье, портал университета в Саламанке. Последующее непосредственное влияние художественной культуры Возрождения на формирования испанской архитектуры, основание Академии в Мадриде, издание перевода трактата Витрувия. Исчезновение приемов мавритано-готического зодчества, становление нового направления – дворцы Карла V в Гранаде и Инфантадо в Гвадалахаре. Распространение официального дворцового стиля архитектора Эреры: здание дворца-монастыря Эскориал близ Мадрида, биржа в Севилье и надстройка башни Хиральда.
Эпоха великих географических открытий и превращение Португалии в громадную колониальную империю; увеличение строительства в метрополии. Баталья – центр национального искусства. Особенности архитектурного стиля Мануэлино, сочетание в архитектуре культовых зданий готических и мавританских традиций с формами стиля Мануэлино: памятники монастыря Санта-Мария Баталья и башня в Белеме, близ Лиссабона. Использование палладианских мотивов в постройках крепости Томар.
Резюме. Творческий метод архитектуры Возрождения: уподобление античности в понимании искусства, науки, техники как единой области культуры; витрувианское понимание архитектуры; неразделенность художественной и тектонической сторон, единство проектирования и строительства. Развитие индивидуально-авторского начала, мастер как творческая индивидуальность и его ученики. Чертеж и модель как формы проектирования, система конкурсного отбора проектов. Универсализм архитектора эпохи Возрождения, единство творческого метода и множественность целевых направлений.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: В 2 т. – М., 1979.
2. Всемирная история архитектуры. – М., 1967. – Т. 5
3. Всеобщая история архитектуры/ Под ред. Б.П. Михайлова – М., 1963. – Т. 2.
4. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – Москва, 2005.
Дополнительная литература
1. Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве. – Москва, 1935 – 1937. – Т. 1 – 2.
2. Архитектурное творчество Микеланджело: Сб. ст. – Москва, 1936.
3. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: В 5 т. – Москва, 1956 – 1971, 1979.
4. Виньола Дж.Б. Правило пяти ордеров архитектуры. – М., 1939.
5. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.
6. Палладио А. Четыре книги об архитектуре. – Москва, 1989.
7. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – Москва: Вече, 2000.