Тема 5 Архитектура Древнего Рима (1 час)




План лекции

1. «Архитектурная революция» римлян. Строительные приемы и конструкции

2. Ордерная система в римской архитектуре

3. Здания, сооружения и архитектурные ансамбли

4. Градостроительство

 

Краткое содержание

«Архитектурная революция» римлян, открытия римлян в архитектуре: арка, купол, бетон, инсулы; греческие сооружения строились из блоков камня и частично дерева (дерево использовалось для перекрытий целл храмов), в Риме эпохи Империи широкое применение получили конструкции из кирпича и бетона, на естественном вяжущем веществе вулканического происхождения (пунцолана), активное использование сводов и ферм (у греков – исключительно балочные перекрытия); своды коробовые, крестовые и купольные. Наряду с храмами создавались самые разнообразные общественные сооружения: базилики, термы, театры, амфитеатры, цирки, дворцы, архивные и библиотечные здания, триумфальные арки, колонны, постройки утилитарного назначения, акведуки. В римской архитектуре ордер, развившийся на основе греческих образцов, продолжал оставаться одним из главнейших средств художественной выразительности. Развитие ордерной системы в Риме (5 видов ордеров). Тосканский: с массивными колоннами и деревянным антаблементом; мог быть с каменным антаблементом, тогда его формы являлись упрощенным вариантом дорического антаблемента. Римско-дорический: отличие от греческого в том, что колонны чаще всего не имели каннелюр, но опирались на базы; колонны выше, антаблемент в отличие от греческой дорики имел меньшую высоту. Римско-ионический: наследовал формы и пропорции греческого ордера, но с развитием усложнились элементы, особенно карниз. Коринфский, не получивший в Греции широкого распространения, в Риме стал одним из господствующих ордеров, особенно в императорский период. Композитный ордер в основном повторяет коринфский, но отличается от него капителью, сочетающей в себе элементов капителей коринфского и ионического ордеров. Римляне возводили форумы (форум, лат. – первоначально рынок) – площадь, центр политический, торговой и культурной жизни в городах Древнего Рима. В Риме несколько форумов, построенных в разные эпохи, находились близко друг к другу, образуя один исторически сложившийся комплекс. В отличие от греческой агоры, имевшей сходное назначение, римские форумы пространственно развивались, главным образом вдоль продольной оси, создавая образ дороги, шествия. Первый из них форум Романум; особой пышностью отличались форумы императорской эпохи: форум Цезаря, Веспасиана, Нервы, Августа и Траяна (последн., арх. Аполлодор из Дамаска). Основанием римскому храму служил не стилобат, а подиум, имевший лестницу только на главном фасаде. Большинство римских храмов построено по плану псевдопериптера (храм Антония и Фаустины на форуме Романум). Помимо храмов прямоугольной формы, в Риме строились храмы круглые: Пантеон – храм «всех богов» - наиболее совершенный образец грандиозного храма – ротонды (около 125 г. н. э., арх. Аполлодор Дамасский), воздвигнут при императоре Адриане. Диаметр купола и высота храма одинаковы, равны 43,2 м. Купол равен половине шара, диаметр светового проема («глаз Пантеона») – 8,92 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX века) большепролетного купольного пространства. Сферический свод (из бетона и рядами обожженного кирпича) представляет собой монолитную, лишенную каркаса массу. Купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, в состав бетона введен легкий наполнитель – пемзовый щебень, купол опирается на стену толщиной в 6 метров. Центрический объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Развитое пространство под глубоким портиком с тремя рядами промежуточных колонн коринфского ордера (всего колонн – 16, первый ряд – 8, второй и третий ряды – по 4) как бы подготавливает к восприятию огромного пространства интерьера. 5 рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса», зрительно облегчающих массив. В то же время кессоны придают куполу пластичность и соразмерный с членениями интерьера масштаб. Грандиозный амфитеатр Колизей (размеры в главных осях около 156х188 м, высота 48,5 м) представляет первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене 4-го яруса сохранились кронштейны, служащие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящего солнца. Система ордеров придает архитектурной композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Ордерная система служит исключительно декоративно-пластическим целям, визуально облегчает массив. Самыми крупными сооружениями были термы – древнеримские бани, в которых были помещения самого различного назначения (спортивные залы, залы для собраний, экседры для бесед): крупнейшие термы Диоклетиана (до 3200 человек), Каракаллы – всего 12 больших императорских терм. По своей архитектуре они являются своеобразной энциклопедией строительных и художественных приемов. Жилые дома в Риме: домусы (для богатых), инсулы – многоэтажные здания с комнатами, сдаваемыми в наём.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: В 2 т. – М., 1979.

2. Витрувий Марк Поллион. Десять книг об архитектуре / Пер. Ф.А.Петровского. – М., 2005.

3. Всемирная история архитектуры. – М., 1973. – Т. 2.

4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учеб. для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т 1.

Дополнительная литература

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

2. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: