Тема 8 Архитектура западноевропейского барокко, рококо и классицизма (1 час)




План лекции

1. Архитектура Италии XVII – XVIII вв.

2. Архитектура Франции

3. Архитектура Англии

4. Архитектура Германии

Краткое содержание

Архитектура Западной Европы XVII - XVIII вв.

Италия. Становление и развитие стиля барокко; ведущая роль Рима. Наиболее значительным явился вклад барокко в архитектуру, что определялось главенствующим положением зодче­ства в создании пространственной среды, в синтезе искусств. Принципы городской планировки Рима (Д. Фонтана и др.). Архи­тектурный язык барокко, особенности синтеза искусств. Барокко (итал. Barokko – причудливый, англ. baroque, фр. Baroque, нем. Barock) – художественный стиль, зародившийся в кон. XVI вака в Италии и распространившийся в других странах Западной Европы до начала XVII века. В XVII–XVIII вв. барокко появилось в Восточной Европе, Латинской Америке, отчасти в Северной Америке и Азии. Барокко как искусствоведческий термин распространен в научном лексиконе с кон. XIX в. Введен историками искусства Я. Буркхардтом и Г. Вёльфлином. Искусство барокко имело в своей основе некоторые черты искусства Возрождения – жизнеутверждающий характер, энергичность, тяготение к ансамблю и синтезу искусств. Но если в ансамблях Ренессанса всегда сохранялось четкое расчленение видов искусств, то для барокко характерна значительно большая степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи. Эта синтетичность – основополагающая черта барокко, которому вместе с тем присущи контрастность, динамичность, напряженность, слияние иллюзии и реальности, возвышенного и бытового, идеального и материального, что было способом выражения сложности мироздания, его динамической изменчивости. Искусство барокко отличается пышностью, экзальтацией образов. В архитектуре барокко преобладают эффектный размах, текучесть криволинейных форм, богатство и зрелищность (Джованни Лоренцо Бернини, Франческо Борромини), слияние объемов и ярусов в одну динамическую массу, преодоление горизонталей с помощью скульптурного декора, необычайное ощущение взаимодействия архитектурной массы и пространства. Именно в эпоху барокко получили распространение городские и дворцово-парковые ансамбли.

Борромини, настоящее имя Кастелли Франческо (1599 – 1667), известный итальянский архитектор зрелого барокко. Церковь св. Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-але-кватро-Фонтане – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. Архитектура церкви оказала огромное влияние на развитие зодчества последующего периода. Бернини Джованни Лоренцо (1598 – 1680) – выдающийся представитель барокко. Органично сочетал архитектуру и скульптуру, использовал различные материалы, раскраску, позолоту, световые эффекты. Основные архитектурные работы: комплекс собора и площади св. Петра в Риме, церковь Сант-Андреа аль Квиринале в Риме, парадная Королевская лестница («Скала реджа») в Ватикане. Прославленный зодчий был приглашен французским королем Людовиком XIV в Париж для перестройки Лувра. Однако проект, сделанный в стиле барокко, не был осуществлен. Л. Бернини – скульптор и декоратор.

Собор св. Петра в Риме – образец монументального ансамбля барокко. История строительства собора.

Ансамбли позднего барокко в Риме (Испанская лестница, арх. А. Спекки, Ф. де Санктис; Фон­тан ди Треви, арх. Николло Сальви).

Формирование классицизма во французской архитектуре: регулярный дворцово-парковый ансамбль в Во-ле-Виконт; строительство Лувра; ансамбль королевской резиденции в Версале. Синтез пластических искусств. Выдающиеся мастера архитектуры классицизма: К. Перро, Л. Лево, Ж.А. Мансар; садово-парковое искусство А. Ленотра.

Исторические предпосылки развития архитектуры классицизма в Англии. К. Рен – крупнейший зодчий классицизма, его работы над собором св. Павла и другими церковными зданиями в Лондоне, синтез готических, барочных и классицистических традиций, гражданские постройки – Госпиталь в Гринвиче. Мастерская Рэна как архитектурная в школа. Д. Вэнброу как представитель «барочной» линии в школе Рэна – замки Бленхейм, Кестл Хоуард. Д. Гиббс и классицизирующее направление школы Рэна – Рэдклифская библиотека в Оксфорде. Деятельность лорда Барлингтона, здание «Британского Витрувия», работ Палладио и Джонса. Творчество В. Кента как видного представителя этого направления – замок Холькхэм-холл.

Английское палладианство как своеобразное проявление концепции классицизма, архитекторы братья Адам-замок Кэдльстон-холл и У. Чемберс – дворец Сомерсет в Лондоне. Образы китайской архитектуры в творчестве Чемберса. Различие между общим развитием французского и английского классицизма.

Исторические предпосылки развития архитектуры барокко в Германии. Связи южных (католических) областей с Италией; связи северных земель с Голландией, возрастающее значение французских влияний. Сопоставление композиции дворцовых зданий в Берлине (А. Шлютер), Вюрцбурге (И.Б. Нейман) и Мангейме. Жилая бюргерская застройка Саксонии – (Дрезден, Лейпциг). Дворцовый комплекс Цвингер в Дрездене (М.Д. Пеппельман) и проблема его стилевой принадлежности. Античные, ренессансные и барочные истоки его композиции, готические (народные) традиции пластического выявления тектоники. Отход от барочных традиций, влияние французского классицизма на примере творчества Кнобельсдорфа – постройки в Потсдаме, театр в Берлине.

Соединение барочно-римского и французского влияний в архитектуре Австрии. Творчество И.Б. Фишера фон Эрлах и становление национальной школы барокко. Проект дворца Шенбрунн и его версальский прототип. Верхний Бельведер в Вене – архитектор Гильдебрандт. Угасание барочных традиций, черты своеобразия и подражательности в архитектуре австрийского классицизма – павильон Глориэтта в Вене, архитектор Гогенберг.

Просвещение как особый этап в развитии европейской художественной культуры. Влияние французской революции на социально-культурную атмосферу эпохи. Век фи­лософов и энциклопедистов.

Сложение стиля рококо во Франции, синтез искусств в рокайльном интерьере (отель «Субиз», арх. Ж. Боффран). Рококо (фр. Rococo, от орнаментального мотива рокайль), рокайль – стиль европейского искусства 2-й четверти и середины XVIII в. Проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратив присущие барокко монументальность и размах, связь с торжественной парадностью ритуализованного быта. Для французского рококо характерны отказ от ордера в интерьере, причудливый, изысканный орнамент (завитки, рокайли), покрывающий стены и потолки, внимание к удобству человека, к комфорту и утонченности каждодневного бытия (мебель Шарля Крессана, Жана Анри Ризенера, решетки Жака Ламура); изобразительное искусство рококо (живопись и графика Франсуа Буше, скульптора Жана Батиста Лемуана) отличают асимметрия композиции, демонстративное легкомыслие, изящество, легкие светлые краски и светские, преимущественно любовные, сюжеты. Французское рококо проникает в менее обеспеченные слои населения, создавая в домах атмосферу комфорта и уюта. В Южной Германии и Австрии рококо соединяется с традицией барокко, создавая мощные и причудливые ансамбли и богатое декоративное искусство (архитекторы Бальтазар Нёйман, Даниель Пёппельман; майссенский фарфор).

Чурригереско (исп. Churriguereco) – архитектурно-декоративный стиль в Испании 2-й пол. XVII и XVIII века, испанский вариант барокко, соединенный с мотивами готики и платереско. Назван по имени Хосе Бенито де Чурригеры, крупнейшего архитектора на рубеже XVII – XVIII вв. Чурригереско отличается крайне пышной, виртуозной, даже вычурной орнаментикой (изогнутые волнообразные карнизы, витые и канделябровые колонны, обильный скульптурный декор).

Подъем классицизма во французском архитектуре XVIII века. Творчество Ж.А. Габриэля (площадь Согласия в Париже, Малый Трианон в Версале). Габриэль Жак Анж (1698–1782), выдающийся французский архитектор, один из основоположников классицизма XVIII века. Окончил академию архитектуры в Париже. С 1742 года – первый архитектор короля и президент Академии архитектуры. Строил исключительно для Людовика XV; развивал такие королевские дворцы как Фонтенбло, Компьен, Версаль; выработал новый тип особняка (Малый Трианон в парке Версаля). Площадь Согласия в Париже по проекту Габриеля – образец открытой площади. Суффло Жак Жермен (1713–1780), французский архитектор, представитель и основоположник французского классицизма XVIII века. Учился во Французской академии искусств в Риме. Самая значительная работа – перестройка церкви Сент-Женевьев, к которой он подошел как к градостроительной проблеме. В плане церковь представляет греческий крест; восьмиугольное крестообразное пересечение покрыто куполом (D 21,5), покоящимся на четырех легких трехгранных опорах. Под куполом должна была находиться могила св. Женевьевы, покровительницы Парижа. В постройке соединены простота линий, присущая греческой архитектуре, и римский купол. Значение для английской культуры деятельности архи­тектора Кристофера Рена (1632–1723), английского архитектора и математика, крупнейшего представителя английского классицизма. Самым крупным произведением Рена, создавшим ему славу, был собор св. Павла в Лондоне. Кроме собора Реном еще была сооружена еще 51 церковь. Роль пал­ладианства в зодчестве Англии, сосуществование палладианских традиций и псевдоготики.

Ландшафтная архитектура. Дворцовые и садово-парковые ан­самбли в архитектуре Франции, Англии и Германии: регулярный французский и ландшафтный английский парки; ансамбли Дрездена («Цвингер», арх. М. Пеппельман), «Сан-Суси» в Потсдаме, арх. Г.Г. Кнобельсдорф и др.

Во Франции XVII века архитектор Андре Ленотр разрабатывает строго геометрическую планировку регулярного парка («французского»), размещенного на плоской местности или на пологом склоне: зеленые партеры, бассейны, боскеты, скульптура, аллеи, расходившиеся лучами от дворца, создавали величественное зрелище (Во-ле-Виконт, Версаль). В середине XVIII века в Англии (архитекторы Чарлз Бриджмен, Уильям Кент) зародились пейзажные парки («английские»), распространившиеся затем в Европе: свободная планировка, мотивы естественной природы (лужайки, озера, реки, тропинки, группы деревьев) дополнялись романтическими руинами и имитациями сельских построек.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: В 2 т. – М., 1979.

2. Всемирная история архитектуры. – М., 1969. – Т. 7.

3. Всеобщая история архитектуры/ Под ред. Б.П. Михайлова – М., 1963. – Т. 2.

4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учебник для вузов: В 5 т. – Москва, 1984. – Т.1.

5. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – Москва, 2005.

Дополнительная литература

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.

2. Каплун А.И. Стиль и архитектура. – Москва, 1985.

3. Леврон Ж. Лучшие произведения французских архитекторов прошлого. – Москва, 1986.

4. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – Москва, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: