Тема 13 Архитектура Древней Руси (1 час)




План лекции

  1. Русское деревянное зодчество
  2. Архитектура Киевской Руси
  3. Архитектура Новгорода
  4. Архитектура древнерусских княжеств
  5. Архитектура Московского княжества
  6. Архитектура Древней Руси XVI – XVII вв.

Краткое содержание

Русское деревянное зодчество. И.Э.Грабарь подчеркивал, что Древняя Русь по преимуществу страна зодчих. Изучение архитектуры Древней Руси начинаем с деревянного зодчества, так как именно в дереве как наиболее доступном строительном материале в Древней Руси были выработаны многие строительные и композиционные приемы, архитектурные формы еще до появления каменных построек. Максимально использовались сосна, лиственница, ель, обладающие сопротивляемостью к гниению. Деревянные сооружения: рубленая конструкция – сруб, основным конструктивным элементом является венец – сочетание четырех бревен, составляющих в плане прямоугольник или квадрат; сруб – ряд венцов. Срубы: прямоугольные, четверики, реже шестерики, восьмерики. Сруб – исходный элемент всего деревянного сооружения. Модулем деревянных рубленых строений являются бревна, из которых состоит сруб. Приемы врубок: «в обло» (с остатком), «в лапу» (без остатка), «в реж». Строения возводились на подклете (имел значение цоколя). Покрытия: двускатные, шатровые, бочкообразные; использовались крыши кубчатой, луковичной, скирдообразной и других форм; применялась и каркасная конструкция (для галерей, некоторых колоколен в XVII веке). Кровельный лемех изготавливали из осины. Лемех – старинный кровельный материал, деревянная «черепица» для покрытия куполов, бочек, кокошников, луковичных головок православных храмов; изготовлялась из осиновых дощечек, концы которых заострялись в виде ступенчатого клина («городчатый») либо имели округлое завершение или треугольное, - отсюда и название «лемех», т.к. они напоминали лемех плуга. Покрытие лемехом очень сложно, ибо дощечки не выпиливались, а вытесывались в соответствии с кривизной очередного слоя, отсюда высокие требования к качеству древесины. Культовые постройки на Руси: церкви, часовни, многоглавые храмы. Крепостные сооружения: крепости, важным элементом которых были боевые башни («вежи»). Жилые дома: наиболее распространенным типом жилища в Древней Руси была односрубная четырехстенная изба с сенями (изба от слова «истьба», истопка). Трехчастная планировка дома: изба, сени, клети. Русский крестьянский дом: изба – четырехстенка, пятистенка, шестистенка. Богатые посадские дома и хоромы (большой дом). Примером дворцовых деревянных построек является выдающийся памятник архитектуры – дворец в селе Коломенском под Москвой (не сохранился). Дворец был построен в 1667 – 1668 гг. мастерами Семеном Петровым, Иваном Михайловым и частично перестроен в 1681 году Саввой Дементьевым. Простояв 100 лет он был разобран из-за ветхости по Указу Екатерины II. Выдающимся ансамблем русского деревянного зодчества является погост Кижи. Архитектура Киевской Руси. Первым крупным очагом русской культуры стала Киевская Русь, его политическим и культурным центром Киев – мать русских городов. Наивысшего расцвета киевская культура достигла при князе Владимире и Ярославе Мудром. В арабских рукописях и нормандских сагах Русь называли «страной городов» – градарикой. Древнерусский город, его планировочная структура. Административным и идеологическим центром города был «детинец» («вышгород»). Вокруг «детинца» формировался «окольный град» («посад»), который дополнялся предградьями и ремесленными поселениями. Первые каменные постройки в Киеве. При князе Владимире с помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (996 г.) – церковь Десятинная (в 1240 году храм был полностью разрушен). Следующий значительный этап в развитии каменного зодчества приходится на годы княжения Ярослава Мудрого (1019 – 1054 гг.). Город Ярослава. Все ворота города были каменными. Золотые ворота были увенчаны надвратной церковью Благовещения. Наименования ворот повторяет название знаменитых Константинопольских «врат». Золотые ворота представляли мощную крепостную башню с широким (7,5 м) проездом. До 1982 года ворота находились в развалинах. Стены выполнены в смешанной кладке. Храм св. Софии в Киеве, согласно легенде, начинает возводиться в 1037 году (по другим данным в 1019 – 1031/32 гг.) на месте древнего монастыря. София Пемудрая олицетворяла градохранительницу и мудрую устроительницу дома. Представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера двумя обходами – галереями. В наружную галерею с западной стороны включены две лестничные башни, которые вели на хоры и плоскую кровлю – гульбище. Храм был разрушен; перестроенная в более позднее время церковь сохранилась до наших дней. Кладка: кирпич, камень, широкие слои раствора; своды коробовые, структурной основой является каркас. Наиболее важные части интерьера: главный купол, паруса – подпружные арки, центральная апсида. Пять апсид, пять нефов, тринадцать глав. Внешние объемы плавно повышаются к центру, главному куполу. В убранстве храма используются мрамор, майолика, шиферные плиты с рельефами; стены декорированы мозаичными и фресковыми композициями. Росписи храма св. Софии строго подчинены системе канона: в куполе Христос – Вседержитель, в апсиде – Богоматерь Оранта, молящаяся за род людской, Евхаристия, отцы церкви; под куполом на парусах (сферических треугольниках, с помощью которых осуществляется переход от круглого основания купола к квадрату средокрестия) – четыре евангелиста; на восточных столпах центрального нефа – сцена Благовещения. В отличие от византийской традиции в оформлении интерьера киевской Софии были совмещены техники мозаики и фрески. Архитектура Новгорода. Благодаря своему выгодному географическому положению Новгород уже в X веке сделался крупным торговым и ремесленным центром восточной Европы. Окруженный болотами и непроходимыми топями Новгород не стал добычей татаро-монголов. Своеобразие общественной жизни Новгорода определила демократичность его культуры и искусства. В начале XII века он превратился в вечевую республику. Главный храм св. Софии в Новгороде (1045 – 1052 гг.) строится в детинце на месте сгоревшей дубовой церкви (989 г.). Высота Софии новгородской на 2 м с небольшим превосходит киевскую (28,5 м). Основной пятинефный объем завершен пятью куполами. Шестой купол возведен над круглой, ведущей на хоры лестницей, вносит в композицию живописную асимметрию. Храм отличается от киевского массивностью, строгостью, лаконизмом форм и конструктивной определенностью. Своеобразной конструктивной особенностью было применение в нем двух неизвестных в других русских постройках этого времени видов сводов и соответствующих им закомар. Большие плоскости стен лишены декора, расчленены сильно выступающими лопатками, напоминающими контрфорсы. Купола «шлемовидные». Первоначально не был отштукатурен. Внешнему его облику особую суровость предавали стены, сложенные из неправильных блоков грубо отесанных камней, скрепленных розоватым (от примеси толченого кирпича) известковым раствором. Однако побелка в XII веке не уничтожила этого впечатления, и даже сообщила храму большую целостность и единство. В целом сооружение имеет особую монументальность. Между 1044 – 1066 гг. возводится еще один Софийский собор в третьем важнейшем городе Древней Руси – Полоцке. Таким образом, в трех центрах формирование древнерусской культуры сооружаются соборы Софии, которые служили наглядными силами государственности и силы великого князя. Во 2-й половине XII века в новгородской архитектуре появляются новые черты, строятся многочисленные небольшие, одноглавые, трехапсидные церкви: церкви Георгия в Старой Ладоге, Спаса на Нередице, Благовещения в Аркажах, Петра и Павла на Синичьей горе. Характеризуя идеал новгородца, И.Э.Грабарь писал: «… В его зодчестве – такие же, как сам он, простые, но крепкие стены…, могучие силуэты, энергичные массы. Идеал новгородца – сила и красота и его – красота силы». Памятники архитектуры древнего Новгорода XIII – XIV вв.: церкви Параскевы-Пятницы (1207 г.), Николы на Липне (1295 г., среди болот – «липны»), Федора Стратилата на Ручью (1360 – 1361 гг.), Успенская церковь на Волотовом поле (1352 г.), Спаса на Ковалеве (1345 г.), Спаса Преображения на Ильине улице (1374 г.) и др. В 1378 году новгородскую церковь Спаса Преображения на Ильине расписал Феофан Грек, прибывший на Русь из Византии. Особенности архитектурно-художественного решения, увеличение размеров и усиление нарядности декора. В XV веке завершается «золотой век» новгородской культуры, архитектуры. После присоединения Новгорода в 1478 году к Москве архитектура Новгорода, сохраняя своеобразие, развивается в целом в русле общих тенденций русского зодчества.

Архитектура древнерусских княжеств. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Грандиозное строительство во Владимере развернулось при Андрее Боголюбском. В XII веке возводятся Золотые ворота (высота 14 м), Успенский собор (1158 – 1161 гг.), Дмитриевский собор (1193 – 1197 гг., посвящен св. Дмитрию). Успенский собор сильно пострадал во время большого городского пожара в 1185 году и в течение четырех лет подвергался капитальной перестройке. Уже в первоначальном виде собор свидетельствовал об успешном использовании романской архитектуры (перспективные порталы, аркатурный фриз (пояс с колонками), кубические капители, обильное применение резного камня); был шестистолпный, трехнефный, одноглавый. Восстановленный после пожара – пятинефный, пятикупольный, эти изменения сообщили храму величавость и торжественность (высота 32,5 м). Правильный куб основного объема Дмитриевского собора сообщает ему устойчивость; торжественность и пышность внешнего облика усиливается богатейшим скульптурным убранством: стены от аркатурного пояса до завершения закомар покрыты декором, который является отличительной особенностью архитектуры Владимира. Жемчужина древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли (1165 г.). Легенда и история. Выгодное место для строительства: там, где Клязьма впадает в Нерль (Клязьма впадала в Оку, а Ока в Волгу). Фундамент (1,6 м) ® стены ® холм (высотой около 4 м). На холме предстояло вырасти храму. Храм четырехстолпный, одноглавый, трехапсидный; ширина 10 м, высота 30 м, длина 14 м с запада на восток. Архитектурный образ: ощущение устремленности ввысь, стены не абсолютно вертикальны, в середине стены аркатурный пояс (в романской архитектуре в Европе он чаще всего завершал стены); благодаря зрительному восприятию верхняя половина стены казалась больше, выше; узкие окна второго яруса нарочито сделаны выше нижних окон, апсиды небольшие, почти плоские. Первоначальный облик храма и существующий. В начале храм был обнесен высокой стеной, ее фундамент и остатки обнаружены при археологических раскопках в 1955 году; к храму шла широкая каменная лестница. Скульптурный декор церкви.

Архитектура Московского княжества. Летоисчисление Москвы ведется с 4 апреля 1147 года. «Град Москва» заложен Юрием Долгоруким в 1156 году. Схема расширения Московского Кремля: деревянный тын Москвы до 1156 г.; деревянные стены Москвы, построенные князем Юрием Долгоруким в 1156 г.; первые соборы Кремля не сохранились до наших дней; в 1339 – 1340 году при Иване Калите была построена дубовая крепость Кремля; в 1367 году Дмитрий Донской заменил стены на белокаменные; перестройка Кремля, ныне существующие стены Кремля, возведенные Иваном III в 1485 – 1495 гг. Площадь называется Соборной, так как здесь построены Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы. Успенский собор (1475 – 1479 гг.) сооружен при Иване III приглашенным из Италии итальянским зодчим Аристотелем Фьораванти; здесь проходили венчания на княжение, позднее на царство. Летописец, пораженный красотой собора, говорил: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, оприче Владимирской церкви…, а мастер Аристотель». Благовещенский собор (1484 – 1489 гг.) – это домовая церковь московских государей, чем и объясняются его небольшие размеры, строили псковские мастера. Архангельский собор (1505 – 1509 гг.) – храм-усыпальница, строился Аливизом Новым, назван в честь Михаила Архангела, почитавшегося как предводителя воинской рати. Грановитая палата Московского Кремля служившая тронным залом (высота верхней точки свода 9 м), зодчие Марко Руффо и Пьетро Солари (ее называли Великой, Большой, Золотой, Малахитовой). Колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин, высота 81 м, 329 ступеней). Церковь Ризположения. Дворцы и терема: Теремной дворец для династии Романовых (XVII век), Потешный, Патриарший дворцы. Башни Московского Кремля (их 20): Спасская, Тайницкая, Беклемишевская, Свиблова башня, Царская, Набатная, Костантино-Еленинская, Петровская, Вторая Безымянная, Первая Безымянная, Благовещенская, Водовзводная, Боровицкая, Оружейная (или Конюшенная), Комендантская, Троицкая, Кутафья, Угловая Арсенальная, Никольская, Сенатская. Стены и башни возводились 10 лет, с 1485 – 1495 гг. Длина стен – 2235 м, высота от 5 до 19 м, толщина от 3,5 до 6,5 м. В XVII веке башни перестраивались; перестройку башни Спасской осуществляли Бажен Огурцов и его товарищи Степан Караулов, Григорий Загряжский, подняли над ней шатер-колокольню 71 м. Архитектура Древней Руси XVI – XVII вв. С созданием единого государства стал формироваться общерусский стиль. В отличие от Византии на Руси строились церкви с шатровым навершием. С 50-х годов XVI века шатровый стиль народной деревянной архитектуры начинает проникать в каменное зодчество. В 1532 году в ознаменование рождения у Василия III долгожданного наследника престола – будущего Ивана Грозного в подмосковном селе Коломенском была построена шатровая церковь Вознесения. Выдающимся памятником архитектуры XVI века является храм Василия Блаженного. Собор Покрова, что на Рву, – памятник в честь победы и покорения Иваном IV Казанского и Архангельского царств в 1552 – 1554 гг. Мастера – Барма и Постник Яковлев. Архитектурный образ: восемь столпообразных храмов, симметрично расположенных вокруг девятого, увенчанного шатром. Центральный храм посвящен празднику Покрова Богородицы, поэтому собор и назывался собором Покрова. Строительство велось с 1555 по 1561 годы. Позже после 1588 года в северо-восточном углу была сооружена 10-я церковь над могилой известного в Москве юродивого – Василия Блаженного, по имени этой церкви собор получил свое второе наименование. Особенности архитектуры XVII века. В 1620 году возобновляется деятельность Приказа каменных дел (мастера здесь стояли на службе). В середине XVII века строители уже пользовались переводными руководствами: «Книга, в ней писаны, как учить делать каменного дела церквей или палат». Москва, подвергшаяся разорению, начинает отстраиваться. Так, в XVII веке строится Теремной дворец Московского Кремля, осуществляется перестройка старых Патриарших палат. В Москве возводятся «хоромы каменные», княжеские палаты. В строительстве в основном применяется камень, используются железные связи. Каменные палаты появляются в других богатых городах: так, один из первых каменных домов Пскова принадлежал семье купцов Поганкиных. Расширяется Китай-город в Москве. Стилевые закономерности: особое внимание уделяется фасаду, например, фасад Теремного дворца равномерно расчленен лопатками, завершен карнизом с изразцовым фризом; элементы регулярности сочетаются с красочным узорочьем, архитектурный порядок дополняется живописностью выразительного силуэта. Архитектура в середине и 2-й половине XVII века отличается монументальностью, многообразием форм, живописностью масс, богатой декоративностью. Яркая полихромия достигается массовым применением цветных поливных изразцов или сочетанием белокаменных деталей с красной кирпичной стеной; применение в одном здании разнообразных декоративных элементов стали характерными признаками архитектуры. Увеличился удельный вес гражданских сооружений, каменных жилых палат, монастырских комплексов, трапезных палат; стираются границы между культовыми и светскими постройками.

Основные памятники архитектуры. Церковь Троицы в Никитниках (1631 – 1635 гг.) строилась на средства богатейших купцов Никитниковых. Возникает сложная композиция: торговые склады, приделы по бокам храма, комплекс галерей или трапезной, включение в композицию колокольни. Вместе с тем композиция компактна и симметрична, так как различные по формам объемы объединены в целостный ансамбль. Композиция нарастает ввысь: каменный цоколь, монументальный подклет служат основанием для верхних частей храма. По мере нарастания высоты усиливается пластичность и декоративность форм. Орнамент – ковровый, растительный, с вкомпонованными птицами напоминает о декоре владимиро-суздальских мастеров. Изображение зверей и птиц стилизованно, напоминает о пережитках языческой мифологии и одновременно о фольклорности мировосприятия. Троицкий собор в Муроме, церковь Ильи Пророка в Ярославле, церковь Рождества Богородицы в Путинках и др. Особое место в культовой архитектуре XVII столетия занимают шатровые храмы (шатры возводятся ради выразительности силуэта): церковь в с. Медведково в усадьбе выдающегося полководца – князя Дмитрия Пожарского. Интерьеры начинают терять свою замкнутость, большую роль играет освещение, то есть церкви XVII века далеки от средневекового облика. Московское или «нарышкинское» барокко. Распространение – в Москве и Подмосковье. Широко применяются ордерные детали и архитектурно-скульптурное убранство, достижения западноевропейской архитектуры. Тип храма – центрический, ярусный, храм-колокольня. В тоже время используются традиции деревянного зодчества. Тип церкви-колокольни – храм Покрова в селе Филях под Москвой (1693 – 1694 гг.): гармоничность, динамизм и торжественность композиции. Ансамбль Новодевичьего монастыря.

XVII век завершает 7-вековой период каменного древнерусского зодчества, вошедшего в летопись мировой архитектуры.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Всеобщая история архитектуры: Учеб. пособие для архит. вузов и факультетов / Под ред. Б.П.Михайлова. – М., 1958. – Т. 1; 1963. – Т. 2. – С. 250 – 296.

2. Всемирная история архитектуры. – М. – Л., 1966. – Т. 3; 1968. – Т. 6.

Дополнительная литература

1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. пособие. – М., 1983. – С. 98 – 108.

2. Максимов П.Н. Творческие методы древнерусских зодчих. – М., 1976.

3. Пилявский В.И. Национальные особенности русской архитектуры: Учеб.пособие. – Л., 1974.

4. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – Л., 1984.

5. Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество XVII века. – М., 1966.

6. Тиц А.А. Загадки древнерусского чертежа. – М., 1978.

7. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве русского Севера. Пространственная организация, композиционные приемы, восприятие. – Л., 1982.

8. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: