План лекции:
1. Формалистическое направление в теории архитектуры
2. Ретроспективизм взглядов на архитектуру
3. Зарождение функционалистского направления
4. Рационалистические принципы в архитектуре. Чикагская школа. Л.Салливен
Краткое содержание
Формирование новой «Науки об искусстве» с ее центральным понятием – стиль. Расцвет формалистического направления в теории архитектуры. Труды Генриха Вельфлина («Ренессанс и барокко», 1888, «Классическое искусство», 1899, «Основные понятия истории искусства», 1915); открытие объективных закономерностей эволюции художественной формы, выраженное в пяти оппозициях, образующих систему понятий как целостную модель развития стиля. А. Ригль и его концепция развития архитектуры. Циклическая эволюция принципов строения формы, изложенная в работе Э. Кон-Винера «История стилей изящных искусств», 1910. Архитектурная форма как «система значений, определяющая стиль» в трудах П. Франкля и Э. Панофского. Теоретические взгляды М. Дворжака, Э. Кассирера, В. Дроста.
Последовательный ретроспективизм взглядов на архитектуру К. Зитте («Градостроительство на художественных основах», 1889). Принципы отношения к античному и средневековому наследию, сформулированные А. Бринкманом в работах «Площадь и монумент как проблема художественной формы», 1908.
Зарождение функционалистического направления, теория австрийского архитектора Отто Вагнера («Современная архитектура»).
Функционализм (от лат. исполнение) – направление в архитектуре ХХ века, утверждающее главенство практических функций, жизненных человеческих потребностей в определении планов и форм сооружений. Почву функционализму составила во второй половине XIX века борьба против эклектики, стремление восстановить единство эстетики и практики, выработать новый принцип целесообразности архитектурной формы, определяющейся функциональным назначением и конструкцией здания. Функционализм сформировался к концу XIX века, когда американский архитектор Луис Салливен выступил с установкой «форма должна соответвовать функции». Этот лозунг был подхвачен основателями современной архитектуры ХХ века: в Германии – школой Баухауз во главе с В.Гропиусом; во Франции – Шарлем Эдуардом Жаннере (Ле Корбюзье); в Нидерландах – группой Де Стейл во главе с Питером Аудом.
|
Чикагская щкола. Строгая функциональная и конструктивная логика в работах архитекторов Чикагской школы, строительство первых небоскребов, магазинов, конторских зданий. Л.Салливен. Луис Генри Салливен (1856–1924), американский архитектор и теоретик архитектуры, представитель Чикагской архитектурной школы, один из пионеров рационализма и родоначальников архитектуры XX века. Родился в Бостоне. Последовательного образования не получил. В 16 лет поступил в Первую архитектурную школу США, открытую в 1866 году при Массачусетском технологическом институте, но проучился в ней только год. В 1874 году отправился в Европу, где посещал престижную Школу изящных искусств в Париже. В 1875 году ему пришлось вернуться в Чикаго, где обосновалась его семья. В этот период город отстраивался после громадного пожара 1871 года и для архитектора открывалось широкое поле деятельности. То было время начала строительства в Америке многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой Чикагской школы. Архитекторы Чикагской школы применяли конструкцию нового типа – металлический каркас, которая диктовала и выбор внешних форм. Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой; они были объединены в единое целое. И наиболее ярким ее представителем является Л. Салливен, расцвет творчества которого совпал в расцветом Чикагской школы (1883–1893). В 1879 году он поступил в ателье талантливого инженера Д. Адлера и через 2 года стал его компаньоном. В 1883 году организует в Чикаго свое бюро. Салливен взял на себя решение архитектурно-художественных проблем; Адлер занимался деловой и инженерной работой, планировкой зданий. Их содружество просуществовало до 1895 года. Салливен был не только блестящим практиком, он разработал и теоретические основы рационалистической архитектуры XX столетия. Свои идеи он изложил в работах «Беседа в детском саду» (1901), «Автобиография одной идеи (1924) и «Статьях разных лет». Первая крупная работа в Чикаго – «Аудиториум», где Салливен применил складывающиеся панели потолка. Рост стоимости земли в деловом центре городов Америки породил новый тип зданий – небоскребы. Изобретение пассажирского лифта и применение металлического каркаса способствовало развитию зданий в высоту. Одна из лучших работ архитектора – универсальный магазин в Чикаго (ныне – магазин Карлсона, Пири и Скотта). На фасаде хорошо читается каркасная конструкция; в пропорциях выделены цокольная и завершающая карнизная часть здания, что характерно для всех работ архиектора.
|
Влияние Чикагской школы ослабело с наступлением волны эклектики в американской архитектуре. Но Салливен остался верен ее рационалистическим принципам. Творчество Саддивена наложило отпечаток на молодое поколение архитекторов. Большой заслугой Л. Салливена было создание концепции «органичной архитектуры», блестяще развитой его учеником Ф.Л. Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто.
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Архитектура Запада – 3. – М., 1983
2. Архитектура Запада – 4. – М., 1986
3. Всеобщая история архитектуры: Учебник: В 2 т. / Под ред. Б.П.Михайлова. – М., 1958 – 1963.
4. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учебник для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т.1.
Дополнительная литература
1. Комарова И.И. Архитекторы. 300 биографий: Краткий биографический словарь. – М., 2000.
2. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.