Тема 19 Европейский модерн и его мастера (1 час)




План лекции:

1. Создание стиля эпохи

2. Национальные разновидности модерна

3. Мастера европейского модерна. Творческие биографии

4. «Рационалистические» тенденции в модерне: Петер Беренс, Отто Вагнер, Адольф

Лоос, Огюст Перре

 

Краткое содержание

Формирование стиля модерн (фр. moderne – новейший, современный) в европейском искусстве рубежа ХIХ – ХХ веков. «Ар Нуво» – во Франции, Бельгии и Англии; «Югендстиль» – в Германии; «Сецессион» – в Австрии; «Либерти» – в Италии; «Модернисмо» – в Испании и др. Идейно-философской основой, на которой возрастало «новое искусство», был неоромантизм. Идея «преобразования окружающего мира» посредством красоты, т.е. средствами искусства. Идея синтеза искусств способствовала возникновению оригинальной и яркой эстетики модерна. Основой синтеза виделась архитектура, объединяющая все виды искусства. Отход от эклектики, поиски индивидуальных архитектурных и планировочных решений. Органическое слияние конструктивных и декоративных элементов. Использование новых строительных материалов (железобетон, облицовочная плитка), декоративность. Наиболее целостными примерами синтеза искусств являются особняки, павильоны, общественные здания в Бельгии, Австрии, Испании, Германии, Шотландии (архитекторы Виктор Орта, Хенри ван де Велде, Чарлз Макинтош, Антонио Гауди). Формообразование в модерне: «изнутри наружу», принцип уподобления рукотворной формы природной и наоборот, орнамент, стилизация.

Виктор Орта (1861–1947), блестящий представитель Ар нуво – стиля, получившего развитие в конце XIX века в архитектуре и прикладном искусстве. В. Орта родился в Генте (Бельгия); учился в Академии художеств в Генте, затем поступил в Академию изящных искусств в Брюсселе. По окончании, в 1884 году, вошел в архитектурное бюро А. Балата; в 1890 году открыл свой офис в Париже. На первые работы сильное влияние оказало творчество Г. Эйфеля, Контакиена, Я. Тооропа. В 1892 году Виктор Орта спроектировал выдающийся дом, ставший знаменитым – Дом Тасселя в Брюсселе – первый пример использования железа в жилом доме. Дом был лишен каких-либо черт исторических стилей. В 1897 году Орта построил в Брюсселе Народный дом. «Его изгибающийся фасад из стекла и металла представляет собой одно из самых смелых архитектурных решений эпохи» З. Гидион.

Хенри ван де Велде (1863–1957), один из основоположников бельгийской ветви «стиля модерн» — «ар нуво» (Art Nouveau), выдающийся архитектор-новатор рубежа XIX–XX вв., богато одаренный музыкант, художник, мастер декоративного искусства, архитектор, теоретик архитектуры и литератор, — он соединил в себе талант теоретика, практика и педагога. Родился в Антверпене. Окончил Антверпенскую академию художеств; занятия живописью продолжил у Карлоса Дюрана в Париже. На формирование его взглядов оказали влияние философы и литераторы, связанные с эстетикой символизма (Ницше, Вунд, Ригль, Уайльд, Метерлинк т.п.). Особенно привлекал его пуантилизм Сера, который, по мнению Вельде, открывал новые перспективы для архитектурного творчества.

В 1886 году вернулся в Антверпен, где стал основателем «Кружка независимых» в содружестве с неоимпрессионистами. В 1889 году примкнул к известному авангардистскому кружку «XX», в котором начал интересоваться синтетическим искусством и живописью Поля Гогена, а также английским объединением «Искусств и ремесел» и деятельностью У.Морриса. Обратился к проектированию мебели, ювелирных украшений, стекла одновременно. В проектах мебели (с 1894 года), постройках, оформлении интерьеров инициировал стиль модерн, используя криволинейные формы и декор. Разработал свою философию линии, приравнивая линию к художественной силе, «действующей подобно всем стихийным силам». Выступал в печати как художественный обозреватель, одновременно увлекался книжной графикой.

Архитектурой занялся в возрасте 31 года, когда им был изложен взгляд на архитектуру в эссе «Очищение архитектуры» (1894). Его первой архитектурной работой был собственный особняк «Блуменверф» в Эккле близ Брюсселя, в котором спроектировал все, включая убранство и одежду. Этот дом — яркий пример синтеза всех искусств.

Переехав в Германию, стал одним из организаторов Верк­бунда, создателем и руководителем Саксонской художественно-промышленной школы искусств и ремесел в Веймаре (Высшее техническое училище прикладных искусств, или Веймарская школа прикладного искусства, созданная герцогом Саксонским, при дворе которого Вельде был в качестве советника по делам искусств). Прославился как педагог-новатор: ученики под его руководством обучались технике рисунка, изучали цвет как самостоятельную дисциплину и главное внимание уделяли орнаменту.

Вернувшись на родину, продолжал практическую деятельность, организовал и возглавлял Высший институт декоративного искусства в Брюсселе, развивая идеи, заложенные им в Веймаре. Основные архитектурные работы: магазин ремесел Гогенцоллерна, магазин Хаби; проект театра для кельнской выставки Верк­бунда; здание музея Кроллер-Мюллер в Оттерло в Германии. Последним трудом Ван де Вельде являются его мемуары, в которых он подробно описывает свою творческую жизнь и раскрывает свою теоретическую концепцию. «Если промышленности снова удастся сплавить стремящиеся разойтись искусства, то мы будем радоваться и благодарить ее за это. Обусловленные ею преобразования — не что иное, как естественное развитие материалов и средств выразительности и приспособление к требованиям современности» (Ван де Вельде).

Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928), выдающийся шотландский архитектор и дизайнер, один из родоначальников стиля модерн, оказавший влияние на формирование рационализма в архитектуре Европы. Родился в Глазго 7 июня 1868 года. С детства он держался в стороне от шумных компаний. Мальчик страдал от травмы ноги, и это обрекало его на сидячий образ жизни. Чарльз создал большой цикл рисунков, посвященный садовым цветам, — «Гербарий». Цветы, увиденные в детстве, со временем украсили интерьеры многих общественных зданий, в стилизованной форме отразились в орнаменте.

Получив художественное и архитектурное образование, работал чертежником (1889–1913). Награждение премией А.Томп­сона дало архитектору возможность посетить Италию и Францию, Брюссель и Антверпен. Это путешествие оказало большое влияние на дальнейшее развитие архитектора.

Макинтош придавал большое значение созданию нового изобразительного языка графики, отличающегося от академического стиля. Изучал и зарисовывал различные, часто неожиданные, природные формы, например, узор, возникший на срезе кочана капусты, или рыбий глаз под микроскопом. Позднее он пытался выразить настроение, чаще всего меланхолическое, какого-либо стихотворного или прозаического фрагмента абстрактным соединением изогнутых линий.

Организовал «Группу четырех», члены которой развивали новый визуальный и символический язык в дизайне. Выставка в Льеже (1895) принесла известность этому объединению. На выставке нового искусства в Париже Макинтош выступал как плакатист.

В архитектуре модерна особое значение приобрел жанр — «Дом художника», или «Дом для любителя искусства». В этом русле наиболее выдающимися проектами оказались выполненный Макинтошем проекты Школы искусств в Глазго, а также Дома любителей искусств в Дармштадте. При всей своей «современности» облик здания сохранял отпечаток народной шотландской традиции. Характерными работами являются также серия чайных магазинов в Глазго, где Макинтошу удалось блестяще решить поставленную перед ним задачу. Его последними интересными работами были рисунки для тканей и пейзажная живопись.

Как лидер «ар нуво» в Англии он внес весомый вклад в осознание значения функции здания и во внедрение элементов японского искусства в орнамент. Архитектурное творчество Макинтоша как представителя модерна оказало значительное влияние на развитие рационализма в Великобритании, Германии и Австрии.

В начале XX века принципы модерна начали терять свое значение. Поиски прогрессивных архитекторов европейских стран начала XX века были направлены в сторону более рациональных форм. Изучались достижения Чикагской школы архитектуры; стали внимательнее присматриваться к рациональным решениям промышленных зданий, инженерных сооружений и к новым формам общественных зданий, полученым на основе смелых металлических конструкций. Представители этого направления: немецкий архитектор Петер Беренс (1868–1940), австрийцы Отто Вагнер (1841–1918) и Адольф Лоос (1870–1933), француз Огюст Перре (1874–1954) и Тони Гарнье (1869–1948).

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Всеобщая история архитектуры: Учебник: В 2 т. / Под ред. Б.П.Михайлова. – М., 1958 – 1963.

2. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учебник для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т.1.

3. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – Москва: БММ АО, 2005.

Дополнительная литература

1. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – Москва: Арт-родник, 2005.

2. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.

3. Комарова И.И. Архитекторы. 300 биографий: Краткий биографический словарь. – М., 2000.

4. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.

5. Харди У. Путеводитель по стилю «Ар нуво» / Пер. с англ. Т. Боднарук, М. Лахути. – Москва: Радуга, 1998.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: