План лекции:
1. Строительство Петербурга
2.Ф.-Б Растрелли – ведущий зодчий эпохи барокко
3. Архитектура русского классицизма
4. Творчество выдающихся мастеров
5. История строительства Эрмитажа
Краткое содержание
Расцвет русского Просвещения. Реформы Петра 1 и развитие культуры. Образование и наука. Санкт-Петербургская Академия наук (1724); ее структура: гимназия, университет. Основание «Академии «трех знатнейших художеств» (1757). Первые профессора и ученики Академии художеств. Русская архитектура XVIII века. «Город» и «человек» – главные темы художественной культуры эпохи. Петербург – город нового времени. Русское барокко. Ф.-Б Растрелли – выдающийся зодчий эпохи барокко. Синтез искусств в ансамбле барокко. Архитектура русского классицизма. Садово-парковое искусство XVIII века.
Архитектура. Петербург мыслился Петру как город нового типа, который не должен был походить на Москву, хранившую на себе печать русского средневековья. В отличие от Москвы Петербург должен был стать городом каменным. Для строительства новой столицы был приглашен из Копенгагена архитектор Доменико Андреа Трезини (1670 – 1734). С 1704 года – главный архитектор Петербурга. По проектам, под наблюдением и при участии Трезини были построены Петропавловская крепость (Петропавловский собор, Петровские ворота), здание Двенадцати коллегий – одного из наиболее характерных архитектурных сооружений петровского времени (структурность, двенадцать равных элементов, ризолиты, валютообразный фронтон). Постройки Трезини отличаются четкостью планов, скромным декоративным убранством, сочетанием крупных ордерных элементов с деталями барокко. Большинство построек новы по назначению и по архитектуре. Таков первый русский музей – Кунсткамера, в сооружении которого принимали участие архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери, М. Г. Земцов. Реальный генеральный план Петербурга относится к концу 1730-х годов, создан выдающимся русским архитектором – градостроителем Петром Михайловичем Еропкиным. Теория архитектуры: в 1740 году был разработан документ «Должность архитектурной экспедиции» (под влиянием Витрувия и Палладио). С именем И.К. Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе (знаменитая золоченая Адмиралтейская игла); известным сооружением М.Г. Земцова является Аничков дворец.
|
Русское барокко. Отличалось от западного структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих ее элементов, мажорным характером, активным использованием ярких светов в окраске, колористическими контрастами, включая золочение. Характерно творчество наиболее крупного мастера Франческо Бартоломео Растрелли (1700 – 1771), который переосмыслил традиции архитектуры европейского барокко под влиянием русской национальной художественной культуры. Наиболее крупные постройки: Екатерининский дворец в Царском селе (ныне г. Пушкин), Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве. Принципы архитектурного решения: тектоничность планов и объемов, ритмическое разнообразие фасадов, анфилада, культура детали, сочный орнамент, введение цвета.
Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719 – 1774), крупнейший зодчий Москвы, представитель барокко, основатель первой русской архитектурной школы из которой вышли, К. Бланк, А. Кокоринов, П. Никитин, М. Казаков. Автор колокольни Троице – Сергиевой лавры (причудливая барочная декорация, пластическая выразительность и вместе с тем простота форм и композиций, монументальность).
|
Аргуновы – семья русских художников и архитекторов XVIII века, крепостные графов Шереметевых: Федор Семенович Аргунов, в творчестве которого отразились основные черты, характерные для русского барокко середины XVIII века. Павел Иванович Аргунов, сын крепостного живописца Ивана Аргунова, в 1793 году в Москве возглавил строительство Останкинского дворца – театра (при участии архитектора А. Миронова) по переработанному проекту Ф. Кампорези.
Во 2-й половине XVIII века развивался в русской архитектуре стиль классицизм, который прошел три этапа: ранний (1760 – 1780), зрелый (1780 – 1800), поздний (1800 – 1840). Одним из наиболее видных архитекторов раннего классицизма был Александр Филиппович Кокоринов (1726 – 1772). Главное сооружение, связанное с именем Кокоринова и его соавтора Ж.-Б. Валлена – Деламота (1729 – 1780), французского архитектора, приглашенного И. Шуваловым в Россию, – Академия художеств. Среди построек Деламота – Малый Эрмитаж.
Юрий (Георг Фридрих) Матвеевич Фельтен (1730/2 – 1801): здание Старого или Большого Эрмитажа на набережной Невы и галерея – переход над зимней канавкой. Василий Иванович Баженов (1738 – 1799). По окончании Академии художеств был отправлен на стажировку во Францию и Италию. Основные работы: проект дворца в Московском Кремле и ансамбль в Царицыно под Москвой (ансамбль Екатерине II не понравился; проект дворца не был осуществлен). Одной из выдающихся его построек является Дом Пашкова, ставший своеобразным символом Москвы. Баженовым создана архитектурная школа, которую прошли многие зодчие, работавшие уже в XIX веке. Наряду с Баженовым в Москве работал Матфей Федорович Казаков (1768 – 1812). Его основные постройки: Сенат в Московском Кремле, Университет и дом Долгорукого-Крымского (ныне Дом Союзов). Внутри дома был перекрыт парадный двор, над которым зодчим был создан легендарный Колонный зал. Используемый в нем прием коринфской колоннады, превращающий пространство зала в подобие античного перистиля, был развит И. Старовым в Таврическом дворце и Д. Кваренги в Актовом зале Смольного. В качестве ведущего зодчего сменил В. Баженова на строительстве усадьбы Царицыно, в 1790 году возвел по заказу Д. Голицына больницу («Голицынская больница»). Велик вклад, внесенный в русскую архитектуру 1780 – 90-х годов, Джакомо Антонио Кваренги (1744 – 1817), Чарльзом Камероном (1740-е – 1812). Д. Кваренги, итальянский архитектор, работал в России, крупнейший представитель русского классицизма. Наиболее значительные работы: Академия наук, Эрмитажный театр и «Лоджии Рафаэля», Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском селе, Георгиевский зал Зимнего дворца, Смольный институт. Постройки отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм, которая достигается введением торжественных колоннад («палладианство»). Чарльз Камерон (1746 – 1812), английский архитектор, в 1779 году был приглашен в Россию, определен архитектором Императорского двора, отвечавшим за «строения» в Царском селе. Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле: комплекс терм, включающий «Холодные бани» и «Агатовые комнаты», большая открытая «Камеронова галерея» и «Висячий сад», пандус. Работы Камерона в Царском селе имели большое значение для утверждения зрелищного классицизма в России. Камерон обладал фантазией декоратора, был мастером внутренней отделки (апартаменты Екатерининского дворца). С 1779 года до 1786 года работал в Павловске; его выдающимся достижением является создание ландшафтного сада. Антонио Ринальди (1710 – 1794), уроженец Италии, начал работать в России с 1751 года; создал Китайский дворец в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), Мраморный дворец, загородный Гатчинский дворец. Львов Николай Александрович (1751 – 1804), русский архитектор, видный деятель русской культуры 2-й половины XVIII века, ученый и поэт; стал одним из основоположников пейзажного стиля в русском садово-парковом искусстве.
|
История строительства Эрмитажа (1754 – 1762). Одно из главных зданий Эрмитажа – Зимний дворец; в 1765 году рядом с Зимним дворцом был возведен Малый Эрмитаж (или «Ламотов» павильон, арх. Валлен-Деламот); в 1775 – 1784 году было выстроено здание Старого Эрмитажа (арх. Ю. Фельтен); Новый Эрмитаж сооружался с 1840 по 1849 гг. по проекту немецкого архитектора Лео Кленце (1784 – 1864).
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Всеобщая история архитектуры: Учеб. пособие для архит. вузов и факультетов / Под ред. Б.П.Михайлова. – М., 1958. – Т. 1; 1963. – Т. 2.
2. Всемирная история архитектуры. – М, 1968. – Т. 6.
3. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – Л., 1984.
Дополнительная литература
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей: Учеб. пособие. – М., 1983.
2. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.
3. Овсянников Ю. Ф.-Б. Растрелли. – М., 1982 (серия «Жизнь в искусстве»)
4. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – Москва, 2000.