План лекции
1. Архитектура классицизма начала ХIХ века.
2. Стиль ампир в архитектуре
3. Архитектура середины и 2-й половины XIX века
4. Предромантические направления в архитектуре
Краткое содержание
Архитектура классицизма начала ХIХ века. Получает дальнейшее развитие проблема городского ансамбля. Сооружаются общественные здания, утверждаются простота, ясность конструктивных форм и строгость пространственных композиций в архитектуре К.Н. Леду, Э.Л. Булле, Ж. Леке.
Клод Никола Леду (1736 – 1806): проект города Шо, Дом Добродетели, пропилен (заставы) Парижа, застава Ла Виллет. Стиль «ампир» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, завершающая фаза эволюции классицизма. Принципы и структура формообразования; пышная репрезентативность и тяжеловесность построек Шарля Персье и Франсуа Фонтена, перестройка и отделка Лувра, Фонтебло в соответствии со стилем ампир. Своеобразие английского классицизма, изящество ордерного декора построек Р. Адама.
Ампир (фр. Empire – империя) – стиль в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве первой трети XIX века в странах Европы, завершающая фаза эволюции классицизма. Основные источники творческого переосмысления и вдохновения для ампира – искусство архаики в Древней Греции и искусство императорского Рима, а также культура Древнего Египта. В античности ампир черпал, с одной стороны, монументальность, лаконизм, а с другой – идею утверждения имперского величия через посредство многочисленных атрибутов и символов. Широкое распространение в архитектуре ампира получили массивные портики дорического и тосканского ордеров, контрастирующие с гладью стен и геометризмом объемов, а декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой, главным образом римского происхождения (ликторские связки, доспехи, геральдические орлы и т. п.). Пластические особенности древнеегипетского искусства подсказали мастерам ампира активное использование больших нерасчлененных поверхностей стен, геометрическую правильность цельных объемов зданий, массивность пилонов и колонн. Мастера ампира прибегали также ко многим антикизированным мотивам древнеегипетских орнаментов и символов, среди которых ведущее место отводилось изображениям сфинксов. Вместе с тем в структуре формообразования ампира просматриваются и некоторые новшества. Среди них – усиление градообразующей роли фасадов зданий, использование стены не только как грани массивного объема, но и как плоской преграды, призванной обеспечить симметричность и гармоничность ансамбля в целом.
|
Архитектура середины и 2-й половины XIX века. Бурный рост производительных сил европейских стран в середине XIX века, возникновение новых типов жилых и промышленных зданий, характерных для эпохи капитализма. Широкое распространение типов буржуазного особняка и доходного дома, особенно интенсивное развитие типов зданий, связанных с торговлей и транспортом: крытых рынков, торговых пассажей, универсальных магазинов, железнодорожных вокзалов, выставочных павильонов и т.д. Прогресс строительной техники на основе применения новых материалов: чугуна, стали, цемента, стекла, коренные изменения несущих и ограждающих конструкций.
Распад классицизма, утверждение эклектизма как метода архитектурного мышления, основанного на свободном выборе композиционных и стилистических прототипов в архитектуре прошлого. Стилизаторство как частный случай эклектизма, связанный с сознательным использованием форм одного исторического прототипа.
|
Разнообразие проявления эклектизма в различных странах. Своеобразный «готический романтизм» в архитектуре Англии – здание парламента в Лондоне (арх. Ч. Барри и О.-Ч. Пьюджин), «готические» коттеджи. Применение различных исторических стилей в проектах крупных гражданских зданий: Британского музея в Лондоне, ратуши и парламента в вене. Декоративизм и смешение форм стилей Возрождения, борокко и классицизма в здании Большой оперы в Париже (арх. Ш. Гарнье).
«Классическое» и «готическое» направления в творчестве Шинкеля. Берлин Шинкеля. Архитектор Л. Кленце и его антикизирующие постройки в Мюнхене – глиптотека и пропилеи.
Критика эклектизма. Рационалистический подход Г. Земпера. Противоречия концепции Земпера (национальная галерея в Дрездане и др.).
Предромантические направления в архитектуре. Сочетание романтических черт и научно-рационалистических основ в теоретических концепциях Э. Виолле ле Дюка. Романтическая концепция архитектуры в трудах Д. Рескина. У. Моррис – ученик и последователь Д. Рескина. Романтические истоки творческих исканий Морриса – собственный дом в Бексли-Хиз «Ред-хаус» (совместно в арх. Ф. Уэббом), движение «Искусств и ремесел».
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Бунин А.В., Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства: В 2 т. – М., 1979.
2. Всемирная история архитектуры. – М., 1972. – Т. 10
3. Всеобщая история архитектуры / Под ред. Б.П. Михайлова – М., 1963. – Т. 2.
4. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности / Пер. с нем. – Москва: БММ АО, 2005.
Дополнительная литература
1. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.
2. Золотарева Л.Р., Ким Л. Всемирная история архитектуры I: Электрон. учебник. – Караганда: КарГТУ, 2011.