Тема 24 Архитектура экспрессионизма. «Органическая архитектура » Ф.Л.Райта




(1 час)

План лекции

1. Э.Мендельсон – немецкий архитектор-экспрессионист

2. Ф.Л.Райт – крупнейшая фигура в истории архитектуры

3. «Стиль прерий»

4. Принципы «органической архитектуры» и их реализация

5. Райт – теоретик

 

Краткое содержание

При общем стремлении в 1920 – 1930-х годах к функционализму в странах Европы и Америки не угасают полностью и экспрессионистические тенденции, предшествовавшие функционализму. Еще в Германии начала 1920-х годов было достаточно заметным движение экспрессионистов, цель которых в архитектуре сводилась к поискам необычного, эмоционально-яркого архитектурного образа, соответствующего новой эпохе, ее индустриальному духу. Прибегая к современным средствам, архитекторы делали акцент на пластике объемов, на острых и неожиданных сочетаниях форм и членений. В железобетоне они видели большие возможности для создания динамичных пластических композиций. Скульптурная округлость форм, отказ от жестких прямоугольных очертаний были одним из внешних признаков экспрессионизма. Одним из представителей экспрессионизма был немецкий архитектор Эрих Мендельсон (1887 – 1953). «Функция без чувства – лишь строительство. Функция плюс динамика – вот то, чего следует добиваться» (Э.Мендельсон). Учился в Высшей технической школе в Мюнхене (1907 – 1911) у Т.Фишера. В 1911 – 1944 годах был близок к объединению модернистов «Синий всадник». В 1919 году вместе с Л.Мисом ван дер Роэ, В.Гропиусом и П.Беренсом организовал «Новембергрупп», объединившую архитекторов нового направления. Тогда же открыл собственную мастерскую в Берлине. Его контора стала одной из наиболее процветающих в Германии. Первые же его работы – башня Эйнштейна в Потсдаме, магазины Шоккена в Штутгарте, Нюрнберге и Хемнице (1926 – 1929) привлекли к нему внимание. В своих ранних постройках под влиянием модерна, а затем экспрессионизма сочетал остро выразительную скульптурную пластичность архитектурной формы со строгой функциональностью планировки и общей композиции. Характерным примером может служить здание астрофизической лаборатории великого ученого – так называемая «Башня Эйнштейна» в Потсдаме (1920 – 1921) – «здание-скульптура». Со второй половины 1920-х годов перешел от напряженной динамики первых построек к более спокойным, хотя и не менее эффективным решениям, близким к архитектуре функционализма. В 1933 – 1941-х годах жил и строил в Великобритании; в 1936 – 1937-х годах строил в Иерусалиме; с 1941 года обосновался в США. В США им возведены две важнейшие постройки – госпиталь Маймонида в Сан-Франциско и синагогальный центр в Сент-Луисе. Богатая пластическая фантазия, проявившаяся и в последних работах Мендельсона, сближает его творчество с концепциями органической архитектуры.

Френк Ллойд Райт (1869 – 1959), знаменитый американский архитектор, основатель и ведущий мастер школы органической архитектуры, крупнейшая фигура в истории архитектуры. Отрицал типизацию сооружений, разработал «стиль прерий», концепцию проектирования «изнутри наружу», сформулировал идею непрерывности архитектурного пространства, был последним романтиком и одним из первых функционалистов в архитектуре конца XIX – 1-й пол. XX в.

Родился в Ричленд-Сентере, штат Висконсин. Его отец был священником и музыкантом, мать – сельской учительницей. Все воспитание мальчика было подчинено мечте матери сделать сына великим архитектором. Учился в инженерном колледже висконсинского университета, совмещая учение с работой в проектном бюро и на стройке. Однако за три месяца до окончания он оставил университет; всю жизнь потом он отрицательно относился ко всякому «школьному» образованию, и особенно, к схоластическому архитектурному образованию, оторванному от практики строительства и реальных требований жизни. Переехав в 1887 году в Чикаго, Райт начал работать у архитектора Луиса Салливена и вскоре стал его ближайшим помощником (1887 – 1893). Райт сформировался как архитектор в атмосфере новаторских исканий Чикагской школы. Кроме того, на него оказали большое влияние народная американская архитектура ХIХ века, традиционная японская архитектура; в философских и архитектурно-теоретических взглядах – его учитель Салливен. Первый период самостоятельной, творческой и строительной деятельности (1893 – 1909) – постройка «домов прерий»: дом Уилитс (влияние японской архитектуры), дом Роби.

1910–1925 годы – период господства эклектики в архитектуре США, был тяжелым для Райта, он почти не имел заказов. В это время он получает приглашение из Японии, где в период 1916 – 1922-х годов строит отель «Империал» в Токио. Разработанная специально для него особая антисейсмическая конструктивная структура позволила зданию устоять при катастрофическом землетрясении 1923 года, разрушившем почти весь город. Если конструкция отеля «Империал» явилась выдающимся достижением Райта, архитектурное решение порождает ощущение отсутствия стилистической целостности.

В 1932 году открывает свою мастерскую-школу, назвав ее «Товариществом». К этому времени новизна первых работ Райта была уже забыта. Такие мастера как Корбюзье, Гропиус, Мис ван дер Роэ, ушли далеко вперед по пути применения новых архитектурных приемов. Западноевропейская пресса стала терять интерес к новым произведениям стареющего мастера.

С 1934 года начинается второй период: загородный дом Кауфмана в Пенсильвании («Дом над водопадом»), административное здание фирмы «Джонсон и его сыновья» в Расине, дом Джекобса № 1 – типичный американский дом Райта, дом в Окемос. С годами индивидуализм Райта усиливается. Он отрицает типизацию сооружений, пропагандируемую сторонниками Современного движения. «План дома – это образ жизни, а образ жизни всегда индивидуален». Считая внутреннее пространство архитектурного сооружения его сущностью, а внешнюю оболочку – производной от нее, Райт разработал концепцию проектирования «изнутри наружу», использованную в здании музея Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке (спроектирован в 1943 – 1946, построен в 1956 – 1959).

Из последних произведений Райта наиболее известны: здание музея Гугенхейма в Нью-Йорке, «Башня Прайса» в Бартсвилле, «Башня Джонсона» в Расине (идея «дома-дерева») и проект небоскреба «Иллинойс» (528-этажный небоскреб высотой 1609 м). Трудно дать оценку этому произведению. Программным произведением зодчего стал дом Кауфмана («Дом над водопадом»), который поражает необычайным мастерством, с которым он вписан в окружающую среду. Это один из блестящих примеров «органической» архитектуры. Система смелых нависающих друг над другом железобетонных консолей, являющихся как бы продолжением уступов скал над лесным ручьем, органично сочетается с романтическим пейзажем.

Сохранив верность идее о жизни среди природы (проект «города широкого простора» – Бродэйкр-сити, 1934 – 1935) и считая, что принципы органической архитектуры способны гуманизировать человеческое существование, Райт в то же время стал одним из основоположников рационализма в современной архитектуре. Будучи яркой художественной индивидуальностью, Райт не создал своей архитектурной школы, но за 70 лет своего творческого пути сделал для развития современной архитектуры больше, чем любой другой мастер в странах Запада, оказав огромное влияние на западноевропейскую архитектуру.

Райт известен не только как выдающийся архитектор-практик, но и как теоретик. Разработал теорию «органичной» архитектуры. «Органичная (или внутренне присущая) архитектура – это свободная архитектура идеальной демократии». 9 основных определений органичной архитектуры: природа, органичное, форма следует функции, романтика, традиция, орнамент, дух, третье измерение, пространство.

Сочинение Райта «Исчезнувший город».

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры: Учебник для вузов: В 5 т. – М., 1984. – Т.1.

2. Иконников А. В. Зарубежная архитектура: от Новой архитектуры до постмодернизма. – Москва, 1983.

3. Маклакова Т.Н. Архитектура ХХ века. – Москва, 2000.

Дополнительная литература

  1. Райт Ф.Л «Будущее архитектуры». – М., 1960.
  2. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: