Тема 30 Актуальные проблемы современной архитектуры (1 час)




План лекции

  1. Экологические проблемы
  2. Гуманистическая функция архитектуры. Психологические проблемы
  3. Эмоциональные факторы архитектуры
  4. Взаимосвязь интернационального и регионального. Этнокультурная идентификация
  5. Выдающиеся архитекторы современности

 

Краткое содержание

Экологический подход в архитектуре. Одна из глобальных проблем современности – проблема экологии. В настоящее время все больше внимание обращается на два основных фактора современного мирового процесса, способных повлиять на развитие культуры (архитектуры). С одной стороны, это бурное развитие научно-технического прогресса, с другой – вызванные им социальные и экологические проблемы. Технический мир становится все более автономным; новые средства производства и проектирования, появившиеся в век компьютерных технологий, а также новые материалы создают условия для самоорганизующегося технического мира. «Вторая природа» грозит оказаться единственной, о чем реально свидетельствует нарастающий процесс физического вытеснения естественной природы. Экспансия новых технологий в самых разных областях культуры и быта, новые тенденции в сфере потребления и образа жизни создают предпосылки для коренных социально-культурных изменений. Возникший экологический подход в архитектуре явился реакцией на стихию научно-технической революции. Рассматриваемая с этой точки зрения экологическая архитектура – одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которой входит охрана и восстановление окружающей среды. Среди основных принципов экологической архитектуры прежде всего следует назвать максимальную экономию природных ресурсов и материалов. Однако можно ли считать экологическую архитектуру действительно новым явлением в истории культуры? В последние годы проблемы экологии природы, человека, культуры настолько актуализировались, выступили на первый план, им уделяется столько внимания, что создается впечатление, будто и экологическое сознание, и соответствующая проектная практика – недавнее явление. Между тем, многие экологические критерии испокон веков учитывались в человеческой деятельности. Проблема экологии архитектуры поднималась на рубеже ХIХ – ХХ веков У.Моррисом; разрабатывались концепции «города-сада». В последние десятилетия они стали применяться более сознательно, специально разрабатываться и углубляться. Сегодня экологическая проблема выражается в проектной культуре прежде всего в идее органичного включения продуктов промышленного производства в среду, при этом подразумевается интеграция самого разного плана – от биохимической до социокультурной.

Органическая архитектура Алвара Аалто. А.Аалто (1898 – 1976), выдающийся финский архитектор и дизайнер ХХ века, представитель функционализма и органической архитектуры. Он был убежден, что использование натуральных материалов – это способ удовлетворить как потребительские, так и психологические запросы заказчика. Европейскую известность ему принес проект здания городской библиотеки в Выборге (1930 – 1935). В этом проекте проявились основные черты почерка архитектора: использование особенностей освещения и акустики. Форма потолка лекционного зала, набранного из сосновой рейки, корректирует распространение звуковой волны. Применение дерева – основного строительного материала Финляндии – как в конструкции сооружений, так и в отделке здания придает интернациональным по стилю постройкам местный колорит.

Гуманистическая функция архитектуры

Психологическая проблематика архитектуры. Актуальность психологической проблематики в архитектуре не вызывает сомнений и требует пристального внимания. Какой видит человек окружающую его среду, как он ее переживает, каким образом среда воздействует на его поведение, как воспринимают архитектурное пространство разные люди, что нам должна среда «сказать», «пояснить»? Каким образом ввести знания о восприятии в учебный процесс и привить их будущим архитекторам? На все эти вопросы нельзя ответить без обращения к психологии.

В 1886 году Г.Вельфлин представил свой труд «Предварительные замечания к психологии архитектуры» на соискание ученой степени доктора наук на философский факультет Мюнхенского университета. Учение Г.Вельфлина о психологии архитектуры. Эмоциональное состояние человека, воспринимающего искусство, способность к «погружению в объект». Понятие формы применительно к архитектуре рассматривается как со стороны самой формы, так и со стороны воспринимающего субъекта. Оценивая форму, человек аппелирует к процессам, протекающим в его теле, и поэтому переотягощение формы вызывает сходные симптомы у человека: усталость, угнетенность, подавленность состояния. Вельфлин оперирует термином «сила формы». Это то, что не дает форме разрушиться, держит ее элементы вместе как некая «воля». «Архитектура, – писал Вельфлин, – представлена в восприятии человека не отдельными аффектами в определенных органах чувств, а общим чувственным бытием». Он подчеркивал «антропоморфное восприятие пространственных структур», связывал формирование впечатлений в процессе восприятия пространственных структур с телесными сопереживаниями (вчувствованиями). Крепкие колонны вызывают у нас энергичную реакцию, прилив энергии; при восприятии ширины или тесноты пространства мы соответственно ощущаем изменения в дыхании; нестерпимым является состояние, вызываемое зрелищем нарушенного равновесия и т.д. Случайное выражение Гете о том, что красивое пространство должно воздействовать даже если пройти по нему с закрытыми глазами, подкрепляет утверждение, что каждое ощущение влияет на нервные окончания и вызывает определенные выражения чувств.

«Рождение» архитектурной психологии как специальной области знания относят к 1961 году, когда в названии научной конференции впервые после 1886 года (у Г.Вельфлина) появилось упоминание об архитектурной психологии – Architectural Psy­chology and Psychiatry Conference (Saltlake City, 1961). В российской школе создание архитектурной психологии специальной отрасли знания принадлежит И.Н.Тка­чикову. Наиболее полно его теоретические суждения освещены в работе «Архитектурная психология» (Киев, 1980). Он разделяет архитектурную психологию на два основных раздела, находящихся в смысловой и логической взаимосвязанности: психологию восприятия архитектурной среды и психологию творчества.

В этом русле возникает проблема рассмотрения архитектурного пространства как системы ценностей. Так, польский теоретик архитектуры Д.Т.Круликовский в перечень ценностей, которые могут быть реализованы в пространстве средствами архитектуры, включает: формальные; художественные; эстетические; исторические; познавательные; сакральные; общественные и индивидуальные; идеологические; потребительские; технические; естественные, природные и ландшафтные ценности.

Принципы восприятия архитектурных форм, разработанные в БАУХАУЗе, оказали большое влияние на формирование взглядов и концепций «современного движения» и в первую очередь на Ле Корбюзье. Обоснование новой эстетики архитектуры он видел в таких факторах: антропологический характер архитектуры; «человеческая мера» пространства; эмоциональные формы архитектуры; физиология чувствования. Ле Корбюзье говорил о «душе города» – человеке, поэтому цель планировки города – «дать человеку счастье и устранить несчастье»; дом – это не только «машина для жилья», это «место наших дум, размышлений и, наконец, это … обиталище красоты, приносящее нашему уму столь необходимое ему успокоение, то есть он рассматривает человеческие, психологические основания архитектурного пространства. В лекции «Новый дух архитектуры», прочитанной в Сорбонне 12 июня 1924 года в группе, занимающейся философскими и научными исследованиями, Ле Корбюзье подчеркивает эмоциональные факторы архитектуры: «Что такое эмоциональные формы архитектуры? То, что видит глаз. Что видит наш глаз? Он видит поверхности, формы, линии. Задача в том, чтобы все части архитектурного сооружения слить в то основное, что определяет наши эмоции, то есть в формы, которые их вызывают, одушевляют, создают между ними ощутимую связь, сообразуются с нашими чувствами». Отправную точку новой эстетики архитектуры, с точки зрения Ле Корбюзье, дает физиология чувств: «Это физиология есть, в сущности, реакция наших чувств на оптические явления. Мои глаза передают моим чувствам то, что видят. Так, в соответствии с различными линиями, которые я наношу на график, у нас возникают различные ощущения, ломаная и непрерывная линии оказывают неодинаковое воздействие на нашу нервную систему. Ломаная линия – тягостное впечатление; непрерывная – приятное впечатление; система несвязанных линий – ощущение неопределенности; система ритмических линий – чувство равновесия. Здесь вы неизбежно возвращаетесь к тому, к чему всегда прибегают художники, выбирая линии и формы, которые дают удовлетворение нашим чувствам».

Психологические аспекты экзистенциального пространства. Вопросы психологии восприятия архитектурной среды, ее «переживания» человеком занимают первостепенное место в работах известного норвежского теоретика архитектуры Кристина Норберга-Шульца. Его концепция среды в значительной степени связана с философским учением Мартина Хайдеггера (1889–1976), одного из основоположников экзистенциализма, и с психологией Жана Пиаже (1896–1980). В статье «Замыслы и методы в архитектуре» (1967) Норберг-Шульц останавливается на проблеме потребностей человека, живущего в искусственно созданной среде: физиологических, физических и психологических. Причем психологические потребности он называет самыми важными и определяет их как «потребность идентификации с культурой». Архитектор – толкователь потребностей людей в среде со всеми ее уровнями и значениями. Наиболее полное развитие и отражение взгляды Норберга-Шульца получили в книге «Существование (бытие), пространство, архитектура». Опираясь на психологические выводы Пиаже, он выделяет пять «концепций пространства», отражающие уровни его восприятия: прагматическое пространство физического развития; перцептивное пространство сиюминутной ориентации; экзистенциальное (бытийное) пространство – жилое пространство существования, формирующее у человека устойчивый образ его окружения; познавательное пространство физического мира; абстрактное пространство чистых логических отношений. В эту иерархию он добавляет экспрессивное (художественное) пространство, которое размещается где-то рядом с познавательным. Норберг-Шульц понимает пространство как выражение (измерение) человеческого существования, что шире и богаче, чем выражение его мыслей и впечатлений. Важную роль имели для него работы Кевина Линча, который интерпретировал образ города как экзистенциальное пространство. Такая трактовка преодолевает ограниченность визуально-геометрического подхода к объяснению архитектурного пространства. В понимании Норберга-Шуль­ца пространство бытия – образ, «имидж» окружения, имеющего «объект–характер». Одно из центральных понятий в системе взглядов Норберга-Шульца понятие места. Экзистенциальное пространство, складывающееся из многих мест, он разделяет на несколько уровней: географический; ландшафтный; городской (градостроительный); дом, который Норберг-Шульц называет центральным местом человеческого существования; вещь – самый низкий уровень (мебель и объекты непосредственного существования). Пейзаж, ландшафт складывается из богатства разнообразных мест. «Дух места» складывается из неповторимых, присущих месту вещей. Понятие «вещь» относится к глубинному смыслу вещи, ее значению, в котором нуждается человек, «переживающий» вещь. Например, глиняный сосуд для воды или вина может быть воспринят и понят значительно шире, чем емкость чего-то: в воде, налитой в сосуд, «живет» источник, родник, в источнике – земля, поэтому, глядя в воду, помещенную в сосуд, мы как бы ощущаем образ воды и земли. Понятие «дом» включает в себя понятия неба и земли, а также множество других значений, важных для человека.

Завершая краткий обзор психологических вопросов архитектуры в русле «человек – архитектурная среда», можно отметить наличие основных групп аспектов названной проблематики, актуальных в настоящее время в проектной деятельности: первая группа включает вопросы, связанные с ролью и местом психологического знания и психолога в процессе выбора проектных решений и его взаимодействия с автором-архитектором; вторая – с определением самого архитектурного пространства как объекта проектирования во взаимодействии с восприятием и деятельностью людей; третья – с вопросами формирования специалиста-архи­тектора в процессе обучения, достаточно подготовленного к решению архитектурно-психологических задач.

Сочетание интернационального стиля и региональных особенностей, этнокультурная идентичность. В этом плане интересен опыт японских архитекторов: «Мы давно знали многое, о чем европейцы только догадывались: связь с природой, простота, сочетание постоянного и временного, красота обнаженной конструкции. Когда пришло время создать нашу собственную современную архитектуру, мы превзошли западное искусство, европоцентризм закончился» (Кисе Курокава).

«Архитектура становится ближе и понятнее, если лучше узнать людей, которые ее создают» (Евгения Микулина, журналист). Выдающиеся архитекторы современности: Солери Паоло (1919), Петер Смитсон (1923), Роберт Вентури (1925), Чарльз Мур (1925), Пели Сезар, Альдо Росси (1931), Питер Эйзенман (1932), Этторе Соттсасс (1917), Жан Нувель (1945), Дэвид Чипперфилд, Арато Исодзаки (1931), Кенго Кума (1954), Сантьяго Калатрава (1951), Кисе Курокава (1934) и др.

Паоло Солери, современный американский архитектор итальянского происхождения. Изучал архитектуру в Политехническом институте в Турине. С 1947 года жил в США. Работал у Ф.Л.Райта в Тейлизин Уэст. Первый этап творчества приходится на середину 1950-х годов. К этому времени относится строительство «земляных домов», которые принесли Солери известность. Постройки создавались наполовину вручную. На втором этапе спроектировал высокогорный «Меза-Сити» (1959), которому придал очертания человеческой фигуры. Новизна состояла в экологическом подходе к созданию равновесия «природа – человек». Третий этап – период теоретических исканий, в результате которых разработал собственную концепцию «архологии» – сочетания архитектуры и экологии. Архологические проекты были представлены на ряде выставок и в нескольких увражных альбомах. Архитектор живет в творческой колонии художников «Косанти-фондейшн» в Аризоне, где на субсидии Университета штата Аризона с 1969 года занят сооружением «микроархолога» – «Аркосанти II».

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Маклакова Т.Н. Архитектура ХХ века. – Москва, 2000.

Дополнительная литература

  1. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – Москва: Арт-родник, 2005.
  2. Комарова И.И. Архитекторы. 300 биографий: Краткий биографический словарь. – М., 2000.
  3. Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира: Сб. ст. / Под ред. Е.Микулиной. – Москва, 2012.
  4. Фремптон К. Современная архитектура. Критическая история. – Москва, 1986.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: