Тема 29 Архитектура рубежа XX – XXI столетий. Стилевое многообразие (1 час)




План лекции

1. Стилевые направления высоких технологий в архитектуре

2. Минимализм

3. Хай-тек

4. Брутализм

5. Метаболизм, постметаболизм

6. Деконструктивизм

Краткое содержание

Минимализм в архитектуре. Основные черты: отсутствие иерархии в отношениях между составными частями объекта; художественно-геометрические формы, однотонность композиции на основе решетки. В архитектуре минимализм выражается в сокращении выразительных средств, широком использовании незаполненных пространств, абсолютной простоте и чистоте линий. Наглядным примером служат работы Джона Паусона. Его архитектурные концепции строятся на свойствах пространства, света и материалов, он отвергает манерность в стилистике объектов. В числе прочих архитекторов-минималистов можно перечислить Луиса Баррагана, А.Г. Фронзоне, Клаудио Сильверстин, Питера Цумтора, Тадао Андо.

Брутализм. Происхождение: Великобритания. Брутализм – направление в архитектуре периода 1950 – 1970-х гг., имел распространение практически во всех странах Европы и мира, в том числе в США, Канаде, Японии, Бразилии, странах Скандинавии и СССР. Имеет интернациональный характер. Эстетически брутализм вписывается в контекст европейского модернизма 1950 – 1970 гг. (в сфере пластических искусств – графики, скульптуре; кино, фотографии, оформлении интерьеров) – с его поисками новых средств выразительности. Представители брутализма стремились к обнажению конструктивной системы постройки, выявлению архитектоники простых и подчеркнуто грубых архитектурных масс. Бруталисты отказывались от декоративных приемов, скрывающих естественную фактуру конструктивных материалов – стали, железобетона, кирпича; на фасады выводился каркас, а иногда и внутренние коммуникации. Персоналии: Петер и Элисон Смитсоны, современные английские архитекторы, лидеры брутализма, необрутализма. Первым зданием, относящимся к необрутализму, стала школа в Ханстенгтоне (ок. 1950). Здание школы в Норфолке (1954) – одно из наиболее спорных этого времени. Его формы навеяны творчеством Миса ван дер Роэ, однако в здании школы конструктивная схема обнажена грубее. Их наиболее значительное сооружение – здание редакции журнала «Экономист» в Лондоне (1962 – 1964) и Робин-Гуд-гарденс (1968 – 1972). Начиная с 1953 года, вели активное проектирование для исламских стран. В последние годы занимались исключительно преподавательской и публицистической деятельностью. Родственны брутализму постройки Луиса Кана, Пола Рудолфа – в США; В.Вигано – в Италии, Кунио Маэкава – в Японии.

Метаболизм.Происхождение: Япония. Метаболизм (фр., гр. – превращение, изменение). Концепция метаболизма (Кензо Тангэ, Кисе Курокава, Кионори Кикутаке). Новое направление в архитектуре было выдвинуто Кензо Тангэ. Именно под термином «метаболизм» новое направление было концептуально провозглашено Кисе Курокавой в 1960 году в Токио во время межународной конференции по дизайну, которую провела Торговая палата Японии. В основу концепции метаболизма был заложен симбиоз двух структур: некоторого статичного конструктивного фундамента и динамичного ансамбля архитектурных элементов. Метаболисты совершенно правильно рассматривали городскую архитектуру как неравномерно развивающуюся среду, в которой элементы развиваются и «погибают» с разными скоростями и темпами. Если не учитывать, что каждому элементу городского ландшафта присуща разная скорость метаболизма (отсюда аналогия с процессом в живых организмах), то городской ландшафт будет устаревать гораздо быстрее, поскольку статичные конструкции рассчитаны на минимальное для них «время жизни». Таким образом, по замыслу Тангэ и Курокавы каждая архитектурная форма должна состоять из, во-первых, прочного и «долгоживущего» каркаса, который жизнеспособен во все времена, независимо от моды и тенденции; во-вторых, подвижных и легко сменяемых элементов, которые быстро «умирают», но которые легко можно обновить, заменяя их новыми архитектурными решениями, отвечающими духу времени и моды. По такому принципу в 1971 году был построен жилой многоквартирный дом «Нагаки» в столице Японии. Этот «дом-дерево» состоял из мощного ствола-фундамента, который скрывал все коммуникации и системы снабжения, и квартир-капсул, которые нанизывались на этот ствол, причем смена и монтаж новой квартиры-капсулы занимал всего несколько часов. В капсулах-комнатах и стены, и мебель были собраны на заводе с аккуратностью новой «мазды». Как живой организм, эта жилая конструкция могла расти и дальше – ствол наращивается, а капсулы монтируются на ствол по мере его роста. «Капсульная башня Накагино» прославила и Курокаву, и метаболизм. В трактовке самого Кисе Курокавы концепция метаболизма принимает ясные и четкие очертания: «Я надеялся сохранить самотождественность человека и очеловечить саму архитектуру через единство контроля над архитектурой и развития технологии… Речь шла не только о массовом производстве жилищ, но также о формировании архитектуры, способной к изменениям и росту. Подобную архитектуру можно было бы также описать как систему «самоорганизации», когда жители могут принимать реальное участие в проектировании».

Хай-тек. Происхождение: США, Великобритания. Основные сведения: хай-тек (от англ. – высокая технология) – направление в архитектуре и дизайне, возникло в начале 1970-х гг. Девиз: «Форма следует за функцией». Характерные черты: внешняя простота и элегантность; дизайн с ярко выраженными технологическими мотивами; использование промышленных материалов или материалов, изготовленных с помощью новейших технологий, в новом контексте. Например, промышленные ковры и резиновые напольные покрытия из госпиталей и фабрик перекочевывают в офисы, равно как и индустриальные осветительные приборы. Пионерами хай-тека были британские архитекторы Норман Фостер и Ричард Роджерс, включавшие индустриальные элементы в дизайн своих зданий. Следуя девизу Л.Г. Салливена «форма следует за функцией» они превращали элементы конструкции в элементы дизайна. Классическими примерами архитектуры хай-тек является центр Жоржа Помпиду, построенный Р. Роджерсом и Р. Пьяно (1971–1977) в самом начале эры хай-тек; здания банков Гонконга и Шанхая по проектам Н. Фостера (1979–1988); Хан Шатыр – в Астане (арх. Н. Фостер, открыт в 2010 году). В дизайне интерьеров хай-тек воплощали Питер Андес, Пол Хэй, Джозеф Пол д’Урсо. Стиль хай-тек продолжал свое существование, хотя постепенно все чаще его использовали с чисто эстетическими целями, для того, чтобы придать зданиям максимально футуристический вид. В наше время этот стиль по-прежнему широко используется, однако, как правило, с традиционными элементами дизайна.

Деконструктивизм.Происхождение: Франция. Основные сведения: деконструктивизм, возникший в 1980-х годах, относился не столько к дизайну в целом, сколько к архитектуре и дизайну интерьеров. Концепция деконструктивизма была предложена литературным критиком Жаком Дерридой в конце 1960х гг. Деррида считал, что каждый текст можно интерпертировать множеством разных способов, поэтому он никогда не значит в точности то, что в нем написано, а то, что написано, не передает в точности его значение. В 1970-х гг. теория Дерриды нашла применение в одном из направлений в архитектуре и дизайне интерьеров – деконструктивизме, целью которого стала демонстрация внутреннего содержания и функций объемов. В 1988 году Филипп Джонсен провел в Нью-Йоркском музее современного исусствы выставку, на которой продемонстрировал это направление работами семью архитекторов, в числе которых были Питер Эйзенман, Заха Хадид, Френк Гэри и Бернар Чуми. На выставке были представлены архитектурные проекты и рисунки, которые в то время расценили как образцы в стиле сдержанного модерна. Лишь некоторые из архитектурных проектов деконструктивистов были реализованы, среди них проект парижского парка Виллет Бернара Чуни. Сделав центром внимания выставки новый «изм», Джонсен тщательно подбирал для нее экспонаты с характерными геометрическими узорами, неровными поверхностями, осколками стекла и металла – все эти элементы вскоре перекочевали из архитектуры в графический дизайн, где снискали большой успех. В некоторых произведениях деконструктивистов заметны и мотивы конструктивизма. Кроме того, этот стиль тесно связан с постмодернизмом.

Основные свойства: для этого стиля характерны ломаные, разделенные на части формы, перекрывающиеся поверхности – по контрасту с логикой и порядком; многослойные изображения, сложная геометрия, отрицание исторических стилей и орнаментации.

Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Маклакова Т.Н. Архитектура ХХ века. – Москва, 2000.

Дополнительная литература

  1. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. – Москва: Арт-родник, 2005.
  2. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – М., 2000.
  3. Словесные конструкции: 35 великих архитекторов мира: Сб. ст. / Под ред. Е.Микулиной. – Москва, 2012.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: