Тема 26 История советской архитектуры. Советская архитектура 1-й половины XX века (1 час)




План лекции

1. Этапы развития советской архитектуры

2. Архитектура 1920 гг. Русский конструктивизм

3. Архитектура 1930 – 1940-х гг.

 

Краткое содержание

Архитектурный авангард и реформы архитектурной школы. Советские павильоны на международных выставках. Проблемы массового жилища и социалистического расселения. Формирование новой направленности зодчества в 30-е годы. Архитектура различных союзных республик. Архитектура военных лет. Реставрация памятников и восстановление городов. Творчество мастеров.

Этапы развития советской архитектуры 1-й половины ХХ века. Искусство и политика: ленинский план монументальной пропаганды. Участие художников в оформлении революционных праздников, агитпоездов, манифестаций, открытия первых монументов после революционной России (С.Т. Коненков, А.Н. Андреев). Агитационное искусство времен гражданской войны, рождение советского плаката (окна РОСТА, В. Маяковский, М. Черемных, А. Моор – Д.С. Орлов, В. Дени). Формирование новых принципов художественного образования (ИНХУК, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, выставочная и теоретическая деятельность К. Малевича, Л. Лисицкого, В. Татлина и др.).

Русский конструктивизм 20-х гг. Конструктивизм – направление в советском искусстве 1920-х годов, возникшее перед революцией 1917 года в рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн. С 1921 года, когда была создана рабочая группа конструктивистов (А.М. Ган, К.К. Медунецкий, А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, В.А и Г.А. Стенберги), конструктивизм активно проявился в архитектуре, дизайне, в оформительском и театральном искусстве, в живописи и графике, искусстве книги и плакате, в архитектурной и художественной теории. В первые годы советской власти конструктивизм формируется в тесном взаимодействии творчества архитекторов и дизайнеров с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (супрематизм, кубизм, футуризм). Формально-эстетические поиски К.С Малевича, В.Е. Татлина, Л.М. Лисицкого, А.М. Родченко возникли на стыке живописи, архитектуры и дизайна. Приверженцы конструктивизма стремились к переустройству жизни, конструированию среды, выдвинув лозунг производственного искусства и внедрения его в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Принципы функциональности, современности, лаконичной выразительности предмета, удобство его для массового машинного производства, сформулированные теоретиками производственного искусства (О.М. Брик, А.М. Ган, Н.М. Тарабукин), дали толчок развитию дизайна – художественного конструирования нового типа мебели (А.М. Родченко, братья В.А., Л.А. и А.А. Веснины), арматуры, посуды (А.М. Родченко, А.М. Ган), создания новых тканей (В.Ф. Степанова, Л.С. Попова), рабочей одежды (В.Е. Татлин, В.Ф. Степанова). Конструктивизм сыграл большую роль в развитии плаката (фотомонтажи братьев В.А. и Г.А. Стенбергов, Г.Г. Клуциса), конструирования книги (работы А. М. Гана и Л.М. Лисицкого). Театральные постановки конструктивистов – это «станки» для работы актеров (конструкции А. А. Веснина, Л.С. Поповой для постановок В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова). Идеи конструктивизма были воплощены в графике и живописи 1920-х годов представителями творческого объединения ОСТ (А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов). Творческие концепции конструктивизма в архитектуре утверждали функциональность, конструктивность, технологическую целесообразность архитектурной формы. Эти принципы были реализованы в теории и практике братьев Весниных, М.Я. Гинзбурга, К.С. Мельникова, И.А. Голосова, И.И. Леонидова, А.С. Никольского. Всеобщее увлечение конструктивизмом отразилось в некоторых постройках А.В. Щусева.

В июне 1931 года в решениях Пленума ЦК ВКП(б) была дана широкая программа работ по реконструкции старых и строительству новых городов и намечен практические пути выполнения этой гигантской задачи. Новым типом здания являются Дворцы и Дома культуры, построенные во множестве городов СССР и представляющие сочетание театрального зала, помещений для учебных занятий, залов и комнат отдыха, выставочной галереи, библиотеки-читальни, физкультурного зала и т.д. (Дворец культуры им. Лихачева в Москве, арх. Л.А., В.А., А.А. Веснины).

Качественно новыми чертами отличаются и такие крупные общественные здания, как Государственная библиотека им. В.И. Ленина в Москве (ныне Всероссийская Государственная библиотека, арх. В. Гельфрейх и В. Щуко), а так же многочисленные крупные театральные здания рассчитанные на массового зрителя: стадионы (стадион «Динамо» в Москве, арх. Л. Чериковер).

Развитие советской архитектуры неразрывно связанно с реконструкцией советских городов (Постановление «О генеральном плане реконструкции г. Москвы», 1935г.). Огромное значение имело строительство Московского метрополитена (арх. И. Фомин, А. Щусев, В. Гельфрейх, Н. Колли, А. Душкин). Планы социалистической реконструкции успешно осуществлялись во множестве городов СССР, в том числе Харькове, Ростове-на-Дону, Свердловске, Новосибирске, Челябинске, Ташкенте, Фрунзе, Алма-Ате и др. Изменился архитектурный облик, характер планировки, застройки и благоустройства. Прямым следствием социалистической индустрии явилось возникновение и быстрый рост новых городов: на Урале (Магнитогорск), Украине (Большое Запорожье), Дальнем Востоке (Комсомольск), Кавказе (Сумгаит), Крайнем Севере (Игарка) и др. Изменение архитектурного облика села.

Крупным достижением советской архитектуры явился павильон СССР на Международной выставке 1937 года в Париже (арх. Б. Иофан, скульпт. В. Мухина).

Великая Отечественная война мобилизовала архитектурные силы на помощь фронту и военному производству.

Творчество мастеров советской архитектуры 1-й половины ХХ века: династия архитекторов Бенуа: Бенуа Николай Леонтьевич (1813 – 1898), Бенуа Леонтий Николаевич (1856 – 1928); Померанцев Александр Никанорович (1848/1849 – 1918); Жолтовский Иван Владиславович (1867 – 1959); Гинзбург Моисей Яковлевич (1892 – 1946); Фомин Иван Александрович (1872 – 1936); Покровский Владимир Александрович (1871 – 1931); Щуко Владимир Алексеевич (1878 – 1939); Щусев Алексей Викторович (1878 – 1949); династия архитекторов Весниных: Веснин Леонид Александрович (1880 – 1933), Веснин Виктор Александрович (1882 – 1950), Веснин Александр Александрович (1883 – 1959); Иофан Борис Михайлович (1891 – 1976).

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры: Учебник для вузов. – Л., 1984.

2. История советской архитектуры / Под ред. А.В. Рябушина. – М. 1985.

3. Современная советская архитектура / Под ред. А. В. Рябушина. – М., 1985.

Дополнительная литература

1. Архитектура и градостроительство. Энциклопедия / Под ред. А. В. Иконникова. – Москва, 2001.

2. Архитектурное наследство: Сборники 1 – 34. – Москва, 1951 – 1985.

3. Самин Д.К. 100 великих архитекторов. – Москва, 2000.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: